Решение стереометрической задачи тремя различными способами
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему

Здесь представлено на трех файлах моё решение решение задачи С2 (вариант 13) из пособия "МАТЕМАТИКА. Подготовка к ЕГЭ-2011" под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. Эта-же задача встречается в пособиях по подготовке к ЕГЭ-2012 у других авторов. Материал с этих файлов я скопировала со своей  презентации, которую, к сожалению,  загрузить не удалось... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение стереометрической задачи  тремя различными способами
(математика подготовка к ЕГЭ 2011 под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Калабухова
вариант 13, С2)

В  правильной   шестиугольной   пирамиде    SABCDEF сторона основания равна 1,  а  боковое ребро  равно 2. Через сторону основания АВ  и  середину  бокового  ребра  SE  проведено сечение.  Найдите  тангенс  угла  между

прямой   АЕ и  плоскостью   проведенного сечения.

Первый способ решения

     

ММ1  перпендикуляр  к плоскости  основания.  

В   ∆ SOE:  SO =      ,

 ММ1=       - средняя  линия.

Проведем  М1N ||АЕ.

Угол   МNM1  –  искомый  угол.

∆АМ1В  –  проекция ∆АМВ   на  плоскость основания.

В  ∆NМ1B:    ОР =      

 ;     =>      = ;

М1N = ;   =>     tg(M1NM )  =  =     =  .



Предварительный просмотр:

Решение стереометрической задачи  тремя различными способами
(математика подготовка к ЕГЭ 2011 под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Калабухова
вариант 13, С2)

В  правильной   шестиугольной   пирамиде    SABCDEF сторона основания равна 1,  а  боковое ребро  равно 2. Через сторону основания АВ  и  середину  бокового  ребра  SE  проведено сечение.  Найдите  тангенс  угла  между прямой   АЕ и  плоскостью   проведенного сечения.

    Второй способ решения    Координаты точек пирамиды

           

A(0;0;0),               B(1;0;0),     C,    D,    F,     S,     М.

Синус  угла  между  прямой  l и плоскостью ax + by + cz + d = 0

определяется по формуле:

l(x1;y1;z1)- направляющий  вектор  прямой  l,     n(a;b;c) – вектор нормали

                                                     →

В нашей задаче  АЕ(0; ; 0) – направляющий вектор  прямой АЕ.

Координаты вектора нормали можно найти двумя способами.

Заданная  плоскость проходит  через   три  точки        A(0;0;0),   B(1;0;0),   М.

Для точки А(0;0;0):       a∙0 + b∙0 + c∙0 + d = 0, =>    d = 0;

Для точки  B(1;0;0):     a∙1 + b∙0 + c∙0 + 0 = 0, =>    а = 0;

Для точки  М:    a∙ + b∙ + c∙ + 0 = 0, =>   b= - .

Подставим  полученные  значения в  уравнение  плоскости  и  получим:

0 + (- y + cz = 0

- y + z = 0 – уравнение плоскости, проходящее через точки А, В и М.

Следовательно,  n(a;b;c) = n (0; -  0),

 а = 0,   b= -   с = 0.

sin φ==, .     =˃   tg φ =  =  =



Предварительный просмотр:

Решение стереометрической задачи  тремя различными способами
(математика подготовка к ЕГЭ 2011 под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Калабухова
вариант 13, С2)

В  правильной   шестиугольной   пирамиде    SABCDEF сторона основания равна 1,  а  боковое ребро  равно 2. Через сторону основания АВ  и  середину  бокового  ребра  SE  проведено сечение.  Найдите  тангенс  угла  между прямой   АЕ и  плоскостью   проведенного сечения.

Третий способ решения              Координаты точек пирамиды

         

A(0;0;0),               B(1;0;0),     C,    D,    F,   S,     М.

Синус  угла  между  прямой  l и плоскостью ax + by + cz + d = 0

определяется по формуле:

l(x1;y1;z1)- направляющий  вектор  прямой  l,     n(a;b;c) – вектор нормали

                                                     →

В нашей задаче  АЕ(0; ; 0) – направляющий вектор  прямой АЕ.

Координаты вектора нормали можно найти двумя способами.

Заданная  плоскость проходит  через   три  точки        A(0;0;0),   B(1;0;0),   М.

Уравнение  плоскости,  проходящей  через  три  заданные точки  

M1(x1, y1, z1),   M2(x2, y2, z2),   M3(x3, y3, z3),

 

после вычисления этого определителя получается уравнение плоскости

ax + by + cz + d = 0 ,

где а, b и  с – координаты вектора  нормали  к  плоскости.

A(0;0;0),  B(1;0;0),    М.

   x1, y1, z1          x2, y2, z2             x3,    y3,    z3

=0       =…=  -  +

-2y + 3z = 0 – уравнение  плоскости.

Тогда  n(a;b;c) = n(0;-2;3).

Sin φ== …= .                   tg φ =  =  =

Ответ: tg φ =  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".

ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ       Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...

Элективный курс " Практикум по решению стереометрических задач"

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит расширить и систематизировать знания учащихся в использовании методов решения стереометрических задач....

Примеры решения стереометрических задач методом координат.

Примеры решения стереометрических задач методом координат.                  При   нахождении  угла...

Метод координат в решении стереометрических задач

Методическая разработка "Метод координат в решении стереометрических задач" предназначена для учителей и учащихся 10-11 классов, испытывающих затруднения при решении геометрических задач на вычисление...

Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».

Задачи части «С» Единого государственного экзамена по стереометрии в последнее время большей частью посвящены вычислению расстояний и углов в пространстве. Такие задачи часто встречаются в практике, п...

Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.

Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...

Измерение сопротивления проводника на уроке физики в 8 классе тремя различными способами

На уроках физики в 8 классе при изучении темы "Постоянный ток" выполняется несколько лабораторных работ. В том числе - "Измерение сопротивления проводника". В учебнике описана лабо...