Тема 36. ГЕОМЕТРИЯ.ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (10 класс) по теме

Петрунина Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги!

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема 36. «Геометрия. Основные сведения для решения стереометрических задач» содержит основные теоретические сведения для решения данного класса задач.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 36. Геометрия. Основные сведения для решения стереометрических задач.

Призма - многогранник, две параллельные грани которого (основания) - угольники, а остальные  граней - параллелограммы. Очевидно, что все боковые ребра призмы равны, и в основаниях - равные -угольники с соответственно параллельными сторонами.

Параллелепипед - призма, у которой основаниями являются параллелограммы.

Прямой параллелепипед - параллелепипед, у которого боковые ребра перпендикулярны плоскости основания.

Прямоугольный параллелепипед - прямой параллелепипед, основаниями которого являются прямоугольники.

Куб - прямоугольный параллелепипед с равными ребрами.

Пирамида - многогранник, в основании которого  - угольник, а остальные  граней - треугольники с общей вершиной.

Правильная пирамида - пирамида, основанием которой является правильный многоугольник, а высота пирамиды проходит через центр основания.

Прямой круговой цилиндр - тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Прямой круговой конус - тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг одной из его катетов.

 Усеченный конус - часть конуса, ограниченная его основанием и сечением, параллельным плоскости основания.

Шар - тело, полученное вращением полукруга вокруг диаметра.

Поверхность шара называется сферой.

Шаровой сегмент - часть шара, ограниченная секущей плоскостью.

Основные формулы (стереометрия).

  1. Произвольная призма ( - боковое ребро,  - периметр основания,  - площадь основания,  - высота,  - периметр перпендикулярного сечения,  - площадь бок. поверхности,  - объем).
  2. Прямая призма     .
  3. Прямоугольный параллелепипед ( - измерения,  - диагональ)          ,    
  4. Куб ( - ребро)      ,      
  5. Произвольная пирамида ( - площадь основания,  - высота,  - объем)      .
  6. Правильная пирамида ( - периметр основания,  - апофема,  - площадь бок. поверхности)      
  7. Произвольная усеченная пирамида ( и  - площади оснований,  - высота,  - объем)      
  8. Правильная усеченная пирамида ( и  - периметры оснований,  - апофема,  - площадь бок. поверхности)
  9. Цилиндр          
  10. Конус ( - образующая)             
  11. Шар, сфера          
  12. Шаровой сегмент ( - площадь сферической поверхности сегмента,  - высота сегмента)      
  13. Шаровой сектор ( - радиус шара,  - высота сегмента,  - объем)    

Дополнительные соотношения между элементами пирамиды.

а) Если все боковые ребра пирамиды образуют с основанием равные углы или если все боковые ребра равны, то вершина пирамиды проектируется в центр окружности, описанной около основания пирамиды (это точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам основания пирамиды).

б) Если все боковые грани образуют с основанием равные углы или длины всех апофем (высот боковых граней) равны, то вершина пирамиды проектируется в центр окружности, вписанной в основание пирамиды (это точка пересечения биссектрис углов в основании пирамиды), и  ( - величины двугранных углов при основании).

с) Если пирамиду пересечь плоскостью, параллельной основанию, то:

  • получится новый многогранник - усеченная пирамида;
  • боковые      ребра      пирамиды      и      высота      разделятся      на пропорциональные части;
  • в сечении получится многоугольник, подобный основанию;
  • площадь сечения и площадь основания относятся как квадраты их расстояний до вершины пирамиды.

При решении задач на комбинацию тел вращения и многогранников необходимо знать следующее:

1. Если шар описан около многогранника, то все его вершины лежат на поверхности шара.

2. Если многогранник вписан в шар, то вокруг каждой из его граней можно описать окружность.

3. Если шар вписан в многогранник (все грани касаются шара), то его центр равноудален от всех граней. Этот центр лежит на пересечении плоскостей, делящих двугранные углы многогранника пополам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение стереометрической задачи тремя различными способами

Здесь представлено на трех файлах моё решение решение задачи С2 (вариант 13) из пособия "МАТЕМАТИКА. Подготовка к ЕГЭ-2011" под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. Эта-же задача встречается в пос...

Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".

ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ       Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...

Элективный курс " Практикум по решению стереометрических задач"

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит расширить и систематизировать знания учащихся в использовании методов решения стереометрических задач....

Тема 35. ГЕОМЕТРИЯ. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Методическая разработка по теме: "Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач"

    Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. ...

Методическая разработка по теме: "Применение векторно-координатного метода в решении стереометрических задач"

    Учёные всегда стремились упростить себе жизнь – придумывали новые, простые методы решения, универсальные для множества задач, позволяющие быстро решить даже самую трудную задачу. ...

Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.

Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...