РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_vneurochn.deyat_.6_kl.-2_chasa.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка
муниципального района Нефтегорский Самарской области
Согласовано Руководитель МО
______________ М.Ф. Иванова | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ с. Утевка ________________ В.И. Кузнецов Приказ № от .08.2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для учащихся 6 класса
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
Учитель: Лопухова Наталья Николаевна
- – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям шестиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной, деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель:
- привитие интереса обучающимся к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации обучающихся разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу внеурочной деятельности включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Результаты освоения содержания программы:
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание курса
I. Из истории математики - 8ч.
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
II. Занимательные задачи - 18ч.
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
III. Математические ребусы, лабиринты - 20ч.
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
IV. Страна геометрических фигур - 15ч.
Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
V. Проектная деятельность, математические праздники - 7ч.
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная математика»
6 класс
2014-2015 учебный год
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ |
| Дата |
1. | Математика царица наук. | |
2. | Значение математики в жизни человека. | |
3. | Удивительный мир чисел. | |
4. | Как люди научились считать. | |
5. | Страна цифр и знаков. | |
6. | Взаимное расположение предметов. | |
7. | Интересные приемы устного счета. | |
8. | Великие математики России. | |
9. | Задачи со сказочным сюжетом. | |
10. | Решение задач со сказочным сюжетом. | |
11. | Занимательные задачи в стихах. | |
12. | Решение занимательных задач в стихах. | |
13. | Коллективный счет. | |
14. | Веселый счет. | |
15. | Здесь загадки и шарады. | |
16. | За загадку две награды. | |
17. | Волшебные клеточки. | |
18. | Решение логических цепочек. | |
19. | Знакомство с магическими квадратами. | |
20. | Магические квадраты. | |
21. | Игры с математическими заданиями. | |
22. | Подвижные игры с математическими заданиями. | |
23. | Знакомство с математическим лото. | |
24. | Математическое лото. | |
25. | Арифметические ребусы. | |
26. | Решение арифметических ребусов. | |
27. | Логические лабиринты. | |
28. | Решение логических лабиринтов. | |
29. | Решение ребусов и логических задач. | |
30. | Задачи – шутки. | |
31. | Решение задач – шуток. | |
32. | Загадки – смекалки. | |
33. | Решение задач – смекалок. | |
34. | Обратные задачи. | |
35. | Решение обратных задач. | |
36. | Практикум «Подумай и реши». | |
37. | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | |
38. | Решение задач с неполными данными. | |
39. | Задачи с изменением вопроса. | |
40. | Нестандартные задачи. | |
41. | Решение нестандартных задач. | |
42. | Путешествие в страну геометрических фигур. | |
43. | Нестандартные задачи. | |
44. | Решение нестандартных задач. | |
45. | Путешествие в страну геометрических фигур. | |
46. | Решение геометрических задач. | |
47. | Волшебная точка. | |
48. | Волшебные линии. | |
49. | Четырех угольники и их виды. | |
50. | Четырех угольники и их виды. | |
51. | Свойства квадрата. | |
52. | Прямоугольник и его свойства. | |
53. | Диагонали прямоугольника. | |
54. | Решение задач международной игры «Кенгуру». | |
55. | Математические горки. | |
56. | Игра «У кого какая цифра». | |
57. | Знакомьтесь: Архимед. | |
58. | Задачи с многовариантными решениями. | |
59. | Решение задач с многовариантными решениями. | |
60. | Игра «Знай свой разряд». | |
61. | Знакомьтесь: Пифагор. | |
62. | Проектная деятельность «Газета любознательных». | |
63. | Газета любознательных. | |
64. | Подготовка к олимпиаде. | |
65. | Математическая олимпиада. | |
66. | Математическая олимпиада. | |
67. | Математическая эстафета. | |
68. | Подведение итогов работы. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Математика. 6 класс. Учебник в 2 ч. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. 2-е изд., перераб. - М.: 2011.
2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4 – 6классы.
4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.
5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.
6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики.
- Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.
8. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы. М.: Просвещение 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Занимательная математика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная математика"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса (Кружок «Занимательная математика»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5б класса "Занимательная математика" Направление: общеинтеллектуальное
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть ...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".
Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению
Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 7 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа "Занимательная математика" составлена для учащихся 7 класса с углубленным изучением математики. Расчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...