Программа "социально-педагогической деятельности с учащимися Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации".
рабочая программа на тему
В программе представлена технология работы с учащимися с ОВЗ, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_v_trudnoy_zhiznennoy_situatsii.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
к.п.н., доцент кафедры Директор специальной (коррекционной)
социально-педагогического общеобразовательной школы (VIII вида) №502
образования Кировского района Санкт-Петербурга
______________С.А. Косабуцкая ________________Свердлова Л.А.
«____»______2013 «____»________2013
ПРОГРАММА
«Социально-педагогической деятельности с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Автор-составитель:
Романова Екатерина Викторовна
Социальный педагог школы №502
Санкт – Петербург
2015
Паспорт программы
№п\п | Структура паспорта | Содержание паспорта Программы |
1 | Наименование программы | «Социально-педагогическая деятельность с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации» |
2 | Основные разработчики программы | Социальный педагог Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Романова Е.В. |
3 | Специалисты, реализующие программу | Социальные педагоги, классные руководители |
4 | Адресат программы | Учащиеся Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 |
5 | Охват детей | Учащиеся 1-9 классов Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
6 | Время реализации (сколько лет реализуется программа) | 2015-2020г.г. (5 лет) |
7 | Цель программы | Реализация механизмов социально-педагогической реабилитации и адаптации дезадаптивных детей с ограниченными возможностями здоровья, адресная социальная защита и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
8 | Задачи программы | 1. повышение уровня воспитательной профилактической работы с подростками в коррекционном образовательном учреждении; 2. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы. 3. защита прав и законных интересов детей и подростков с ограниченными возможностями, находящихся в трудной жизненной ситуации; 4. раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи семьям «группы риска»; 5. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 6. Осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, защита прав и законных интересов детей и подростков; 7. Развитие системы организованного досуга и отдыха 8. предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; 9. выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий 10. оказание помощи семьям, родителям, испытывающим трудности во взаимоотношениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья; 11. взаимодействие и сотрудничество в интересах ребенка между семьей и учреждениями системы профилактики района; 12. анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям; |
9 | Концептуальные подходы (авторы и идеи, положенные в основу разработки программы) | Ядром программы социально-педагогической деятельности с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502, находящимися в трудной жизненной ситуации, являются разработки в сфере общей и детской отечественной и зарубежной педагогики таких авторов как, Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др., занимавшихся исследованием проблем становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
10 | Основная форма реализации Программы | Анкетирование; тематические беседы, ученический лекторий; выпуск правовых листков; родительский лекторий; классные часы; |
11 | Основные методы и приемы, используемые в программе | Словесные (рассказ, беседа, лекция); ситуативные(рассмотрение реальных ситуаций) ; дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями); рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий); игровые,(моделирование реальных ситуаций); творческие (выставки творческих работ ) и т.д. |
12 | Точки риска при реализации программы | Отсутствие или недостаточное развитие взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися, межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, невозможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время. |
13 | Показатели результативности реализации Программы | Сокращение числа семей среди учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502, находящихся в различных трудных жизненных ситуациях. |
14 | Предполагаемый результат | В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность. |
15 | Реальный результат от реализации программы | Реализация программы социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволит участникам программы научиться реализовывать свои жизненные планы, научиться помогать не только себе, но и другим. |
1. 1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность темы.
Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях.
В общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева и др.).
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга социальные педагоги постоянно проводят работу по выявлению и оказанию посильной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации составляет большую часть всех обучающихся школы, поскольку, согласно Закону РФ «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.
1.2. Законодательная база.
В принимаемых мерах при оказании социально-педагогической, психологической помощи учащимся и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальный педагог, психолог, администрация и другие специалисты образовательного учреждения, руководствуются действующим законодательством:
- ФЗ РФ"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);
- Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690);
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об осн овах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
- Федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 202-р «Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 гг.)».
- Инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденной на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга;
Законом Санкт-Петербурга о целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на период с 2013 по 2018 год;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 29.12.2010, с изм. и доп.,
вступившими в силу с 27.01.2011)
-Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ
24.05.1996 года, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011.
- Уголовно-процессуальный Кодекс РФ
- Жилищный Кодекс РФ
- Трудовой Кодекс РФ
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-Федеральный закон от 08.01.98 №3 «О наркотических средствах и психотропных
веществах»
-Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
- Закон СПб от 20.04.2005 № 170-20 «О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
- Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений
в СПб»
- Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 №427-54 «Об административной
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное
время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)»
-Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 №493-75 «Об административной
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях»
- Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 №160-32 «О комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав»
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы
профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (утверждена на заседании КДНиЗП при правительстве СПб
30.05.2006)
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 29.12.03 г.. № 4485
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 311-р
от 25.05.2005 об организации профилактической работы по выявлению и учету детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и
правонарушений
- Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 «Об утверждении Порядка
применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от
09.04.2007 № 404-р «О совершенствовании профилактической работы по выявлению и
учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению
безнадзорности и правонарушений»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от
13.04.2006 N 340-Р «Об утверждении примерного положения о деятельности классного
руководителя» (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Комитета по образованию
Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2007 № 57-р)
- Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-
Петербурга от 08.05.2007 № 818/07-1 «Рекомендации по применению нормативных
документов при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функции
классного руководителя педагогическими работниками ОУ»
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об
организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних » № 4485-ОКиГС от 29.12.2003 года
- Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-
Петербурга от 06.03.2006 № 04-0919/О.О. «О дополнительных мерах в системе
образования по предупреждению противоправной деятельности экстремистских групп»\
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 26.03.2007 за № 04-1145/О.О. «О совершенствовании деятельности
службы практической психологии в системе образования СПб»
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга № 1405 от 07.07.2005 года по совершенствованию работы органов
управления и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних.
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга №01-14-1421/11-0-1 от 13 мая 2011 года «Методика проведения
социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений»
- Методические рекомендации Комитета по образованию Правительства Санкт-
Петербурга «Совершенствование системы профилактики правонарушений
несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» - 2012 год.
2., 2.1. Концептуальные подходы.
Раскрытие понятийного аппарата.
Понятие «Трудная жизненная ситуация» раскрывается в ФЗ РФ №195 от 10.12.1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и представляет собой - обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно;
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.
Среди отечественных психологов, занимающихся изучением трудных жизненных ситуаций, наиболее известным является Ф. Е. Василюк. Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.
Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности .
Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Существуют различные подходы к анализу ситуаций: структурный и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный. Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения.
Трудные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, ограничивают его активность.
Понятие «трудная жизненная ситуация» в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы, препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
2.2. Научно – методические основания (авторы и идеи).
Классификация трудных жизненных ситуаций
Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации».
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:
1) трудные жизненные ситуации;
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;
3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием .
Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.
По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев:
- по интенсивности,
- по величине потери или угрозы,
- по длительности (хронические, краткосрочные),
- по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые),
- по уровню влияния.
К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска.
1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:
враждебная, жестокая семья;
эмоционально отвергающая семья;
не обеспечивающая надзора и ухода семья;
негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
противоречивое воспитание или смена типа;
чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:
помещение в чужую семью;
направление в детское учреждение;
госпитализация.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети - инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
1. Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
2. Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
3. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
6. Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.
Стадии трудной жизненной ситуации
Кроме того, некоторые авторы выделяют 3 стадии трудной жизненной ситуации (неблагополучия):
1. РАННЯЯ — не зафиксировано нарушение прав ребенка.
2. СВОЕВРЕМЕННАЯ — зафиксировано нарушение прав ребенка, не повлекшее за собой угрозу жизни (здоровья).
3. ПОЗДНЯЯ — зафиксировано нарушение прав ребенка, повлекшее за собой угрозу жизни (здоровья).
Целевые группы семей (детей), находящихся в трудной жизненной ситуации:
1. Группа семей (детей), находящихся в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка), далее семьи (дети) в ОСН.
2. Группа семей (детей), относящихся к группе риска (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, повлекшая за собой нарушение прав ребенка без угрозы его жизни и здоровью), далее семьи (дети) в ГР.
3. Группа семей (детей), находящихся в социально опасном положении, (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, повлекшая за собой нарушение прав ребенка, связанные с угрозой его жизни и здоровью), далее семьи (дети) в СОП.
Типы семей по статусу и специфика проблемного поля детей и родителей:
Неполная неблагополучная семья Социально-психологические проблемы мамы или папы: одиночество, нарушение коммуникативной компетентности, эмоциональная депривация, сенсорная депривация, агрессивность, социальная дезадаптация, личностная деградация, регресс, избегание контактов, неустойчивое настроение.
Социально-психологические проблемы детей: психологический дискомфорт,
дезадаптация, низкий уровень социального и умственного интеллекта, склонность к
асоциальному поведению и бродяжничеству.
Алкоголизированная семья. Социально-психологические проблемы родителей: эмоциональная неустойчивость (расстройства), эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, деградация, снижение критичности, склонность ко лжи и фантазированию, дезадаптация (социальная, психологическая и физическая), агрессивность, тревожность и страхи, минимизация или полная утрата родительской роли, наличие разных форм насилия.
Социально-психологические проблемы детей: зависимое поведение, страхи,
тревожность, нарушение коммуникативной компетентности, негативная Я-концепция,
личностная незрелость и неадекватность, склонность ко лжи и фантазированию,
суицидальный риск, агрессия, обидчивость, мстительность, негативизм, враждебность, часто патологические расстройства, последствия насилия.
Малообеспеченная наблагополучная семья. Социально-психологические проблемы родителей: беспокойство, тревога, нарушение самооценки, дезадаптация, агрессивность, озлобленность, социальная пассивность, жадность, эмоциональная скупость.
Социально-психологические проблемы детей: раннее взросление, зависть, злость,
агрессия (аутоагрессия), воровство, ложь, отрицательный образ Я, депривация элементарных потребностей, чувство вины, хитрость.
Конфликтная семья. Социально-психологические проблемы родителей: высокое эмоциональное напряжение, эмоциональная деформация, наличие психологического (физического) насилия, психопатология (расстройства поведения и др.), психосоматические расстройства, социальная неадекватность, агрессивность, пассивность, нарушение единства требований, конфликтность.
Социально-психологические проблемы детей: психологическая травма,
психологические и психиатрические расстройства, невроз, аутические тенденции,
неустойчивая идентичность, паника, депрессия, стресс, астенический синдром, агрессия
(аутоагрессия, суицидальный риск), демонстративное поведение (часто сценарий жертвы,
реже агрессора), зависимость.
Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями (инвалида)
Социально-психологические проблемы родителей: страх, социальная изоляция, горе,
психоэмоциональное напряжение, депрессия, фрустрация, коммуникативные проблемы,
расстройства личности, закрытость, аутические тенденции. алкоголизация.
Социально-психологические проблемы детей: чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск.
Неблагополучная многодетная семья. Социально-психологические проблемы родителей: высокий уровень эмоционального выгорания (невротические состояния), тревога, беспокойство, низкий социальный статус, социальная дезадаптация, нарушение коммуникативных функций, размытый образ Я, чувство вины, снижение уровня ответственности, перенос ответственности на государственные организации, пассивноть, замкнутость, самоустранение.
Социально-психологические проблемы детей: ревность, соперничество, эмоциональная неустойчивость, перенос родительских функций, недостаток любви.
Неблагополучная опекунская семья (семья с приёмными детьми)
Социально-психологические проблемы родителей: страхи (страх потери, патологии),
тревога, эмоциональная нестабильность, непринятие родового норматива, перенос
ответственности, эмоциональная деформация, ролевое смешение, закрытость, трудности в
адаптации, жертвенность, размытость границ.
Социально-психологические проблемы детей: недостаток любви, чувство
неполноценности, неуверенность в будущем, страх будущего, страх несоответствия,
неадекватная самооценка, потребительская позиция, непринятие ответственности, склонность к асоциальному поведению, суицидальный риск, инфантилизм, проблемы организованности, провокационное поведение, склонность к зависимости, эгоизм.
3. Основная часть
С целью повышения эффективности работы с учащимися специальной (коррекционной) школы №502 и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, следует планировать и осуществлять работу, учитывая следующие основные принципы:
1. Принцип взаимодействия.
Для осуществления эффективной помощи работа строится на совместном планировании и взаимодействии всего педагогического коллектива школы; Координация действия всех структур системы профилактики по разрешению конкретной ситуации.
2. Принцип предупреждения.
Работа специалистов направлена на предупреждение возникновения девиантных форм поведения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий, направленных на предотвращение дезадаптации).
3. Принцип систематичности.
Данный принцип предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработку индивидуальной программы сопровождения каждого подростка и отслеживание ситуации в процессе сопровождения.
4. Принцип лонгитюдности.
Необходимым условием является изучение динамики, оценки качества и результативности проведенной работы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями (законными представителями).
3.1. Цели и задачи программы
Цель программы – реализация механизмов социально-педагогической реабилитации и адаптации дезадаптивных детей с ограниченными возможностями здоровья, адресная социальная защита и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
1. повышение уровня воспитательной профилактической работы с подростками в коррекционном образовательном учреждении;
2. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
3. защита прав и законных интересов детей и подростков с ограниченными возможностями, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи семьям «группы риска»;
5. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
6. Осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, защита прав и законных интересов детей и подростков;
7. Развитие системы организованного досуга и отдыха
8. предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
9. выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
10. оказание помощи семьям, родителям, испытывающим трудности во взаимоотношениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
11. взаимодействие и сотрудничество в интересах ребенка между семьей и учреждениями системы профилактики района;
12. анализ законодательного обеспечения прав детей и мер политики по отношению к детям;
Срок реализации программы – 2014-2019 г.г.
Адресаты программы – учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 502 Кировского административного района Санкт-Петербурга, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
3.2. Этапы реализации программы
1 этап - Планово-координационный
Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины трудной жизненной ситуации и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы (администрация, учителя-предметники, социальный педагог, педагог - психолог, педагог-организатор, учитель-логопед). Разработка системы психолого-педагогического сопровождения. Проектирование индивидуальных технологий по разрешению трудных жизненных ситуаций учащихся.
2 этап - Организационно-деятельностный
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с ребенком и родителями (или лицами, их заменяющими), положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Реализация программы: работа с родителями (или лицами, их заменяющими) и ребенком. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе по преодолению причин сложной жизненной ситуации.
3 этап - Контрольно-коррекционный
Контроль выполнения программы работы с ребенком и семьей. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских (детско-взрослых) отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Коррекционная деятельность в реализации программы по мере необходимости. Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи.
Психологическое сопровождение учащихся 11-14 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптированным к условиям окружающего мира и социально-значимым для взрослых и сверстников.
Таким образом, если у подростка не сформирована или недостаточно сформирована компетентность в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении к самому себе; в отношении к другим людям; в отношении к значимой деятельности - велика вероятность возникновения в его жизни кризисной ситуации.
В раннеюношеском возрасте всё ещё актуальными являются тактики совладающего поведения, связанные с обращениями к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего эмоциональной. Следовательно, и в этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым.
Подростки должны быть снабжены определёнными психологическими средствами для разрешения возрастных кризисов, поэтому необходимо обращать внимание на развитие социальных умений, тем самым, создавая высокий уровень “Я могу”.
Чтобы помочь ребёнку успешно справляться с трудностями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность и, прежде всего, усиливать ответственность как сущностную характеристику личности.
Ответственность – главное условие конструктивной деятельности, активности субъекта, а следовательно, и его постоянного развития. И наоборот, любые защитные действия (уход, отрицание проблем, агрессия) чаще всего связаны с попытками снять с себя личную ответственность за происходящее.
Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и, в зависимости от стадии, осуществляется разная работа с семьей и детьми со стороны различных социальных органов и специалистов социальных служб.
1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:
- семья, в которой дети под опекой;
- семья, в которой есть дети-инвалиды;
- семья беженцев;
- семья временно находящаяся на территории России (из стран СНГ в основном);
- малообеспеченная семья.
Таким семьям оказывается различная помощь:
- управа района выделяет материальную помощь, организует отдых детей, оказывает помощь к праздникам;
- для малообеспеченных выделяется денежная помощь в отделе жилищных субсидий, родители сами могут обращаться в управу района или посредническую функцию оказывает социальный педагог школы, где учится ребенок;
-психологическую помощь оказывают Центры ПМС и ЦППКР;
- Центры занятости помогают получить бесплатно специальность подростку, посредником в этом процессе является школа.
2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:
- смерть одного из родителей;
- развод родителей;
- одинокая семья;
- многодетная семья, если дети школьного возраста;
- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).
Работа социального педагога с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, включает в себя следующие функции:
- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
- психологическую (организация работы с привлечением специалистов-психологов);
- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением);
Социально-педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушения. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.
Не менее важно взаимодействие всех субьектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта. Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в коррекционной школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.
Технология работы социального педагога с семьей подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Для профессиональной работы социального педагога с семьей важны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность.
Дееспособность семьи может быть ограниченной, временно ограниченной, неограниченной (в зависимости от возможности самостоятельно зарабатывать средства к существованию). Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание ее ресурсов:
- собственно активность ( ориентация на свои силы, высокая мобильность);
- ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности);
- пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).
Технология планирования и осуществления работы с семьей (каждое последующее действие вытекает из предыдущего).
- Сбор первичной информации.
- Исследование особенностей функционирования семьи:
- правила и нормы (система внутрисемейных правил поведения в семье, при нарушении их возникает напряженность в семье);
- динамика (как члены семьи ежедневно общаются между собой);
- структура власти семьи (в чьих руках власть, скрытая или открытая власть);
- эмоциональность семьи (эмоциональная шкала семьи (бурно, сдержанно, сочувствие, равнодушие и пр.);
- система семейных ценностей;
- роли в семье (примиритель, защитник. авторитет);
- сильные стороны семьи.
3. Определение цели работы с семьей:
- основные этапы формулирования целей:
а) установка контакта с семьей;
б) составление перечня того, в чем нуждается семья;
в) помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным);
г) формулирование общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб).
4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.
5.Определение временных рамок решения проблемной ситуации.
6. Этап завершения работы с данной проблемной ситуацией семьи.
Формы работы социального педагога с семьей.
- Индивидуальная работа:
- беседы, консультирование, посещение семьи.
2. Групповая работа:
- тренинги для группы родителей, группы взаимопомощи и пр.
3. Коллективная (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, организация досуговых мероприятий и пр.
4. Наглядно-информационные :
-выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, выставки книг по проблемам семейного воспитания и пр.
Классификация типов семьи:
- По структуре:
Полные семьи: | Неполные семьи: |
с 1, 2, 3-мя детьми; | одинокая мама; |
многодетная (с 4 детьми и более); | родители разведены; |
со старшими членами семьи (бабушка и др); | воспитывает один отец; |
дети сводные; | |
дети неродные, усыновленные |
- По материальной обеспеченности: с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающиеся (за чертой бедности).
- По воспитательному потенциалу:
- социально здоровая: в воспитательном отношении сильная, устойчивая, неустойчивая;
- социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении:
утрата контакта с детьми, утрата контроля;
- социально нездоровая, неблагополучная, в воспитательном отношении слабая с постоянно конфликтной атмосферой;
- социально нездоровая, негативная, в воспитательном отношении слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная ( с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); преступная; психически отягощенная.
- По взаимоотношениям: гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.
- По направленности: семьи, ориентированные на деятельность; на общение; на самоудовлетворение (эгоистическая).
- По социально-правовой устойчивости: социально устойчивая; социально неустойчивая; асоциальная; криминогенная.
Характеристика благополучной и неблагополучной семьи
Фактор | Благополучная семья | Неблагополучная семья |
Самооценка | Высокая самооценка у всех членов семьи | Низкая самооценка |
Коммуникация | Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая | Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная |
Семейные правила | Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Свобода любых обсуждений, допускается свое мнение. | Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения. |
Социальные связи | Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов. | Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей, или заискивание перед социумом. |
Характер взаимоотношений в семье:
* между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
* между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
* позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый их которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);
* отношение ребенка к родителям (дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи.
Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
«Я нужен и любим, и люблю вас тоже»;
« Я нужен и любим, и вы существуете ради меня»;
«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».
Первые две позиции более благоприятны для развития ребенка, так как эти позиции обеспечиваются демократическим отношением к ребенку – признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого.
Позиция ребенка в семье
Позиция ребенка | Отношение родителей | Последствия в развитии личности |
1 | 2 | 3 |
Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с требовательностью, дружба, доверие, поощрение самостоятельности. | Нормальное развитие личности. Адекватная самооценка. |
«Заласканное детство» | Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – «кумир семьи», неоправданная идеализация его родителями. | Замедление социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка. |
«Равнодушное детство» | Отчужденность, пренебрежение интересами ребенка, равнодушие, попустительство, бесконтрольность. | Обостренное самолюбие, замедление эмоционального развития, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир. |
«Задавленное детство» | Запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жесткость в обращении, нотации, чрезмерная опека, излишняя строгость, грубые проявления родительской власти. | Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание под влияние более «сильных», заниженная самооценка, приспособленчество, угодничество. |
«Загубленное детство» | Аморальный пример родителей, бесконтрольность, безнадзорность, ребенок – объект постоянных ссор, каждый стремится привлечь его на свою сторону. | Признание силы кулака, формирование отрицательного идеала, оправдание собственных недостатков, лицемерие, злость, агрессивность, скепсис, неверие в будущее, недисциплинированность, приспособленчество, недоверие, разочарование, стремление отгородиться от других, уход в себя, в собственный мир (асоциальная среда, наркотики и пр.) |
Направления работы социального педагога с семьей.
1. Образовательное: помощь в обучении - формирование педагогической культуры родителей и просвещение.
Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
- методы воспитания;
- формирование у детей адекватного поведения в семье и в отношении со сверстниками;
- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли отца и матери в семье;
- взаимоотношения разных поколений в семье;
- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
- роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей, поощрение и наказание;
- ошибки в воспитании детей;
- организация режима труда, отдыха, учебы, досуга детей.
Помощь в воспитании: создание специальных воспитывающих ситуаций, совместно с родителями разрабатывать наиболее приемлемые для данной семьи способы воспитания.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательская функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный коллектив на основе совместной деятельности. Если эта сфера в семье деформирована, то социальный педагог может обернуть семью лицом к этой проблеме, пробудить интерес к такой совместной деятельности, помочь организовать такие ситуации, в которых необходимость и интерес будут сочетаться и со временем превратятся в полезные культурные семейные привычки.
2.Психологическое: оно включает в себя социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье в трудной жизненной ситуации семьи. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений в семье осуществляется в том случае, когда в семье имеют место факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение интересами и потребностями ребенка). В данном случае социальный педагог строит свою работу,
руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, ориентируя семью на изменение внутрисемейных отношений.
3. Посредническое направление: помощь в организации семейного досуга (включение семьи в разного рода мероприятия, праздники, ярмарки, клубы по интересам и пр.); помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с ведомствами, социальными службами, центрами, совместно с которыми решаются конкретные социальные проблемы (усыновление, передача в приют, помещение ребенка на лечение и пр.); помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты (прав детей, женщин, семьи в рамках жилищного, трудового, пенсионного законодательства).
Социальный педагог в отношении семьи выступает в трех ролях: советник, консультант, защитник.
Работа с малообеспеченными семьями.
Виды возможной работы социального педагога с малообеспеченными семьями:
- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;
- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
- организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;
- трудоустройство несовершеннолетних;
- оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.
Работа с многодетными семьями.
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным проблемам многодетных семей относятся:
- материальные;
- обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;
- снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;
- проблемы воспитания (ослабленный присмотр, самообслуживание, распределение поручений в семейном быту);
- индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления и др.).
К видам работы социального педагога с многодетными семьями относятся:
- выявление и учет многодетных семей;
- определение основных проблем и потребностей;
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
- помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с руководителями предприятий, общественными организациями;
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей.
Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога, современная семья и так переживает сегодня огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей. Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать свое внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Нужно помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;
- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти;
- накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
- проведение социальных опросов, диагностических обследований;
- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;
- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.
Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования:
- воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический «ликбез», помощь в правовых вопросах);
- проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и ее ближайшего окружения, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов и т.д.);
- пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма);
- духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи);
- организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация контроля внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройство и т.п.).
Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:
• понимание сути оказываемой поддержки;
• профессиональная готовность;
• формирующее начало;
• личностные качества;
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:
- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
- психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);
- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).
Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.
В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.
Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.
Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.
Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и, в зависимости от стадии, осуществляется разная работа с семьей и детьми со стороны различных социальных органов и специалистов социальных служб.
1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:
- семья, в которой дети под опекой;
- семья, в которой есть дети-инвалиды;
- семья беженцев;
- семья временно находящаяся на территории России (из стран СНГ в основном);
- малообеспеченная семья.
Таким семьям оказывается различная помощь:
- управа района выделяет материальную помощь, организует отдых детей, оказывает помощь к праздникам;
- для малообеспеченных выделяется денежная помощь в отделе жилищных субсидий, родители сами могут обращаться в управу района или посредническую функцию оказывает социальный педагог школы, где учится ребенок;
-психологическую помощь оказывают Центры ПМС и ЦППКР;
- Центры занятости помогают получить бесплатно специальность подростку, посредником в этом процессе является школа.
2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:
- смерть одного из родителей;
- развод родителей;
- одинокая семья;
- многодетная семья, если дети школьного возраста;
- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).
Трудная жизненная ситуация подростка также определяется трудной жизненной ситуацией семьи. Кроме того, к трудной жизненной ситуации подростка относятся:
- ситуации жестокого обращения;
- ситуации психологического насилия;
- конфликтные ситуации в школе, в семье;
- ситуации острого горя (смерть близких, катастрофы и т.д.)
Примерное тематическое планирование по выявлению случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения
№ п/п | Направления работы | Сроки | Ответственный за исполнение |
1. | Представление материалов на КДН на родителей, которые жестоко обращаются с детьми. | По мере необходимости | Социальные педагоги |
2. | Индивидуальные консультации. | По мере необходимости | Социальные педагоги, психологи, врач психатр. |
3. | Беседы по проблеме употребления ПАВ. | Классные часы | Социальные педагоги, психологи, классные руководители |
4. | Родительские собрания на тему об административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности родителей. | 1 раз в четверть | Администрация школы, социальные педагоги, психологи |
5. | Помощь в подготовке и участие работе психолого-медико-педагогического консилиума ОУ. | По графику | Администрация школы, социальные педагоги, психологи, врач-психиатр, классные руководители |
6. | Выходы в адрес с целью обследования жилищно-бытовых условий. | По мере необходимости | Социальные педагоги, психологи, классные руководители |
7. | Участие в методических объединениях социальных педагогов, психологов. | По плану ППМС центра | Социальные педагоги, психологи |
8. | Проведение Советов по профилактике с целью рассмотрения вопросов жестокого обращения с детьми и оказания им помощи. | 1 раз в месяц и по мере необходимости | Администрация школы, социальные педагоги, психологи, врач-психиатр, классные руководители |
9. | Информация в отделы опеки и попечительства муниципальных образований о случаях жестокого обращения с детьми. | По мере необходимости | Социальные педагоги |
10. | Информация в органы внутренних дел. | По мере необходимости | Социальные педагоги |
11. | Информация в Центр помощи семье и детям о случаях жестокого обращения с детьми. | По мере необходимости | Социальные педагоги |
12. | Сбор и оформление документации по индивидуально-профилактической работе с учащимися, подвергшимися жестокому обращению. | По мере необходимости | Социальные педагоги, психологи |
Примерное тематическое планирование социально-педагогической поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Цель: Оказать всестороннюю помощь детям и семьям по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности.
№ п/п | Направления работы | Ответственный за исполнение |
сентябрь | ||
1 | Создание банка данных на детей, попавших в трудную жизненную ситуацию | Социальный педагог |
2 | Выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию | Социальные педагоги, психологи, классные руководители |
3 | Изучение состояния здоровья. | Социальный педагог, классные руководители |
4 | Индивидуальный план работы с каждым ребенком | Социальные педагоги, психологи, классные руководители |
5 | Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми данной категории | Психолог. Администрация |
6 | Посещение на дому. Изучение ЖБУ | Социальный педагог, классные руководители |
7 | Изучение семьи. Изучение трудностей и их причины | Кл. руководитель Социально-психологическая служба |
8 | Родительский университет "Социальная адаптация детей". | Психолог |
октябрь | ||
9 | Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому. | Социальный педагог |
10 | Изучение личности учащихся | Кл. руководитель, соц. педагог |
11 | Изучение семьи (семейных отношений) | Кл. руководитель, соц. педагог |
12 | Изучение интересов и способностей учащихся | Психолог |
13 | Вовлечение учащихся с кружковую деятельность | Кл. руководитель, социальный педагог |
14 | Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка". | Психолог |
15 | Контроль за организацией питания учащихся | Кл. руководитель, социальный педагог |
16 | Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся" | |
17 | Правовой всеобуч " Преступление и правонарушение" | Социальный педагог |
ноябрь | ||
18 | Разработка рекомендации по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации для классных руководителей, для учителей предметников, для родителей. | Психолог |
19 | Индивидуальные консультации психолога для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей". | Психолог |
20 | Систематический контроль за развитием ситуации в семье. | Кл. руководитель Социально-психологическая служба |
21 | Изучение уровня адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию Кл. руководитель. | Кл. руководитель. Психолог |
22 | Организация спортивной секции для детей в трудной жизненной ситуации Учителя физ-ры. | Учителя физ-ры. Соц. педагог |
23 | Консультация для родителей, на тему: "Психологическая помощь и реабилитация". | Психолог |
24 | Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Кл. руководитель, социальный педагог |
25 | МО классных руководителей "Роль учреждения образования в оказании помощи несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите" | Зам. директора по ВР. Руководитель МО |
26 | Правовой всеобуч "Алкоголь – шаг к преступлению" | Социальный педагог |
декабрь | ||
27 | Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела | Кл. руководитель, социальный педагог |
28 | Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей | Психолог |
29 | Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи | Кл. руководитель, социальный педагог |
30 | Производственное совещание "Взаимодействие семьи и школы". | Зам. директора по ВР |
31 | Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка". | Социальный педагог |
32 | Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток. | Кл. руководитель, социальный педагог |
33 | Правовой всеобуч "Наркотики и закон" | Социальный педагог |
январь | ||
34 | Контроль за успеваемостью учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении. | Кл. руководитель, социальный педагог |
35 | Индивидуальные занятия психолога с детьми данной категории | Психолог |
36 | Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. | Кл. руководитель. Психолог |
37 | Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка". | Соц. педагог. Психолог |
38 | Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы, посещение семей на дому. | Кл. руководитель, социальный педагог |
39 | Правовой всеобуч "Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты" | Социальный педагог |
февраль | ||
40 | Психологический тренинг "Помоги себе сам" | Психолог |
41 | Производственное совещание "Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке". | Зам. директора по ВР |
42 | Консультация для родителей, на тему: "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье". | Социальный педагог, Психолог |
43 | Контроль за организацией питания учащихся, нуждающихся в поддержке . | Кл. руководитель. Соц. педагог |
март | ||
44 | Организация санаторного лечения для нуждающихся детей. | Социальный педагог |
45 | Тренинг по развитию коммуникативных способностей детей | Психолог |
46 | Консультация для родителей "Выбор будущей профессии". | Социальный педагог |
47 | Родительский университет для родителей на "Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков" | Социальный педагог |
48 | Правовой всеобуч "Пожары. Поджоги. Мера ответственности" | Социальный педагог |
апрель | ||
49 | Контроль за посещаемостью уроков и занятий кружка. | Кл. руководитель. Соц. педагог |
50 | Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей" | Социальный педагог |
51 | Уроки нравственности | Кл. руководители |
52 | Правовой всеобуч "Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи". | Социальный педагог |
май | ||
53 | Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей. | Социальный педагог |
54 | Консультация для родителей на тему: "Трудоустройство". | Социальный педагог |
55 | Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. | Кл. руководитель. Психолог |
56 | Правовой всеобуч "Драки. Самооборона или преступление" | Социальный педагог |
67 | Подведение итогов работы за год | Кл. руководитель. Соц. педагог |
3.3. Список литературы
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 1994.480 с.
- Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2004. - 160 с.
- Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. А Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 440 с.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с.
- Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя // Газман О.С., Иванов А.В. - М.: 2001. - 260 с.
- Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2007. С.35-38 (Высшее профессиональное образование).
- Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. "Соц. Педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред.Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998.245 с.
- Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2005. - 156 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Ткачева: практикум по формированию адекватных отношений - М.: Издательство Гном и Д. 2000. - 64 с.
- Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с.
- Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»
Логопедическое занятие по развитию речи на тему «Дикие животные. Медведь» разработано для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель занятия - воспитыват...
Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы
В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации антинаркотической направленности...
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9
Организационная модель внеурочной деятельности "школы полного дня". Преимуществами данной модели является комплекс условий для успешной рекализации образовательного процесса в течение всег...
Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"
Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...
Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...