Методическая разработка урока «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков» по программе : «Математика 5 класс» под редакцией В.В.Козлова и А.А.Никитина 2012г
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Тема урока: «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков» по программе : «Математика 5 класс» под редакцией В.В.Козлова и А.А.Никитина 2012г
- Цель урока: Сформировать понятие отрезка, рассмотреть, что такое длина отрезка, равенство отрезков, взаимное расположение отрезков.
Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 25.69 КБ |
презентация к уроку | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Кирюшкина Елена Владимировна
Предмет - математика.
Тема урока: «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков»
- Цель урока: Сформировать понятие отрезка, рассмотреть, что такое длина отрезка, равенство отрезков, взаимное расположение отрезков.
Задачи урока:
- Добиться усвоения учащимися содержания новых понятий урока,
формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, развивать критическое и логическое мышление, творчески мыслить, обобщать полученные знания.
- Формировать УУД:
Познавательные УУД:
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся к поиску новых решений;
- уметь сравнивать и измерять длины отрезков при помощи мерок;
- формировать представление о различных случаях взаимного расположения двух отрезков.
Коммуникативные УУД:
- Уметь слушать и понимать других;
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь работать в группе.
Личностные результаты:
- Уметь высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний
Методы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Оборудования урока: презентация Microsoft Power Point, две одинаковые верёвки по 30 см, две полоски бумаги 2 см и 3 см, электронная доска.
Структура урока:
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Мотивационное начало урока. На доске слова «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг - геометрия». Лэ Корбюзье. Учитель: »Как вы думаете, эти слова подходят для нас?»
Учитель: «Что такое геометрия? Едем Родосский (IV век до н.э.) так объясняет происхождение термина «геометрия»: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы участков. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрео» - мерить) » Слайд№1
Основные понятия геометрии: отрезок, прямая, плоскость. Сегодня мы остановимся более подробно на понятии отрезок. Запишем в тетради число и тему урока «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков».
- Изучение нового материала.
- Отметьте в тетради точки. Обозначьте их. Обозначить - это дать имена. Имя точки - большая латинская буква.
- С помощью линейки проводим линии, соединяющие эти точки. Линия в переводе с латинского - льняная нить. Слайд №3 и слайд №4
Учитель: «Как вы думаете, как эта фигура называется? Ответ (АВ – отрезок, запись на доске и в тетрадях). Как называются точки А и В?(концы отрезка А и В)
Часть прямой, заключённой между точками называется отрезком».
- Соединим точки А и В другими линиями. Будут ли эти линии отрезком? Ответ(нет. отрезок самый кратчайший путь)
- Нарисуйте на листке 6 отрезков. А теперь с помощью минимального количества линий соедините их, так чтобы получилась картина.
- Где среди окружающих нас предметов в классе мы видим отрезки?
- Как сравнить два отрезка? (ответы учащихся)
- Как сравнить два отрезка без линейки?
Решение: Наложить отрезок АВ на отрезок СD так ,чтобы начало одного совпало с началом другого
- если отрезок АВ составляет часть отрезка CD, то он меньше отрезка CD(AB
- если отрезок CD составляет часть отрезка AB,то он меньше отрезка AB(AB>CD)
- если отмеченный конец отрезка AB совпадает с точкой D, то отрезки АВ и CD равны (АВ=CD).Два отрезка на плоскости называются равными, если существует перемещение, при котором копия одного отрезка совмещается с другим отрезком.
Учитель: Что такое длина отрезка? Что же нам нужно, чтобы найти расстояние? (ответы учащихся) Такие единицы измерения принято называть единичными отрезками, тогда измерить – значит сравнить с эталоном. Длина – это некоторое число, которое показывает, сколько раз единица измерения укладывается в измеряемом отрезке.
- Практическая работа:
Возьмите верёвку и в качестве единицы измерения - полоску бумаги. И начинайте откладывать по верёвке эти полоски. Сколько получилось полосок? Возьмите вторую верёвку и проделайте ту же процедуру. Сколько получилось полосок? Сравните верёвки (они одинаковые). А почему разные измерения? (разные единицы измерения). От чего зависит длина отрезка? (от единицы измерения). Какой можно сделать вывод? (чем больше единица измерения, то её укладывается в измеряемом отрезке меньше раз и наоборот). Можно ли сравнить отрезки, если мерки разные? (нет).
Старинные меры длины. Какие старинные меры длины вы знаете или слышали названия дома, в сказках? (слайд №5),слайд№6)слайд №7слайд№8
- Давайте решим старинную задачу из сборника «Арифметика» Магницкого. «Идёт один человек в другой город и проходит ежедневно 40 вёрст, а 2-ой человек идет на встречу к нему из другого города и проходит в день 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся? (Через 10 дней).
Ещё существует такая мера длины – шаг. Давайте измерим длину нашего класса. Что вы заметили? (Разные результаты). Удобно пользоваться старинными мерами длины? (нет). Значит, чтобы измерить длину отрезка, надо выбрать единицу измерения одинаковую для всех.
Метр – основная мера в системе мер, принятой практически во всех странах. Она так и называется – метрическая система мер.
Учитель: Какие единицы длины используют для точного измерения кроме метра? (миллиметр, сантиметр, дециметр).
1 метр = … см
1км = … м
Во сколько раз 1 м больше 1 см ?
1м = … дм
1км = … м
Во сколько раз 1 м больше 1 дм?
Рассмотрим (слайд № ) на нём изображён отрезок АВ и точки О, D и С. Как располагаются точки по отношению к отрезку? Введём понятия: «… лежит на отрезке» , «… принадлежит отрезку» , «не принадлежит отрезку» и обозначения : Введём понятия: «… лежит на отрезке» , «… принадлежит отрезку» , «не принадлежит отрезку» и обозначения : Є(принадлежит), (не принадлежит) слайд№9
- Физкультминутка
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 4-6. Повторить 1-2 раза.
Вопросы для актуализации внимания:
Учитель:
Давайте поговорим о взаимном расположение 2-ух отрезков. Что вы можете мне об этом сказать? ответы учащихся: (отрезки могут пересекаться или не пересекаться, иметь общую точку, отрезок может лежать на другом отрезке). Возьмите свои верёвки и покажите различные взаимные расположения двух отрезков.
Давайте посмотрим, правильно ли вы рассуждали, воспользовавшись слайдом (слайд № 11) Закрепление по упражнениям на странице учебника 76.
Итог урока: Что нового мы узнали сегодня на уроке? Где в жизни можно применить знания, полученные на уроке?
Домашнее задание:§1 стр.74 тест на стр.76
Литература: «Математика 5 класс» под редакцией В.В.Козлова и А.А.Никитина 2012г.
«Рабочая программа Математика 5 класс» под редакцией Е.В.Лебедевой 2012г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геометрия – наука, занимающая изучением геометрических фигур
Точка – основное геометрическое понятие C A M D B N Точки обозначаются большими буквами латинского алфавита
A B Отрезок AB A и B – концы отрезка AB
Русские меры длины. Среди русских мер длины древнейшими являются локоть и сажень. Первое упоминание сажени встречается в летописи XI века.
Русские меры длины. Аршин – мера, возникшая при торговле с народами Востока. Название единицы происходит от персидского слова « арш », что значит локоть. Сажень – единица длины равная 3 аршинам. Кроме сажени, на Руси употреблялась косая сажень (2,48 м) и маховая (1,76 м).
Русские меры длины Вершок – единица, равная двум верхним суставам указательного пальца. 1 вершок = ¼ пяди = 1 /16 аршина ( 4,44 см)
O K B A M C N D
A B C D 1) 2) A B C D 3) A B C D 4) B A C 5) A B C - не пересекающиеся отрезки -пересекающиеся отрезки -отрезок АВ проходит через конец отрезка С D -отрезки АВ и ВС имеют общий конец -отрезок АС составлен из отрезков АВ и ВС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "История одной школы в задачах по математике"
В работе описан авторский урок математики, посвященный истории МОУ "Общеобразовательная гимназия №6" г. Архангельска, которой в 2011 году испольняется 84 года....
Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс
Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533 Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...
Методическая разработка урока "Прямые линии, отрезки, геометрические фигуры" 5 класс черчение
Повторительно-обобщающий урок...
Методическая разработка сетевого учебного проекта "Недаром помнит вся Россия" (математика + история)
Методическая разработка сетевого учебного проекта "Недаром помнит вся Россия" (математика + история) Методическая разработка сетевого учебного проекта «Недаром помнит вся Рос...
методическая разработка урока тема Длина окружности и площадь круга. Связь формул с правильным многоугольником.
урок формирование новых знаний: различные способы доказательства формул площади круга, длины окружности. Проведение самостоятельной исследовательской работы...
Методическая разработка "Прыжок в длину"
Методическая разработка "Прыжок в длину"...
Методическая разработка "Урок - игра по теме "Умножение обыкновенных дробей", математика 6 класс
Данная методическая разработка позволяет провести урок систематизации и обобщения знаний, отработки учениками навыков их практического применения в решении примеров по теме...