Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Пиркулова Анна Левановна

 

Русский язык

6 класс

Учитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского района

Тема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.

«Три наклонения»

Задача:

 урок повторения и закрепления материала в процессе изучения раздела «Морфология. Глагол.»

Тип урока:

 комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения)

Цель урока:

продолжение изучения темы «Глагол как части речи; повторение ранее изученных сведений о глаголе, знакомство с новым орфографическим правилом (правописание безударных личных окончаний глагола)

 

Формируемые УУД:

 личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);

 регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

 познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

 

Форма урока:

урок объяснение нового материала.

Методы урока:

исследовательский

Технология:

технология вопросно-ответного единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности:

коллективная, индивидуальная

Продолжительность урока: 40 минут

Учебные материалы урока:

 Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 32-е изд. –М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

 

Слово учителя об уроке, о важности закрепления изученного материала, о способах его применения в дальнейшей школьной практике.

 

Цель этапа:

- настроить учащихся на восприятие материала урока;

- вырабатывание стратегии проведения урока;

- выбор учащимися пути знакомства с новым материалом: традиционный (по учебнику), нетрадиционный (самостоятельный вывод правила) ;

- мотивирование учащихся на применение исследовательских способностей.

 

 

1.      Словарная работа:

будьте добры; будьте любезны; пожалуйста; не откажите в любезности; не могли бы вы помочь; благодарю за помощь; скажите, пожалуйста; да здравствует; если бы я мог; у тебя всё получится.

 

2.      Необходимо составить  3 вида предложений, используя эти слова:

- побудительное,

- вопросительное,

- повествовательное.

 

3.      Вспомните:

Как изменяются глаголы?

Какими формами глагола выражено побуждение?

В каком роде и числе стоят глаголы в условном наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

 

 

4.   Ученики выполняют упражнение.

В этом упражнении ученикам необходимо заменить глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения, а также выполнить ряд разборов:

 -      морфологический,

 -     морфемный,

-      фонетический,

-       синтаксический и пунктуационный разборы с предложением.

5. Чтобы закрепить материал ученики обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

6. Закрепление:

повторение всех правил по теме «Глагол».

7. Рефлексия.

       8. Домашнее задание:

подготовиться к словарному диктанту  по учебнику : рубрика "Пиши правильно" от буквы О по букву П включительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

- обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении темы «Служебные части речи»;

- отработка орфографических и пунктуационных навыков;

- совершенствование речемыслительной деятельности и коммуникативных умений и навыков;

- развитие связной речи учащихся

-воспитание любви к родному языку.

Конспект открытого урока

по русскому языку

в 5 А классе

на тему

«Имя существительное. Обобщение изученного»


подготовила
учитель русского языка и литературы

Пиркулова А.Л.

Тема урока: Обобщение материала по теме «Имя существительное»
Цели:  Организация повторения по теме «Имя существительное»

1.Организация обобщения и систематизации знаний по теме:

а) определение морфологических признаков ;

 б) синтаксическая роль в предложении;

 в) знание орфограмм.

 2. Воспитания:

А) самостоятельности;

Б) любви к школе, к окружающему миру;

В) интереса к русскому языку;

 Г) патриотизма;

 3.  Развития

А) способности к анализу и обобщение

Б) речи учащихся;

В) творческих способностей;

Г) познавательного интереса учащихся.

 Здоровьесбережения:         

 1.  Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, доброжелательную   атмосферу  в классе.

 2.  Приобщение детей к ЗОЖ.

- деятельностная:  закрепить умения  опознавать существительные в речи   по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, учебник,  карточки, жетоны.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник,  карточки, жетоны 

Форма: урок -обощение
Ход урока

1. Организационный момент.

Запись числа и темы  на доске

Запись домашнего задания спрятана

2. Слово учителя:

- Ребята, начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения

 Александра Шабаева «Слова, слова, слова» ,

которое прочитает нам Скворцов Иван. Послушайте его.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.


- Посмотрите вокруг себя. Внимательно вглядитесь в окружающий вас мир.

Скажите, что вы видите?

Слов какой части речи прозвучало больше всего?

(Имён существительных)

 

3. Сообщение темы, цели урока.

Этот урок у нас необычный. Мы совершим экскурс в те знания, которые получили при изучении имени существительного, поэтому выполним экспресс-тест:

1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает

а) действие; б) признак; в) предмет

2) Имя существительное изменяется по

а) числам; б) падежам; в) лицам

3) В предложении имена существительные чаще всего бывают

а) определением; б) подлежащим; в) дополнением; г) обстоятельством

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Как мы называем существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевлёнными) что? (неодушевлёнными)

 

                                                - 2-

Задание1.

 Я буду читать загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь, распределяя их в 2 колонки в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают.

1) Зимой и летом одним цветом. (Ель)

2) Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

3) Под кустами, под ёлками лежит клубок с иголками. (Ёж)

4) Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух)

5. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает. (Книга)

6. По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)

7. Всем, кто придёт, она ручку подаёт. (Дверь)

8. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
- С  эти заданием вы справились.

 

2 Задание.

Разбейте имена существительные на два столбика: ед. и мн.число

1) Молоко, сахар, кефир, чай, пшено, вермишель - ( употребляются только в единственном числе), макароны, сливки–( множ.число)

2) Ножницы, плоскогубцы, клещи, очки, чернила,  – употребляются только во мн. числе),  Как по-другому можно назвать плоскогубцы, найдите синоним.

3 Задание. (работа в парах)

 Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.

- Какие окончания могут иметь имена сущ. во множественном числе?
Работа с таблицей.
Друг - друзья, окно – окна
книга- книги,  инженер –инженеры
директор – директора, договор – договоры

шофёр – шофёры, торт – торты

 

 

                                                    - 3 -

4 Задание
Подберите к словам антонимы, определите род имён существительных.

- Какие слова называются антонимами? (Запись на доске)
Ночь – (день ), холод – (жара), вечер – (утро), правда – (ложь).

5 Задание.

Вставьте пропущенные буквы, определите род имён существительных.

Старый   рояль (м.р.), вкусный  кофе (м.р.), яблочное  повидло (ср. р.), известная  фамилия (ж.р.), свежий  картофель (м.р.) известный репортёр (м.р,), красивое метро(ср.р).

 

6 Задание.
- Какие имена существительные мы будем относить к собственным?


(Обозначают названия единичных предметов) Выполняется устно.
- Как они пишутся?
- Я буду называть нарицательные имена существительные, а вы подберите к ним собственные.
город –

 поэт -
озеро -

журнал -
река -

книга -
имя -

газета -

 

Физминутка

Отложили ручки, а руки положили на парту, сели ровно, закрыли глазки, зажмурились крепко-крепко, открыли глазки, посмотрели наверх, опустили глазки вниз, посмотрели вправо, а теперь влево, выполнили круговое движение, закрыли глазки, открыли и заморгали.

7 Задание. (письменно)

Превратите нарицательные имена существительные в собственные.

 

Птица орёл –
цветок роза -
воздушный шарик –
плодородная земля

                                                      - 4 -

 

8 Задание.

 

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Работа с таблицей

9 Задание.  Недавно был   День 8 Марта, надеюсь вы все поздравили своих мам с праздником. А теперь посмотрим, как вы разбираетесь в цветах.

С оберите цветы в корзины.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

 Гвоздика, ландыш, мимоза, нарцисс, ромашка, сирень, тюльпан, роза, подснежник, герань,
 

1ск

2ск

3ск

Гвоздика,мимоза,

ромашка,роза

Ландыш,нарцисс,подснежник,

тюльпан

Сирень, герань

 

 

10 Задание.

- А кто мне расскажет о склонении?
(Изменение сущ. по падежам и числам)

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их и вопросы, на которые они отвечают.
- Какие окончания имеют существительные 1 склонения в род., дат., предложном падежах? (-и, -ы; -е; -е)

2 склонения в предложном падеже?(- -е)

3 склонения в род., дат., предложном падежах? (во этих падежах окончание -и)

Работа с таблицей

Сейчас мы и проверим, как хорошо вы запомнили правило.

11 Задание. (карточки)

Вставьте пропущенные буквы, определите падеж имени существительного, выделите окончания.
Р...сти на полянк..., просил о помощ..., идти по алле..., распол...жились около рощ..., тетрадь по истории..., заниматься в секции..., лечился в санатори... .

 

 

                                                         -  5  -

12 Задание.

Поставьте существительные в творительном падеже ед. числа.

- Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется О, когда Е?

Карандаш, товарищ, задача, плащ, шалаш, камыш, врач. Задание. 13 13   

 

13 Задание.

Морфологический  и морфемный разборы  имени существительного.

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Лес (1в) ,                                        сна (2 в)– сущ. (3 раз.)

Невидимкой  -(2 раз.)                    сказку - (2 раз.)

14 Здание (карточки)

Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. К какому стилю и типу речи относится текст. Выполните синтаксический и пунктуационный разборы по вариантам:

1 вариант разбирает 1-ое предложение,

2 вариант - 6-е предложение.

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

15 Задание. (Для сильных детей)

Составьте рассказ из 4-5 предложений, используя имена существительные.
 

Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра «В зимний лес за сказкой.

 

 

                                                         -  6  -

 

 

 

 

Стар...     рояль ,  вкусн...    кофе , яблочн...    повидло ,

известн...     фамилия,  свеж...      картофель,    известн...

репортёр, красив...    метро .

 

 

 

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Пиркулова Анна Левановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей №533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Чем отличаются служебные части речи

 от самостоятельных?

Русский язык

 выразителен,

свободен,

 гармоничен.
(В.Кюхельбекер)

Место урока в системе уроков:  урок повторения и обобщения по теме «Служебные части речи»

Тип урока:  комбинированный (обобщение, повторение и закрепление) с  метапредметной связью (история и литература)

Цель:

- обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении темы «Служебные части речи»;

- отработка орфографических и пунктуационных навыков;

- совершенствование речемыслительной деятельности и коммуникативных умений и навыков;

- развитие связной речи учащихся

-воспитание любви к родному языку.

Формирование УУД:

- познавательные (усвоение системы знаний о служебных частях речи, поиск  и  выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме);

- личностные (оценка  собственной деятельности,  своих достижений и неудач);

 - коммуникативные (формирование у учащихся способностей межличностных отношений на фоне взаимоподдержки и взаимопроверки).

Ход урока

1.Оформление доски.

Тема: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? – запись на доске.

Эти и другие таблички и надписи, касающиеся темы,  появляются постепенно   по мере решения учениками задач.

К концу урока представленные на доске записи превратятся в наглядные пособия в виде схемы.

а) ученикам предлагается текст из «Басен Эзопа»;

б) используя текст Эзопа, мы решаем несколько задач:

    - метапредметные (литература, история);

    - коммуникативные: ученики, разделяясь на группы, работают сообща над текстом, решают поставленные перед ними задачи.

Перед тем, как раздать текст, учитель напоминает ученикам, кто такой Эзоп. Один из учеников читает информацию об Эзопе, заранее подготовленную (домашнее задание).

  1. Выступление ученика.

Язык 

- жестовые языки глухих;

- компьютерные языки (например, АлголSQL);

- языки животных;

- язык пламени костра;

- язык – кулинарное блюдо.

2)  Слово учителя (краткая аннотация басни Эзопа «Язык»:

В тексте,  который лежит перед вами, речь идет о  языке. Какое слово язык однозначное или многозначное? (Здесь уместно провести лексический анализ слова язык). Можем ли мы подобрать синонимы? Антонимы? Это слово общеупотребительное или  ограниченное в употреблении?

Учитель: Ксанф решил отблагодарить своих учеников и приказал Эзопу приготовить угощение для них, но  чтобы это было сделано из самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете.

Эзоп приготовил 3 блюда из языка. Все присутствующие восхищались, а Ксанф остался не доволен:

«Разве не сказал я тебе, чтобы ты купил самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете?» - обратился он к Эзопу.

Что ответил Эзоп, прочитайте в карточке за №1.

Когда же недовольный Ксанф во второй раз послал Эзопа на рынок, то сказал: «Так как ты выворачиваешь наизнанку  всё, что тебе говорят, вот мой приказ: ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного, что существует на свете».

Эзоп опять приготовил 3 блюда из языка. Рассвирепел Ксанф, призвал к себе Эзопа и потребовал немедленного объяснения.

3) Работа учащихся в группах.

Два текста выдаются ученикам, над которыми они должны поработать.

4) Задания для групп

 «Предлоги»

!. Определить и выделить предлоги.

2.Выписать словосочетания с предлогами.

3. Привести примеры производных предлогов.

4.Рассказать о происхождении  производных предлогов.

5. Выполнить морфемный разбор слова попрекаешь.

Здесь ученики из других групп задают подготовленные вопросы по теме «Предлоги».

Учитываются при оценивании грамотно поставленные вопросы  и, соответственно, грамотные ответы.

«Союзы».

  1. Найти в тексте  союзы.
  2. Дать определение, какие это союзы (сочинительные или подчинительные ).
  3.  Доказать какую роль в предложении играют союзы.
  4. Как отличить союз от местоимений с частицами и наречий  с частицами?
  5. Выполните синтаксический разбор выделенного  предложения.

Ученики из других групп также задают  вопросы по теме «Союзы»

«Частицы»

  1. Вставить пропущенные по смыслу слова     (частицы)
  2. Выписать формообразующие и смысловые частицы.
  3. Определить роль частиц в предложении.
  4. Рассказать о правописании отрицательных частиц.
  5. Выполнить морфологический разбор  слова  разве

Ученики из других групп задают вопросы по теме «Частицы»

У каждой группы на столе файл с наклейками, необходимо с их помощью составить на доске схему по теме «Предлоги», «Союзы», «Частицы» (выходят по 2 два ученика из каждой группы). Остальные же участники приводят примеры по каждому пункту.

      А теперь придумайте самостоятельно 1 предложение, в котором  будут присутствовать служебные части речи. Назовите части речи и дайте  краткое определение. ( Групповое решение задачи)

  5) Вывод. Ученики подводят итоги по теме «Служебные части речи» и отвечают на главный вопрос: Чем же  отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Так зачем же нужны служебные части речи?

 

Независимое жюри оценивает работу групп. Пока жюри подводит итоги (если достаточно времени), дети читают свои творческие работы по темам. (Что тоже учитывается жюри)

  6) Рефлексия. По окончании ученики делятся своими впечатлениями об уроке.

Литература: Русский язык.7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Изд-во «Просвещение».2011г.;

          Эзоп. Басни. Москва «ЭКСМО_ПРЕСС», 1999г.;

          Тренировочные задания ГИА и ЕГЭ. 2010,2011г. Авторы: С.И.Львова, Т.И.Замураева. Москва. ЭКСМО.2010,2011г.

Карточка 1.

Эзоп ответил:

- Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих ученых господ. Подумай, ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать  -  ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления  -  всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа  -  язык; нет ничего лучше на свете.  

(Читают ученики)

Эзоп ответил:

- Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?

(Читают ученики)

ОЦЕНКА  РАБОТЫ  УЧАЩИХСЯ


Задания


Предлоги

Союзы

Частицы

Примеча-

ние

1. Определить и выделить предлоги


2. Выписать словосочетания с предлогами  


3.Привести примеры производных предлогов


4.Рассказать о происхождении предлогов


5.Найти в тексте союзы


6.Дать определение, какие это союзы (сочинительные или подчинительные)


7.Доказать роль союзов в предложении



8. Как отличить союз от местоимений с частицами и наречий с частицами


9.Выписать формообразующие и смысловые частицы


10.Определить роль частиц в предложении


11.Рассказать о правописании частиц.


12.Вопросы, заданные командами


13. Творческие работы


14. Информационное сообщение


Подведение итогов:



простые

составные

временные

причинные

пространственные

целевые

простые

составные

простые

составные

вопросительные

восклицательные

усиление

отрицание

указание

сомнение

уточнение

Формы глагола:

а) повелительное наклонение,

б) условное наклонение

Формы сравнительной степени:

а) прилагательного,

б) наречия

Рефлексия


№№

Самооценка ученика на уроке

Оценка

+

-

Затрудняюсь

1

Своей работой на уроке доволен

2

Своей работой в группе доволен

3

Работой не доволен – не нашлось подходящего задания для меня

4

Урок пролетел быстро, не хватило времени

5

Материал меня не заинтересовал

6

Настроение в ходе урока улучшилось

7

Материал урока был полезен для меня

Регистрационный лист

№№

ФИО

Место работы
(район, № школы)

Контактный телефон

Предлоги

Союзы

Непроизводные

Частицы

Производные

предлоги

Союзы

Сочинительные

Подчинительные

Частицы

Формообразующие

Смысловые

  1. Соединительные
  2. Разделительные
  3. Противительные

  1. Причинные
  2. Временные
  3. Целевые
  4. Условные
  5. Сравнительные
  6. Изъяснительные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему : " Словообразование" ( по ФГОС).

данная технологическая карта может быть использована учителями русского языка, работающими в классе по ФГОС, в помощь при подготовке к уроку по теме :словообразование, -  в качестве опорного конс...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе

Урок общеметодологической направленности.Планируемые результаты:Предметные:знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях с чередованием, различать проверяемые, непроверяемые, че...