Конспект урока математики в 5 классе по теме "Развертки" УМК Г.В.Дорофеев
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
В работе используется программа составленная на основе примерных программ по математике 5-6 класс (М: Просвещение, 2008) и материалам авторского учебно-методического комплекта по математике для 5 класса под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина: Москва, «Просвещение», 2006. Количество часов по учебному плану в неделю-5 часов, в год -170 часов. Разработанный урок является вторым в изучении данной темы. Урок построен так, что учащиеся закрепляют изучение многогранников, учатся самостоятельно, в простейших случаях развертки, строить пространственные тела. Содержание урока подчинено достижению следующих результатов: находить объем параллелепипеда, сворачивать из развертки многогранник, определять его вид, подсчитывать количество вершин, граней, ребер, строить развертки пространственных тел; развивать внимание, пространственное мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать, развивать творческие способности учащихся, самостоятельность, развивать интерес к предмету; воспитать аккуратность, потребность к самообразованию, умение организовать свою работу и поэтапное её выполнение, воспитать формирование адекватной самооценки, трудолюбие.
На своих уроках я успешно использую информационно - коммуникационные технологии, что позволяет создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся. Проведение физкультпаузы наиболее целесообразно, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Процесс обучения становится интересным, увлекательным, ярким и разнообразным, так как современный урок сегодня это не только деятельность учителя, т.е. форма обучения, но и деятельность ученика, т.е. форма учения. На уроке используется презентация, музыкальное сопровождение в рефлексии учебной деятельности. Считаю свой урок универсальным: анализ деятельности производился с помощью самоконтроля и самооценки каждого этапа урока, рефлексии и выставления оценки за урок. Домашнее задание является творческим продолжением урока: переход от общего к частному, от видения проблем к их решению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 82 КБ |
приложение | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Краснова Надежда Николаевна, учитель математики МОБУ СОШ № 1 г. Кореновска
Предмет: Математика
Класс: 5
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Технологическая карта изучения темы «Развертки»
Тема | Развертки |
Цели | Образовательные: учащиеся должны: знать: понятия геометрические фигуры, геометрические тела, многогранники, знать и показывать элементы многогранников, формулу объема параллелепипеда, развертки; уметь: распознавать многогранники на рисунках и моделях, находить объем параллелепипеда, сворачивать из развертки многогранник, определять его вид, подсчитывать количество вершин, граней, ребер, строить развертки пространственных тел. Развивающие: развивать внимание, пространственное мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности учащихся, навыков самостоятельной работы, поддержание интереса к предмету. Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения, воспитание потребности к самообразованию, умение организовать свою работу и поэтапное её выполнение, формирование адекватной самооценки, воспитание трудолюбия, интереса к предмету при помощи интересного геометрического и наглядного материала. Формировать УУД: -Личностные: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовности к самообразованию и самовоспитанию; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. - Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. - Познавательные: реализация проектно-исследовательской деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; давать определение понятиям. |
Планируемый результат | Предметные: распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды; строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда; углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов. Личностные: уметь самовыражаться и самореализовываться; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. (Регулятивные УУД) Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. (Коммуникативные УУД) Уметь реализовать проектно-исследовательскую деятельность; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; давать определение понятиям. |
Основные понятия | Развертки, геометрические фигуры, геометрические тела, многогранники, ребра, вершины, грани, параллелепипед, объем параллелепипеда. |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник “Математика 5” под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, стр.255-258. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса, часть вторая, под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, стр. 60-62. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная в Microsoft Power Point, режим интерактивной доски NTERWRAITETM,тетради, оценочные листы, задания с использованием интерактивной доски, развертки геометрических тел, клей, ножницы, карандаши, карточки с дополнительными заданиями. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Приветствуют учителя. Слушают. Записывают в тетрадях дату и тему урока. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и название шагов учебной деятельности. Показывает данный этап на слайде. | -Добрый день. Наш урок сегодня необычный. Мы совершим путешествие в страну «Развертки». слайд№1 -Во время путешествия повторим тему «Многогранники, объемы многогранников» и закрепим тему «Развертки». слайд№2,3 -Путешествовать будем на корабле. слайд№4 И вы теперь непросто пятиклассники, вы путешественники. Для этого заполните документы. (В тетрадях дата, тема урока.) | Уметь придерживаться правил поведения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: ставить перед собой цели и задачи с помощью учителя. (Познавательные УУД.) Уметь слушать учителя. (Коммуникативные УУД) | |
2.Актуализация знаний. (8 мин.) Цели: -организовать актуализацию устного счета; -организовать у учащихся внимание и самоконтроль; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Смотрят на доску. Устно, по цепочке, выполняют арифметические действия. Производят самоконтроль. | Ставит цель перед учащимися. Показывает данный этап на слайде. Контролирует правильность выполнения. | Проверка пассажиров на готовность к путешествию. Идёт предстартовый отсчет времени, а у нас математическая разминка. слайд№5 -Молодцы, вы справились с этой задачей. И теперь- пуск! Поплыли! слайд№4, с анимацией | Уметь быстро и правильно вычислять. | Уметь контролировать последовательность действий. (Регулятивные УУД) Уметь производить арифметические действия. (Познавательные УУД.) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) |
3.Теоретическое обоснование многогранников. (8 мин.) Цели: -организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - организовать проверку знаний по изученной теме «Многогранники» - закрепить, на основе повторения теории, тему «Развертки»; -организовать у учащихся внимание и самоконтроль; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Слушают учителя. Работают с интерактивной доской. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Выявляют места затруднений, исправляют с помощью учителя ошибки. | Показывает данный этап на слайде. Организует теоретическое обоснование многогранников в соответствии с планом. Организует диалог. Контролирует правильность ответов. Организует усвоение и закрепление учениками темы «Развертки». | -Ребята, на нашем пути появляется айсберг и чтобы его преодолеть мы должны ответить на вопросы. слайд№6 (Задания на слайдах №7,8. Идет фронтальный и индивидуальный опрос, устная или непосредственная работа с интерактивной доской). -Молодцы, ребята, справились с этой трудностью. Айсберг разбит и мы можем смело путешествовать дальше. слайд№9 -И на нашем пути ,на горизонте, появляется страна под названием «Развертки». Давайте с вами остановимся в этой стране и познакомимся с ней поближе. Наша цель, изучить страну «Развертки». Все пассажиры работают дружно, отвечают на вопросы. -А теперь посмотрите внимательно на рисунок. слайд№10 Что здесь изображено? (Ответы детей: куб, развертка куба.) Как вы можете объяснить, что такое развертка? (Дети высказывают свое мнение.) А как можно из развертки сделать многогранник? (Согнуть по линиям сгиба, оставить полоски для склеивания, склеить многогранник.) | Уметь правильно излагать свои мысли. Уметь решать простейшие геометрические задачи. Иметь наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида. | Уметь высказывать свое предположение; контролировать последовательность действий. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать других. (Коммуникативные УУД) Уметь добывать новые знания; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД.) |
4.Физкультминутка. (1 мин.) Цели: - снять напряжение, - настроить учащихся на практическую работу. | Под руководством учителя выполняют физические упражнения. Следят за изображением на доске. | Организует проведение физкультминутки. Показывает данный этап на слайде. | -Ребята, во время путешествия вы засиделись, нужна разминка. Встали, подняли руки вверх, за голову, локти в сторону, выровняли спину, опустили руки. Сделали 3–4 поворота головы в одну и другую сторону. Упражнение для спины и плечевого сустава. Руки к плечам, локти в сторону, лопатки сдвинуть, спину выровнять и сделать 3–4 круговых движения в одну и другую сторону. Сели. Упражнение для глаз. Поднять глаза на доску, затем на тетрадь и так 3–4 раза. слайд№11. | Уметь придерживаться правил поведения на уроке. (Коммуникативные УУД) Уметь контролировать последовательность действий. (Регулятивные УУД) | |
3.Закрепление темы «Развертки». (8 мин.) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельную работу с учебником; - организовать самопроверку и самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют самостоятельно задания в тетради, у доски. Выполняют самопроверку. Ведут контроль за доской. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину; исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму, выставляют баллы. | Показывает данный этап на слайде. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в тетрадях, у доски. Организует выявление места и причины затруднений; работу над ошибками. Организует самооценку учебной деятельности.. | -А теперь давайте проверим на сколько хорошо вы изучили страну «Развертки». В тетрадях, самостоятельно, выполнить задания по учебнику: № 1182, 1183. (Учащиеся читают задание, дается время на выполнение, затем на доске, 2 учащихся, показывают решение.) (Другие два ученика, при помощи маркера, выполняют задания на интерактивной доске. слайд№12.) -Давайте подведем итоги нашего исследования. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы .) слайд№13. | Уметь решать и оформлять задания на тему: «Развертки» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД) |
3.Практическая работа. (10 мин.) Цели: - организовать самостоятельное выполнение учащимися построения простейших разверток пространственных тел; - организовать самопроверку и самооценку; - организовать работу в парах; - развить пространственное мышление, воображение, творческие способности учащихся; - воспитать трудолюбие, аккуратность, культуру общения, потребность к самообразованию, умение организовать свою работу и поэтапное её выполнение, интерес к предмету при помощи интересного геометрического и наглядного материала. | Слушают. Записывают. В парах выполняют построение многогранников из готовых разверток. Выкладывают стену пожеланий из получившихся пространственных тел. Выполняют самооценку по алгоритму, выставляют баллы. | Показывает данный этап на слайде. Объясняет домашнее задание. Объясняет задания для практической работы. Организует выполнение учащимися построения многогранников. Организует самооценку учебной деятельности. | -Прежде чем мы будем выполнять следующее задание, давайте запишем домашнее задание. слайд№14. (Прочитать в учебнике и разобрать п. 10.5. Напишите рассказ, сделайте рисунок на тему: «Какой мне видится душа геометрических тел, их характер») -А теперь, прежде чем покинуть страну «Развертки», давайте построим для нее стену из кирпичей. На каждом многограннике вы напишите ценности, на которых строятся отношения в вашем классе (традиции, патриотизм, любовь, доброта, понимание, забота, обязанность, ответственность, милосердие, верность, долг, дружба, взаимовыручка, вежливость, порядок). - Каждая парта (работа происходит в парах) получает развертку многогранника. Вам необходимо склеить геометрическое тело и на одной из его граней написать ценности. (Группа, которая справилась с заданием быстрее всех, получает дополнительное задание на карточке, оценивающееся в 1 балл.) - Кто из вас хотел бы жить в таком доме? От каждого из вас зависит порядок и благополучие в вашем классе, школе, городе, родном крае, во всем мире. - А сейчас подведем итоги. слайд№15. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы.) | Уметь в простейших случаях развертки строить пространственные тела. | Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме; уметь работать в парах. (Коммуникативные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Способствовать развитию пространственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся. Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры общения, потребности к самообразованию. (Личностные УУД) |
3.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Слушают учителя. Мысленно отвечают на вопросы. Благодарят друг друга за урок. | Показывает данный этап на слайде. Организует рефлексию. Благодарит за урок. | -Вся команда собралась на корабле. -Плывем обратно!? -Мы покидаем страну «Развертки», и вот мы дома. - Довольны ли вы своей работой на уроке? -Ребят! Возьмитесь все за руки. -Закройте глаза. слайд№16. - Слушайте музыку. Успокойтесь. Вспомните, что вам больше всего понравилось на уроке. Улыбнитесь. Откройте глаза. Скажите «Спасибо» друг другу за урок. -Спасибо за урок! | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД) |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА №1
- Используя развертку куба, найдите площадь поверхности соответствующего куба с ребром 6 см?
- Где должны располагаться на развертках куба буквы Г и Р ?
КАРТОЧКА №2
- Используя развертку куба, найдите площадь поверхности соответствующего куба с ребром 8 см?
- Где должны располагаться на развертках куба буквы Г и Р ?
А
А
А
Р
Г
А
А
А
Р
Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики 6 класс
Тема урока "Понятие координатной плоскости"...
Конспект урока математики 1 класс
Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....
Конспект урока математики 0 класс
Числа 1 – 5 . Закрепление....
Конспект урока математики 5 класс (УМК Г.В. Дорофеев). Тема "Нахождение части от целого и целого по его части"
Представленный конспект урока содержит задания, ориентированные на формирование патриотического воспитания. Каждая задача содержит данные о Великой Отечественной войне. Материал можно использовать для...