Конспект урока по математике в 5 классе "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Жирнова Алеся Григорьевна

Конспект урока в формате ФГОС  по математике в 5 классе "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka1.doc438.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:     «Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту».

Учитель - Жирнова Алеся Григорьевна, учитель математики первой категории.

Цели урока:

1) обучающие:

-закрепление и  проверка  практических навыков  и умений при выполнении арифметических действий над натуральными числами;

-   совершенствование навыков и умений в процессе обобщения темы;

- отработка  навыков  беглого счета, аккуратности расположения записей  в тетради и на доске,

- привитие интереса  к предмету;

2) развивающие: 

-  развитие познавательного интереса, внимания, мыслительной деятельности учащихся;

- расширение кругозора учащихся;

-привитие каждому ученику вкуса к самостоятельной, активной, творческой деятельности;

 - развитие самостоятельности, четкости, логичности,

 -  развитие речи.

3) воспитательные: 

-  формирование умения работать коллективно, уважая друг друга;

- воспитание чувства ответственности за порученное дело,

 -  воспитание познавательной активности,

- положительной мотивации к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Технология: личностно-ориентированное обучение с использованием  ИКТ.

Форма проведения урока:  урок-путешествие (урок-путешествие по Кронштадту, объединяющий знания по математике и истории культуры Санкт-Петербурга).

Оборудование:  - компьютер;

- листы-путеводители;

- презентация,

- мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I.Организационный момент:  

(Слайд 1)  Учитель:

Чтобы спорилось нужное дело, 
Чтобы в жизни не знать неудач, 
Мы в поход отправляемся смело, 
В мир загадок и сложных задач. 

II. Вводный этап: обеспечение мотивации и постановка целей урока.

- Здравствуйте, ребята!   Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное математическое путешествие.  Вы готовы к нему?  Давайте проверим.

 (слайд 2)

 -   На координатном луче сверху  отмечены буквы алфавита, а снизу луча числа от 1 до 33. Сопоставьте нужному числу букву. Прочитайте девиз урока.  

                                 

 ( Удачи и побед!)

-    Как  называются  числа, с которыми вы поработали? (Натуральные)

-   Вы уже догадались,  что наше путешествие  будет математическим.  Вам нужно проявить смекалку, находчивость, а также в сложной ситуации не бросить товарища в беде. А еще нам понадобится в пути всё, что вы знаете о натуральных числах.

 (Слайд 3)

-   Назовите тему урока.

- В любом путешествии нас сопровождают  карта и компас.  В роли компаса сегодня послужит моя презентация, а в качестве карты будет лист-путеводитель, который прошу заполнить.

III.Организация познавательной деятельности

1. Актуализация опорных знаний.

 1). (слайд 4) Разгадайте ключевое слово кроссворда.

  - Пришла пора узнать, куда же мы отправляемся в путешествие. Вот и первое испытание. Разгадайте ключевое слово кроссворда и отметьте  его в путевом листе.  (Остров)

-  Молодцы, справились!

   2).(слайд 5) Отгадайте ребус, чтобы узнать название острова. (Котлин)

- Это остров Котлин. Длина его  – 12 км, а ширина  составляет лишь 1000 м. Во сколько раз  длина острова больше   его ширины? ( В 12 раз)

- Молодцы! Наше математическое путешествие по острову Котлин начинается! В  добрый путь!

 3). (слайд 6)  Произведите вычисление и отгадайте загадку.

 

 - Вот и очередное испытание.   Произведите вычисление и отгадайте загадку.

   (Петр Первый – основатель Кронштадта.)

4). (слайд 7)Найди значение выражения и ответь на вопрос.

          -  Нам нужно выполнить задание, чтобы продолжить путешествие.

           Найдите значение выражения и ответьте на вопрос: в каком году открыли       памятник создателю Кронштадта и русского флота?

-   Молодцы, ребята, Вы хорошо справились с заданиями.

-   Где стоит памятник Петру Первому?

(слайд 8)

-    В 1860-1879 вокруг памятника разбили парк, названный Петровским.

 2. Повторение действия c натуральными числами.

1).Кронштадту уже более 300 лет. Уточните, пожалуйста, сколько именно ему лет.(2013-1704 = 309)

- Из маленькой крепости он превратился в большой и красивый город, где много исторических мест, архитектурных памятников и сооружений.

(слайд 9)

2). Решите  все примеры правильно, внесите буквы в таблицу-шифр и назовите «жемчужину» Кронштадта. Но сначала давайте вспомним порядок действий над натуральными числами…(Морской собор)

3.  Обобщение и систематизация знаний, применение их для объяснения новых фактов. Выполнение практических заданий. (Слайд 10)

    1). Морской собор – главная достопримечательность нашего города. Давайте узнаем больше о самом Соборе, решив выражения:

  1.   В каком году началось строительство   собора?

          15224 :  8  =  1903 г.

  1.  Сколько лет длилась  стройка?

               302 – (у+123) = 169 ,  10 лет

  1. Когда завершилась?

          1903 + 10 = 1913  г.

  1. Каковы размеры собора? (слайд 11) Упростите выражения, и тогда вы узнаете длину, ширину и высоту Собора:

        а)  36х + 34х =                 б)  125у – 42у =       в)  90z – 78z + 52z=

        83 м - длина, 64 м - ширина,70 м - высота собора с крестом.

  1. Интересно, в какую сумму обошлось строительство собора в то время? Давайте узнаем.

       2).  Задача. На постройку и украшение собора  было израсходовано 1675 тыс.руб.  казённых денег, пожертвовано моряками- 280 тыс. руб. Какова общая сумма расходов?  (1675+280=1955 тыс.рублей) Сколько миллионов было потрачено?

- Молодцы! Справились с заданием.  

(Слайд 12)

     3).Проверка знаний. Самостоятельная работа.

 - Чтобы продолжить наше путешествие, нужно преодолеть следующее испытание самостоятельно. Каждому ряду предлагается   выполнить задание из  4 -ёх вопросов  и  внести ответы в таблицу. Работаем самостоятельно, ответы между соседями по парте в ряду можно тихонько сверить во избежание ошибок! Проверь соседа!

- Давайте внесем ваши ответы в сводную таблиц, заполним таблицу-шифр и узнаем фамилию архитектора Морского собора. (Слайд 13)

- Мы славно потрудились! Наступила пора сделать привал…

 4).Физминутка (с музык.сопровождением)- слайд 14:

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой  их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

   4.Систематизация знаний,  дальнейшая организация познавательной деятельности.

  1). Решение задачи.

-  Набравшись сил, мы можем продолжить  наше математическое путешествие. Основанная Петром Первым морская крепость на о. Котлин, должна была служить щитом для обеспечения безопасности России на Балтике. Эту задачу она выполнила с честью.

-  Давайте убедимся в этом, решив математическую задачу.

(слайд15)

- Обсудим план решения (слайд 16).

-За три века Кронштадту довелось не раз отражать нападение врага: сюда приходили шведы, немцы, англичане, французы, но никто никогда не смог взять крепость Кронштадт!  Говорят, Кронштадт -  явление уникальное!  

2). Разгадай ребус.

-Продолжаем путешествие… Что символизируют зашифрованные слова?

(слайд 17)

Предлагаю воспользоваться предыдущими шифрами-кодами.

Напоминаю, за каждым числом скрывается определенная буква.

Щит, маяк, котел, корона – герб Кронштадта.

3). Расшифруй название улицы.

 - Мы с вами приближаемся к самой  первой улице Кронштадта. Как же она называется? Прочитайте…

(слайд 18)

- Расположите   числа из таблицы по возрастанию. Как называются эти числа?

4). Решите ребус. ( слайд 19)   Кронштадт- город морской славы!

5).Наше  путешествие подходит к концу, напоследок задача на  внимание

(слайд 20):

В 1830 году в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Петербург -  323, так как пристани Васильевского острова оказались тесными. Насколько больше кораблей пришло в Кронштадт и почему?

III. Подведение  итогов. (Слайд 21)

 - Вот и подошло к завершению наше математическое путешествие по городу Кронштадту. 

Маленький остров с морской судьбою.
Где еще встретишь такой на планете!
Море и ветер, балтийский прибой
“Нет в целом мире такого!” - ответят.
Крепость на острове в вечном дозоре,
Мужества символ и радость побед.

         -Подведём итоги         (слайд 22):

  1. Какие числа называются натуральными?
  2. Какие действия с натуральными числами мы выполняли?
  3. Расскажите о Морском соборе, используя натуральные числа.
  4. Как называется самая первая улица Кронштадта?
  5. Сколько предметов изображено на гербе Кронштадта? 

- У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали свой багаж знаний, а он немаленький и  будет вам необходим на каждом уроке математики и в жизни,  будет  пополняться и расширяться.

IV. Рефлексия.

-  Если вам урок понравился, вы всё понимали, вам было интересно, отметьте на маршрутном листе улыбающийся смайлик. Если вам было неинтересно или сложно, отметьте грустный смайлик.

      или          

- Всем спасибо за урок, вы получили много хороших отметок (перечисление), а за заполнение маршрутного листа будет ещё одна.

V.   Домашнее задание (слайд 24):

  1. Зашифруйте старинное название одной из улиц Кронштадта, используя натуральные числа.
  2. Придумайте   и решите задачу о Кронштадте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике с использованием ИКТ. Умножение числа на произведение. 4 класс

Задачи: Дидактическая: Совершенствовать вычислительные навыки и умения. Коррекционно – развивающая: Развивать мышление, память; развивать связную речь, активизировать познавательную  самостояте...

Конспект открытого урока по математике в 5 классе «Натуральные числа»

Вводный урок математики в 5-м классе с целью повторения и систематизирования базовых ЗУН, полученных в начальной школе, знакомства с учебником....

Конспект урока по математике ( 4 класс) " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление".

Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор - Моро. Тема урока - " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление". Тип урока - урок рефлексии. ...

Конспект урока в 5 классе "Действия с натуральными числами"

Конспект урока в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2012Цель...

Конспект урока по математике «Решение задач с противоположными числами.» 6 класс.

Коспект урока по математике в 6 классе "Решение задач с противоположными числами" Учебник И.И. Зубаревой подготовлен с использованием ЭОР....

Конспект открытого урока по математике в 5 классе "Натуральные числа"

Вводный урок математики в 5-м классе с целью повторения и систематизирования базовых ЗУН, полученных в начальной школе, знакомства с учебником....