Конспект урока в 5 классе "Действия с натуральными числами"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"
УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2012
Цель урока: повторить пройденный материал и активизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», применять их в практической деятельности; расширить и углубить знания по истории города Мурома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_koroleva_i.a.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: математика
Учитель: Королева Ирина Александровна
Тема урока: Действия с натуральными числами
УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2012
Класс: 5
Цель урока: повторить пройденный материал и активизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», применять их в практической деятельности; расширить и углубить знания по истории города Мурома.
Задачи урока:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение правил выполнения действий сложения и вычитания натуральных чисел; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на сложение и вычитание натуральных чисел; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Действия с натуральными числами», решении уравнений.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления; развитие не только логического, но и образного мышления, и их способности рассуждать.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развитие умения слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, становление и развитие качеств личности, способной к интеллектуальному и нравственному совершенствованию, к социальной адаптации на основе нравственных ценностей и исторического опыта России;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, привлечение внимания детей (мотивационная беседа) | Включаются в деловой ход урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учебной деятельности |
2. Актуализация знаний | Предлагает выполнить устную фронтальную работу и занести полученные результаты в таблицы; Контролирует процесс решения | Участвуют в устной работе, находят в таблице ответ и открывают соответствующую букву | Познавательные: структурирование собственных знаний Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной речи Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока | Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему и цель урока, записывают дату в тетрадь. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
4. Закрепление полученных знаний при нахождении значений выражений, решении уравнений и задач | Предлагает задания для повторения и закрепления данной темы. Обсуждает с учащимися решения предложенных заданий. Контролирует выполнение работы. | Участвуют в предлагаемой работе, выполняя задания самостоятельно, индивидуально, с классом; выполняют записи в тетради | Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать из математических текстов необходимую информацию Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, уметь оформлять свои мысли в письменной форме Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
5. Физкультминутка | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся меняют вид деятельности и готовятся продолжить работу. | |
6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой | Предлагает самостоятельную работу по карточкам с последующей взаимопроверкой. Контролирует процесс решения. | Самостоятельно выполняют письменное решение предложенных заданий в тетради; выполняют взаимопроверку | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; внесение необходимых корректив в действия после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок Личностные: самоопределение. Познавательные: умение выполнить задание, применив полученные знания Коммуникативные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез. |
7. Домашнее задание | Предлагает учащимся творческое домашнее, а также задание из учебника. Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневниках задание | |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит индивидуальные итоги работы и класса в целом. | Учащиеся получают отметки, оценивают урок и свою деятельность на уроке. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке, самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата |
Ход урока:
1. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Учебник, тетрадь, дневник. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учащиеся: включаются в деловой ход урока
2.Актуализация знаний
Учитель:
Сегодня у нас не простой урок, сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, в один из старинных городов России. А чтобы узнать, какой это город, необходимо выполнить устную работу и расшифровать название города. На доске зашифрованы буквы, каждой букве соответствует ответ данного примера (слайд 1)
В - 75 : 15 = 5;
В - Х + 56=100
О - 5 . 6 = 30;
Г - 30 -16 = 14;
Д - 14 : 2 = 7;
М - 18:х=9
О - 7 + 13 = 20;
У - 20 -10 = 10;
Р - Х×15=45
Е - 10 + 15 = 25;
Р - 15 . 3 = 75.
К - 45-19=26
Е - Х-41=77
1 - 87-х=49
О - 111-45=66
9 - 333:111=3
М - 125×5=625
По мере решения примером учащиеся открывают название города
г | о | р | о | д |
14 | 30 | 75 | 66 | 7 |
М | у | р | о | м |
2 | 10 | 3 | 20 | 625 |
в | |
100 | |
1 | 9 |
38 | 3 |
в | е | к | е |
5 | 25 | 26 | 118 |
Учащиеся: устно считают и открывают зашифрованный текст
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель: давайте прочитаем, что у нас получилось
Ученики: город Муром в 19 веке
Учитель: именно в наш город, в котором мы живем, но только в 19 век мы сегодня и отправимся, а помогут нам в этом знания, полученные на прошлых уроках. Посмотрите на задания, которые вы сейчас выполняли, что вы делали и какой темой можно объединить их?
Учащиеся: мы складывали, вычитали, умножали, делили натуральные числа и решали уравнения
Учитель: как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся: (определяют и формулируют вместе с учителем цель урока) мы будем повторять все действия с натуральными числами
Учащиеся: открывают тетради, записывают дату урока и тему «Все действия с натуральными числами» (слайд 2)
4. Закрепление полученных знаний
Учитель: итак, мы отправляемся в путешествие. Городу Мурому по указу императрицы Екатерины II был дан статус уездного города и утвержден его новый план. А в каком году это произошло, мы сейчас узнаем
Задание 1. Для этого запишите выражение по программе его вычисления и найдите его значение
- Сложите числа 34 и 29;
- Результат команды 1 разделите на 21;
- Умножьте 35 на 56;
- К результату команды 2 прибавьте результат команды 3.
- Из результата команды 4 вычесть 175
Учащиеся: самостоятельно записывают выражение в тетрадь и находят его значение
Учитель: проверим ответ: (слайд 3)
(34 + 29) : 21 + 35 . 56 – 175 = 1788
- 34 + 29 = 63
- 63 : 21 = 3
- 35 . 56 = 1960
- 3 + 1960 = 1963
- 1963-175=1788
Учитель: итак, в 1788 году Муром стал уездным городом и утвержден его новый план. По новому плану вместо кольцевой застройки улиц появилась сетка улиц с кварталами прямоугольной формы. Примечательно, что в пояснениях к плану строго регламентировались правила реконструкции города, отводились места для домов жителей разных сословий, для лавок, кожевенных и прочих предприятий, определялись даже расстояния между домами - «не ближе пяти сажень».
Сажень - русская мера длины, равная 3 аршинам, а один аршин равен 72 см. (слайд 4)
Найдите, какое расстояние определялось между домами в конце XIX века
Задание 2. Найдите, какое расстояние определялось между домами XIX века
Учащиеся: обсуждают план решения задания и выполняют решение с комментарием одного из учеников
72= 216 см – 1 сажень
216×5= 1080 см= 10м 80 см- расстояние межу домами
Учитель: Наверное, долго бы еще перестраивался Муром, если бы не большие пожары, уничтожившие почти весь город, ибо все дома в нем тогда были деревянные, а единственный каменный жилой дом находился в Спасском монастыре. Особенно большой пожар произошел в мае 1805г., когда при сильном ветре за три часа сгорело 174 дома и 24 предприятия, погибло 6 человек.
Восстановление города велось уже по новому плану. В 1807г. было построено первое гражданское кирпичное здание правительственных учреждений: полиции, уездного и земского суда, казначейства. А к 1817г. на новых улицах Московская, Успенская (ныне Красноармейская), Благовещенская (ныне Тимирязева) появились каменные дома местных богатеев. Давайте узнаем, сколько же было каменных, а сколько деревянных домов было в городе в 1817 году
Задание 3
Решить уравнение
1в. (х - 7) . 7 = 105; х=22
2в. 3550 – 5х = 40. Х= 702
Учащиеся: 2 ученика решают уравнения с обратной стороны доски (или на переносных досках), остальные самостоятельно в тетрадях, по вариантам
Учитель: проверим решения уравнений у доски, есть ли ошибки? Корень уравнения 1 варианта – количество каменных домов, корень уравнения 2 варианта – количество деревянных домов. Итак, в 1817г. в городе Муроме было 22 каменных дома и 702 деревянных.
Учитель: Через 10 лет число каменных домов увеличилось в 3 раза, а деревянных на половину от бывших деревянных домов. Сколько всего каменных и деревянных домов было в Муроме в 1827г.? (слайд 5)
Задание 4
Решить задачу
Учащиеся: анализируют условие задачи, предлагают способы решения.
Один из учащихся с объяснением решает задачу у доски
5.Физкультминутка
1)Гимнастика для глаз по тренажеру «Гимнастика для глаз»
2)Учитель: читает стихотворение и показывает движения
Учащиеся: выполняют упражнения
Руки вверх мы все поднимем
И опустим их скорей.
Головою мы покрутим,
Наклонимся веселей.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем чуть – чуть.
А теперь, ребята, дальше
Продолжаем мы наш путь.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Учитель: предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам с последующей взаимопроверкой
Вариант 1
1.Выполнить действия:
а) (48 - 29)× 3 : 57 (Ответ: 1)
б) 125 : 5 × 4 – 46 × 2 (Ответ: 8)
в) (118 : 2 + 1): (76 – 32 × 2) – 1 (Ответ:4)
2. Решить уравнение:
(8 - х):4=2 (Ответ: х=0)
Вариант 2
1.Выполнить действия:
а) (73 - 48)× 3 : 75 (Ответ: 1)
б) 240 : 12 × 6 – 28 × 4 (Ответ: 8)
в) ( 1 + 25 × 5): (248 : 4 – 20) + 1 (Ответ:4)
2. Решить уравнение:
36: (х+4)=9 (Ответ: х=0)
Учащиеся: выполняют работу
Учитель: контролирует процесс выполнения работы
После выполнения работы
Учитель: ребята, а сейчас вам предстоит проверить правильность выполнения работы у соседа по парте. Выполнить проверку очень просто: если все задания выполнены верно, то по порядку расположения ответов к заданиям у вас у всех должно получиться число 1840. Обмениваемся тетрадями и начинаем проверять
Учащиеся: проверяют правильность выполнения заданий у соседа по парте.
Затем подводятся итоги выполнения самостоятельной работы.
7.Домашнее задание
Учитель:
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового и интересно о городе, в котором мы с вами живем. И последнее задание было не совсем обычное. Число 1840 – это год построения в Муроме, на восточной стороне Базарной площади значительного по размерам для того времени здания. А вот, что это за здание и чем оно знаменито, вам нужно узнать к следующему уроку. А также из учебника № 672, № 639 (д, е, з)
Учащиеся: записывают задание на дом
8.Рефлексия (подведение итогов урока)
Учитель: мы отлично поработали на уроке. Кто, по-вашему, работал лучше всех? (Учитель выслушивает мнения учеников, выставляет и комментирует оценки за урок)
Ученики: высказывают свое мнение
Учитель: а сейчас я попрошу вас высказать свое мнение об уроке и оценить свою деятельность на нем, выбирая любое начало фразы: (слайд 6)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учащиеся: оценивают урок, высказывают свое мнение
Учитель: всем спасибо за урок! До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Умножение дроби на натуральное число" 5 класс
Умножение дроби на натуральное число,на1 и на 0....
Урок - игра по теме "Натуральные числа"
презентация урока-игры...
Урок "ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ"(5 класс)
Урок проводится после изучения темы «Все действия с натуральными числами» и является уроком – закрепления полученных знаний....
Урок-сказка "Действия с натуральными числами"
Рработа представляет собой урок, проводимый в компьютерном классе с использованием цифровых образовательных ресурсов, авторских разработок. Данный урок проводится в 5 классе в качестве обобщающего уро...
Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"
Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...
Урок-КВН на тему:"Натуральные числа"
На этом уроке идёт повторение темы:"Натуральные числа"...
Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Все действия с натуральными числами».
Тема урока: «Все действия с натуральными числами».Цели урока:- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над нату...