Конспект урока в 5 классе "Действия с натуральными числами"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Конспект урока в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"

УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2012

Цель урока: повторить пройденный материал и активизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», применять их в практической деятельности; расширить и углубить знания по истории города Мурома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_koroleva_i.a.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: математика

Учитель: Королева Ирина Александровна

Тема урока: Действия с натуральными числами

УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2012

Класс: 5

Цель урока: повторить пройденный материал и активизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», применять их в практической деятельности; расширить и углубить знания по истории города Мурома.

Задачи урока:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение правил выполнения действий сложения и вычитания натуральных чисел; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на сложение и вычитание натуральных чисел; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Действия с натуральными числами», решении уравнений.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления; развитие не только логического, но и образного мышления, и их способности рассуждать.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развитие  умения слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе,  становление и развитие качеств личности, способной к интеллектуальному и нравственному совершенствованию, к социальной адаптации  на основе нравственных ценностей и исторического опыта России;

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, привлечение  внимания детей

(мотивационная беседа)

Включаются в деловой ход урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний

Предлагает выполнить устную фронтальную работу и занести полученные результаты в таблицы;

Контролирует процесс решения

Участвуют в устной работе, находят в таблице ответ и открывают соответствующую букву

Познавательные: структурирование собственных знаний

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной речи Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока

Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему и цель урока,

записывают дату в тетрадь.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

4.  Закрепление полученных знаний при нахождении значений выражений, решении уравнений и задач

Предлагает задания для повторения и закрепления данной темы.

Обсуждает с учащимися решения предложенных заданий. Контролирует выполнение работы.

Участвуют в предлагаемой работе, выполняя задания самостоятельно, индивидуально, с классом; выполняют записи в тетради

Познавательные:

уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать из математических текстов необходимую информацию

Коммуникативные: организация  и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,

уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

5. Физкультминутка

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся меняют  вид деятельности и готовятся  продолжить работу.

6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

Предлагает  самостоятельную работу по карточкам с последующей  взаимопроверкой. Контролирует процесс решения.

Самостоятельно выполняют письменное решение предложенных заданий в тетради; выполняют взаимопроверку

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

внесение необходимых корректив в действия после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение выполнить задание, применив полученные знания

Коммуникативные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез.

7.  Домашнее задание

Предлагает учащимся творческое домашнее, а также задание из учебника. Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневниках задание

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит индивидуальные  итоги работы  и класса в целом.

Учащиеся получают отметки, оценивают урок и свою деятельность на уроке.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке,

самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата

Ход урока:

1. Организационный этап.

Учитель:  Здравствуйте ребята! Проверьте все ли у вас  готово к уроку. Учебник, тетрадь, дневник. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учащиеся: включаются в деловой ход урока

2.Актуализация знаний

Учитель:  

Сегодня у нас не простой урок, сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое,   в один из старинных городов России. А чтобы узнать, какой это город, необходимо выполнить устную работу и расшифровать название города. На доске зашифрованы буквы, каждой букве соответствует ответ данного примера (слайд 1)

В - 75 : 15 = 5;

В - Х + 56=100

О - 5 . 6 = 30;

Г -  30 -16 = 14;

Д -  14 : 2 = 7;

М - 18:х=9

О - 7 + 13 = 20;

У - 20 -10 = 10;

Р - Х×15=45

Е - 10 + 15 = 25;

Р - 15 . 3 = 75.

К - 45-19=26

Е - Х-41=77

1 - 87-х=49

О - 111-45=66

9 - 333:111=3

М - 125×5=625

По мере решения примером учащиеся открывают название города

г

о

р

о

д

14

30

75

66

7

 

М

у

р

о

м

2

10

3

20

625

 

в

100

1

9

38

3

       

в

е

к

е

5

25

26

118

Учащиеся: устно считают и открывают зашифрованный текст

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель: давайте прочитаем, что у нас получилось

Ученики: город Муром в 19 веке

Учитель: именно в наш город, в котором мы живем, но только в 19 век мы сегодня и отправимся, а помогут нам в этом знания, полученные на прошлых уроках. Посмотрите на задания, которые вы сейчас выполняли, что вы делали и какой темой можно объединить их?

Учащиеся: мы складывали, вычитали, умножали, делили натуральные числа и решали уравнения

Учитель: как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Учащиеся: (определяют и формулируют вместе с учителем цель урока)  мы будем повторять все действия с натуральными числами

Учащиеся: открывают тетради, записывают дату урока и тему «Все действия с натуральными числами» (слайд 2)

4. Закрепление полученных знаний

Учитель:  итак, мы отправляемся в путешествие. Городу Мурому  по указу императрицы Екатерины II был дан статус уездного города и утвержден его новый план. А в каком году это произошло, мы сейчас узнаем

Задание 1.   Для этого запишите выражение  по программе его вычисления  и найдите его значение

  1. Сложите числа 34 и 29;
  2. Результат команды 1 разделите на 21;
  3. Умножьте 35 на 56;
  4. К результату команды 2 прибавьте результат команды 3.
  5. Из результата команды 4 вычесть 175

Учащиеся: самостоятельно записывают выражение в тетрадь и находят его значение

Учитель: проверим ответ:  (слайд 3)

(34 + 29) : 21 + 35 . 56 – 175 = 1788

  1. 34 + 29 = 63
  2. 63 : 21 = 3
  3. 35 . 56 = 1960
  4. 3 + 1960 = 1963
  5. 1963-175=1788

Учитель: итак, в 1788 году Муром стал уездным городом  и утвержден его новый план. По новому плану  вместо кольцевой застройки улиц  появилась сетка улиц с кварталами прямоугольной формы. Примечательно, что в пояснениях к плану строго регламентировались правила реконструкции города, отводились места для домов жителей разных сословий, для лавок, кожевенных и прочих предприятий, определялись даже расстояния между домами -  «не ближе пяти сажень».

Сажень - русская мера длины, равная 3 аршинам, а один аршин равен 72 см. (слайд 4)

Найдите, какое расстояние определялось между домами в конце XIX века

Задание 2.   Найдите, какое расстояние определялось между домами XIX века

Учащиеся: обсуждают план решения задания и выполняют решение с комментарием одного из учеников

72= 216 см – 1 сажень

216×5= 1080 см= 10м 80 см- расстояние межу домами

Учитель: Наверное, долго бы еще перестраивался Муром, если бы не большие пожары, уничтожившие почти весь город, ибо все дома  в нем тогда были деревянные, а единственный каменный жилой дом находился в Спасском монастыре.  Особенно большой пожар произошел в мае 1805г., когда при сильном ветре за три часа сгорело 174 дома и 24 предприятия, погибло 6 человек.

Восстановление города велось уже по новому плану.  В 1807г. было построено  первое гражданское кирпичное здание правительственных учреждений: полиции, уездного и земского суда, казначейства. А к 1817г. на новых улицах Московская, Успенская (ныне Красноармейская), Благовещенская (ныне Тимирязева) появились каменные дома местных богатеев. Давайте узнаем, сколько же было каменных, а сколько деревянных домов было в городе в 1817 году

Задание 3    

Решить уравнение

1в. (х - 7) . 7 = 105;  х=22

2в.   3550 – 5х = 40.  Х= 702

Учащиеся: 2 ученика решают уравнения с обратной стороны доски (или на переносных досках), остальные самостоятельно в тетрадях, по вариантам

Учитель: проверим  решения уравнений у доски, есть ли ошибки? Корень уравнения 1 варианта – количество каменных домов, корень уравнения 2 варианта – количество деревянных  домов. Итак, в 1817г. в городе Муроме было 22 каменных дома и  702 деревянных.

Учитель: Через 10 лет число каменных домов увеличилось в 3 раза,  а деревянных на  половину  от бывших деревянных домов. Сколько всего каменных и деревянных домов было в Муроме в 1827г.? (слайд 5)

Задание 4

Решить задачу

Учащиеся: анализируют условие задачи, предлагают способы решения.

Один из учащихся с объяснением решает задачу у доски

5.Физкультминутка

1)Гимнастика для глаз по тренажеру «Гимнастика для глаз»

2)Учитель:  читает стихотворение и показывает движения

   Учащиеся:  выполняют упражнения

Руки вверх мы все поднимем

И опустим их скорей.

Головою мы покрутим,

Наклонимся веселей.

Пошагаем мы на месте

И попрыгаем чуть – чуть.

А теперь, ребята, дальше

Продолжаем мы наш путь.

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Учитель: предлагает выполнить самостоятельную работу  по карточкам с последующей взаимопроверкой

Вариант 1

1.Выполнить действия:

а) (48 - 29)× 3 : 57 (Ответ: 1)

б) 125 : 5 × 4 – 46 × 2 (Ответ: 8)

в) (118 : 2 + 1): (76 – 32 × 2) – 1 (Ответ:4)

2. Решить уравнение:

(8 - х):4=2 (Ответ: х=0)

Вариант 2

1.Выполнить действия:

а) (73 - 48)× 3 : 75 (Ответ: 1)

б) 240 : 12 × 6 – 28 × 4 (Ответ: 8)

в) ( 1 + 25 × 5): (248 : 4 – 20) + 1 (Ответ:4)

2. Решить уравнение:

36: (х+4)=9 (Ответ: х=0)

Учащиеся: выполняют работу

Учитель: контролирует процесс выполнения работы

После выполнения работы

Учитель: ребята, а сейчас вам предстоит проверить правильность выполнения работы у соседа по парте. Выполнить проверку очень просто: если  все задания выполнены верно, то по порядку расположения ответов к заданиям у вас у всех должно получиться число 1840. Обмениваемся тетрадями и начинаем проверять

Учащиеся: проверяют правильность выполнения заданий у соседа по парте.

Затем подводятся итоги выполнения самостоятельной работы.

7.Домашнее задание

Учитель:

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового и интересно о городе, в котором мы с вами живем. И последнее задание было не совсем обычное.  Число 1840 – это год построения  в Муроме, на  восточной стороне Базарной площади значительного  по размерам для того времени здания. А вот, что это за здание и чем оно знаменито, вам нужно узнать к следующему уроку. А также из учебника № 672, № 639 (д, е, з)

Учащиеся: записывают задание на дом

8.Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель: мы отлично поработали  на уроке. Кто, по-вашему, работал лучше всех?  (Учитель выслушивает мнения учеников, выставляет и комментирует оценки за урок)

Ученики: высказывают свое мнение

Учитель:  а сейчас я попрошу вас высказать свое мнение об уроке и оценить свою деятельность на нем, выбирая любое начало фразы: (слайд 6)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Учащиеся: оценивают урок, высказывают свое мнение

Учитель:  всем спасибо за урок! До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Умножение дроби на натуральное число" 5 класс

Умножение дроби на натуральное число,на1 и на 0....

Урок "ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ"(5 класс)

Урок проводится после изучения темы «Все действия с натуральными числами» и является уроком – закрепления полученных знаний....

Урок-сказка "Действия с натуральными числами"

Рработа представляет собой урок, проводимый в компьютерном классе с использованием цифровых образовательных ресурсов, авторских разработок. Данный урок проводится в 5 классе в качестве обобщающего уро...

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

Урок-КВН на тему:"Натуральные числа"

На этом уроке идёт повторение темы:"Натуральные числа"...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Все действия с натуральными числами».

Тема  урока:     «Все действия с натуральными числами».Цели урока:- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над нату...