Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме

Конспект урока математики в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_konkurs_5_klass.doc421.5 КБ
Файл otkrytyy_urok_f-8.docx204.63 КБ
Файл rabochaya_progr.docx21.42 КБ
Файл ktp.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики

Учитель: Штуккерт Ольга Николаевна, учитель математики первой категории МБОУ ООШ №24 п.Уташ г-к Анапа

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Тип урока: урок-игра.

Класс: 5 класс.

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 5. М., Мнемозина.

Цели урока:

  1. повторить и закрепить действия сложения и вычитания со смешанными числами и обыкновенными дробями;
  2. показать умения выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей;
  3. закрепить навыки решения уравнений;
  4. продолжить воспитание сознательной дисциплины учащихся, чувства ответственности при работе в группе.

Оборудование:

  1. экран;
  2. ноутбук;
  3. мультимедийный проектор;
  4. жетоны.

Ход урока:

Учитель объявляет тему, цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона:(Слайд 1)

Без знания дробей никто не может

признаваться знающим математику!

  1. Игра «Кто быстрее» (устный счет).(Слайд 2)

Правило игры: класс делится на две команды (по рядам), отвечает тот ученик – член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко.

  1. сравнить:

 и                 1 и                          и                  и 1        

 и                 0 и                          и                  и .

ОТВЕТ:  >                 1 >                  =                  = 1        

            >                 0 <                  >                  < .

  1. назвать дроби в порядке возрастания:

,                                             

          Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?

ОТВЕТ: ,

  1. выделить целую часть из неправильной дроби: (Слайд 3)

                                                                         

ОТВЕТ: =3,   = 2,  = 1,    = 1,  = 5,  = 5,  = 1.

  1. представить смешанные числа в виде неправильных дробей:

                                

ОТВЕТ: 1     4

  1. История возникновения дробей

Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.

 (небольшие сообщения  учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»).

  1. Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала.(Слайд 4)

Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ – очко команде.

Вопросы на лепестках:

  1. Что показывают знаменатель и числитель дроби?
  2. Какая дробь равна единице?
  3. Какая дробь называется правильной?
  4. Как выделить целую часть из неправильной дроби?
  5. Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?
  6. Какая дробь называется неправильной?
  7. Какая из двух дробей с одинаковыми числителями больше?
  8. Сравни с единицей правильную дробь?
  9. Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?
  10. Какая дробь больше единицы?
  11. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

  1. Шуточная задача. (Слайд 5)

1). Клоун, чтобы посмешить публику сказал, что рост у него  км, а вес  т. Публика смеялась: всем было ясно, что клоун выбрал неподходящие единицы длины и массы. Скажите, каков рост клоуна в см и какова его масса в кг?                (ОТВЕТ: рост клоуна - 180 см, масса клоуна - 80 кг)

2). Клоун предложил кому-нибудь из публики поиграть с ним в такую игру. Он называет дробь. Игрок из публики называет меньшую дробь. Затем клоун называет еще меньшую дробь, игрок из публики – еще меньшую и т.д. Выигрывает тот, кто называет дробь, меньше которой уже дробей нет? Можно ли выиграть в такой игре?

     V. Диктант. 

1)перевести:

в метры: 4 дм, 3 м 3 дм, 20 см.

в часы: 30 мин, 15 мин, 45 мин.

2)решить уравнение:

                        

  1. Подведение итогов урока. Подсчёт жетонов, выставление оценок.
  2. Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дроби в Древнем Египте

        Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например,  в результате измерения получалось дробное число , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:

        Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений – папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.

Дроби в Древнем Риме

        У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо  римляне говорили «одна унция»,         – «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.

Дроби в Древней Греции

        В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например,  означало три пятых.

        Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.

Дроби на Руси

        Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:

– половина, полтина,                                – треть,

– четь,                                                – полтреть,

– полчеть,                                                – полполтреть,

– полполчеть,                                        – полполполтреть (малая треть),

– полполполчеть (малая четь),                        – пятина,

– седьмина,                                        – десятина.



Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе

Учитель: Штуккерт О.Н., учитель физики МБОУ ООШ №24

Тема «Параллельное соединение проводников»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с  последовательным соединением проводников, закономерностями, существующими в цепи с параллельным соединением  в сравнении с последовательным соединением проводников;
  • продолжить развитие практических навыков работы с физическими приборами, активизации познавательного интереса учащихся к предмету, умений сборки электрической цепи по схеме, навыков решения задач;
  • продолжить воспитание сознательной дисциплины и ответственности при работе учащихся в группах.

Оборудование:

источник тока – 2,  лампочка низковольтная на подставке – 4, амперметр – 1, вольтметр – 1,ключ – 2, соединительные провода – 14, экран, ПК.

План урока

Этапы урока

Содержание

Время

(мин)

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1

2

Беседа

Актуализация опорных знаний

2

3

Изучение нового материала

Ввести понятие параллельного соединения проводников

5

4

Практическая работа

Подметить закономерности, существующие в цепи с параллельным соединением проводников

18

5

Закрепление нового материала

Формировать умения решать задачи

10

6

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2

7

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2

Ход урока

  1. Организационный момент.  Cлайд №1
  2. Беседа.

     Вопрос 1. Какое соединение проводников называется последовательным?

     Ответ: последовательным называется соединение проводников, включенных в цепь друг за другом.

      III.     Изучение нового материала.

         1.Определение параллельного соединения проводников.

   - Начертите в тетради схему.   Слайд №2

              

- Запишите определение параллельного соединения    проводников.

          Определение. Параллельным называют такое соединение проводников, при котором, все проводники одним концом присоединяются в одной точке цепи (точке А), а вторым концом  - в другой  точке цепи (точке  В).

          2. Практическая работа:   класс делится на 3 группы. Каждой группе выдается  задание.

              Обратить внимание на сборку цепи в 1 и 2 группах: сначала собрать ветвь последовательно соединенного участка цепи, затем – ответвление.

Задание для 1 группы:  (Слайд №3) ОПРЕДЕЛИТЬ СИЛУ ТОКА В ЦЕПИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

             

 

1)  Соберите цепь по схеме. Измерьте  общую силу тока в цепи I.

2)  Включите амперметр на участке цепи между точками А и В, чтобы измерить силу тока I в лампе Л1.

3)  Измерьте силу тока I  в лампе Л2.

4)  Сделайте вывод и запишите в тетрадь.

5)  Прочитайте в учебнике  §49, стр.115  1, 2 абзацы.

Задание для 2 группы:   (Слайд №4)  ОПРЕДЕЛИТЬ  ОБЩЕЕ  НАПРЯЖЕНИЕ  ЦЕПИ  И НАПРЯЖЕНИЕ  НА ОТДЕЛЬНЫХ  УЧАСТКАХ.

1) Соберите цепь по схеме. Измерьте общее напряжение U цепи.

2) Включите вольтметр на участке цепи между точками А и В, чтобы измерить  напряжение U в лампе Л1.

3) Измерьте  напряжение U  в лампе Л2.

4) Сделайте вывод и запишите в тетрадь.

5) Прочитайте в учебнике §49 стр.114    1, 2 абзацы.

Задание для 3 группы:  (Слайд №5)

1) Вычислите общее сопротивление цепи и сопротивление отдельных участков R, R, R.

2) Сравните получившиеся значения и сделайте вывод.

3) Проверьте себя: учебник, стр.115  3, 4 абзацы.

4) Запишите вывод в тетрадь.

3. Задание для группы, справившейся первой: заполните таблицу (левую часть) на доске.

Последовательное соединение  проводников

Параллельное соединение проводников

U

U=U1+U2+…

 

I

I=I1=I2=…

 

R

R=R1+R2+…

 

4.Разбор групповых заданий и заполнение правой части таблицы.

Последовательное соединение  проводников

Параллельное соединение проводников

U

U=U1+U2+…

U=U1=U2=…

I

I=I1=I2=…

I=I1+I2+…

R

R=R1+R2+…

1/R=1/R1+1/R2+…

    Один учащийся из группы диктует вывод, остальные группы записывают      его в тетради.  (Слайд №6)

5.Применение различного соединения проводников.

      Заслушать ответы учащихся.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Решить задачу:

       Какой силы ток проходит через предохранитель в момент торможения трактора и при включенных габаритных огнях, если сопротивление нитей накала габаритных ламп R =  18 Ом, а сопротивление нитей накала большого света  R = 2 Ом, а напряжение источника тока  U = 12 В?

                                                                   Решение:  

Дано:              |                           При параллельном соединении:  I = I + I,

R  =  18 Ом   |           где  I - сила тока габаритных огней,

R = 2 Ом       |                   I - сила тока, проходящая через лампы большого света.

U = 12 В         |            

¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ |           I = U/R ,                  I = U/R,

   I - ?              |            I = 12 В : 18 Ом = 0,66 А,       I = 12 В : 2 Ом = 6 А,

                                    I = 0,66 А + 6 А = 6,66 А

                          Ответ:  6,66 А.          

V.  Итоги  урока.

1) По таблице: чем последовательное соединение проводников  отличается от параллельного соединения?

2) Оценки.

VI. Домашнее задание.  (Слайд №7)

§ 49, упр.23 (1), пример решения задачи на с.116 учебника.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город-курорт Анапа 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа № 24

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

  _____________ С.Я.Чичинова        

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

факультатива по математике

«Решение задач повышенной трудности» 

для учащихся 8 класса

 

 

 

Количество часов:  34   (1 ч в неделю)

Учитель    _____Штуккерт Ольга Николаевна__

Программа разработана

 учителем математики МБОУ ООШ №24  Штуккерт О.Н.

Пояснительная записка

         Работа факультатива проходит в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках алгебры и геометрии. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи.  

        По программе предусмотрено 34 часа ( 1 занятие в неделю).

        Цель работы  факультатива – углубление и расширение знаний учащихся  по алгебре и геометрии,  развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, интуиции, интереса к математике,  воспитание у учащихся, самостоятельности, инициативы, настойчивости, умения творчески подходить к решению различных задач, в том числе нестандартных.

 

                                                                План работы

Рациональные числа  ( 5ч)

Модуль числа. Степень с целым показателем.

Действительные числа (6 ч)

Квадратный корень из числа. Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Понятие об иррациональном числе. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби.

Алгебраические выражения. ( 8ч)

Формулы сокращенного умножения. Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене.

Уравнения и неравенства.(10 ч)

Квадратное уравнение. Решение рациональных уравнений. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и их системы. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.

Четырёхугольники. Площадь. (5 ч)

Параллелограмм. Трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Литература

  1. Алгебра: учеб. для 8 кл./ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2010
  2. Геометрия: учеб. для 7-9 кл./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010
  3. Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия. 5-11 классы/ А.В.Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009
  4. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8-11 классов. Математика. Физика. Астрономия. Биология. Экология. Химия. География: Практическое пособие/ Сост. Л.К.Кортукова, А.А.Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
  5. В царстве смекалки/ Под ред. М.К.Потапова. – М.: Наука, 1982
  6. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия/ Я.И.Перельман. – М.: АСТ, 2007
  7. Н.П.Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики. – М.: Просвещение, 1986
  8. Алгебра. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА./ авт.-сост.: Л.П.Донец. – Ярославль: Академия развития, 2011
  9. Алтынов П.И. Контрольные и зачётные работы по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2007
  10.  Контрольные работы по алгебре: 8 класс/ Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
  11.  Контрольные работы по геометрии: 8 класс/ Н.Б.Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  12.  Алгебра. 8 класс. Контрольные работы в новом формате: [учебное пособие]/ Г.Д.Карташева. – М.: Интеллект-Центр, 2011

СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                «___»___________201   г.

МО  учителей                                                                            Зам.директора по УВР

от «___»______201   г.№ __                                               __________И.А.Монаенкова

Руководитель  МО

________  



Предварительный просмотр:

    «СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_____________ И.А.Монаенкова

« ___ » августа   201__  года

Муниципальное образование город-курорт Анапа 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа № 24

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

факультатива по математике

«Решение задач повышенной трудности» 

 

Класс                             8

Учитель          _Штуккерт Ольга Николаевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю  1  час;

Планирование составлено на основе  рабочей программы

 Штуккерт Ольги Николаевны

Программа утверждена на педагогическом совете  

 Протокол № __ от ___ августа 201__г.

Содержание

 

Кол-во

часов

Дата

Рациональные числа

5

1

Модуль числа. Решение уравнений с модулем.

1

2

Построение графика функции, содержащей модуль.

1

3

Степень с целым показателем.

1

4

Решение олимпиадных задач.

1

5

Решение олимпиадных задач.

1

Действительные числа

6

6

Квадратный корень из числа.

1

7

Запись корней с помощью степени с дробным показателем.

1

8

Понятие об иррациональном числе.

1

9

Действительные числа как бесконечные десятичные дроби.

1

10

Решение олимпиадных задач.

1

11

Решение олимпиадных задач.

1

Алгебраические выражения

8

12

Формулы сокращенного умножения.

1

13

Формулы сокращенного умножения.

1

14

Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене.

1

15

Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене.

1

16

Преобразование рациональных выражений.

1

17

Преобразование рациональных выражений.

1

18

Решение олимпиадных задач.

1

19

Решение олимпиадных задач.

1

Уравнения и неравенства

10

20

Квадратное уравнение.

1

21

Квадратное уравнение.

1

22

Решение рациональных уравнений.

1

23

Решение рациональных уравнений.

1

24

Системы уравнений.

1

25

Системы уравнений.

1

26

Неравенства с одной переменной и их системы.

1

27

Доказательство числовых и алгебраических неравенств.

1

28

Доказательство числовых и алгебраических неравенств.

1

29

Решение олимпиадных задач.

1

Четырёхугольники. Площадь.

5

30

Параллелограмм. Трапеция.

1

31

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

1

32

Площадь прямоугольника, параллелограмма,

1

33

Площадь треугольника, трапеции.

1

34

Решение олимпиадных задач.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел» Игровой урок.

В игровой форме закрепление и проверка практических навыки по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"; развиватие логического мышления, творческих способностей; повышение интереса к предмету....

Математика. 3 класс. Повторение сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. (Стр.5)

Урок математики в игровой форме . 3 класс. УМК "Школа Росии" Тема:Повторение сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. (Стр.5)...

Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок- обобщение по математике в 5 классе.  Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...

Урок математики в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ОС "Школа 2100" учебник Математика Л.Г.Петерсон.  4 класс.Урок изучения  нового материала.    Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел".  Учащиеся, работая в парах, выводят ...

Урок математики в 6 классе.Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Цель урока: проверить уровень усвоения изученной темы в ходе выполнения упражнений.Задачи: повторить и закрепить правила сложения и вычитания смешанных чисел, применение этих действий при решении урав...

Учебно-методическое пособие по УМК Зубарева Мордкович математика 5 класс Тема: сложение и вычитание смешанных чисел

Данная разработка предназначена для учителей математики, использующих в своей работе учебник:И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика – 5. Мнемозина (издания, начиная с 2002 г.)....

Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цель (цели)Создать условия для освоения  правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...