Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме
Конспект урока математики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_konkurs_5_klass.doc | 421.5 КБ |
otkrytyy_urok_f-8.docx | 204.63 КБ |
rabochaya_progr.docx | 21.42 КБ |
ktp.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок математики
Учитель: Штуккерт Ольга Николаевна, учитель математики первой категории МБОУ ООШ №24 п.Уташ г-к Анапа
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Тип урока: урок-игра.
Класс: 5 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 5. М., Мнемозина.
Цели урока:
- повторить и закрепить действия сложения и вычитания со смешанными числами и обыкновенными дробями;
- показать умения выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей;
- закрепить навыки решения уравнений;
- продолжить воспитание сознательной дисциплины учащихся, чувства ответственности при работе в группе.
Оборудование:
- экран;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- жетоны.
Ход урока:
Учитель объявляет тему, цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона:(Слайд 1)
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику!
- Игра «Кто быстрее» (устный счет).(Слайд 2)
Правило игры: класс делится на две команды (по рядам), отвечает тот ученик – член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко.
- сравнить:
и 1 и и и 1
и 0 и и и .
ОТВЕТ: > 1 > = = 1
> 0 < > < .
- назвать дроби в порядке возрастания:
,
Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?
ОТВЕТ: ,
- выделить целую часть из неправильной дроби: (Слайд 3)
ОТВЕТ: =3, = 2, = 1, = 1, = 5, = 5, = 1.
- представить смешанные числа в виде неправильных дробей:
ОТВЕТ: 1 4
- История возникновения дробей
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.
(небольшие сообщения учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»).
- Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала.(Слайд 4)
Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ – очко команде.
Вопросы на лепестках:
- Что показывают знаменатель и числитель дроби?
- Какая дробь равна единице?
- Какая дробь называется правильной?
- Как выделить целую часть из неправильной дроби?
- Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какая из двух дробей с одинаковыми числителями больше?
- Сравни с единицей правильную дробь?
- Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?
- Какая дробь больше единицы?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Шуточная задача. (Слайд 5)
1). Клоун, чтобы посмешить публику сказал, что рост у него км, а вес т. Публика смеялась: всем было ясно, что клоун выбрал неподходящие единицы длины и массы. Скажите, каков рост клоуна в см и какова его масса в кг? (ОТВЕТ: рост клоуна - 180 см, масса клоуна - 80 кг)
2). Клоун предложил кому-нибудь из публики поиграть с ним в такую игру. Он называет дробь. Игрок из публики называет меньшую дробь. Затем клоун называет еще меньшую дробь, игрок из публики – еще меньшую и т.д. Выигрывает тот, кто называет дробь, меньше которой уже дробей нет? Можно ли выиграть в такой игре?
V. Диктант.
1)перевести:
в метры: 4 дм, 3 м 3 дм, 20 см.
в часы: 30 мин, 15 мин, 45 мин.
2)решить уравнение:
- Подведение итогов урока. Подсчёт жетонов, выставление оценок.
- Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дроби в Древнем Египте
Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:
Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений – папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.
Дроби в Древнем Риме
У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо римляне говорили «одна унция», – «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.
Дроби в Древней Греции
В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например, означало три пятых.
Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.
Дроби на Руси
Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
– половина, полтина, – треть,
– четь, – полтреть,
– полчеть, – полполтреть,
– полполчеть, – полполполтреть (малая треть),
– полполполчеть (малая четь), – пятина,
– седьмина, – десятина.
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе
Учитель: Штуккерт О.Н., учитель физики МБОУ ООШ №24
Тема «Параллельное соединение проводников»
Цели урока:
- познакомить учащихся с последовательным соединением проводников, закономерностями, существующими в цепи с параллельным соединением в сравнении с последовательным соединением проводников;
- продолжить развитие практических навыков работы с физическими приборами, активизации познавательного интереса учащихся к предмету, умений сборки электрической цепи по схеме, навыков решения задач;
- продолжить воспитание сознательной дисциплины и ответственности при работе учащихся в группах.
Оборудование:
источник тока – 2, лампочка низковольтная на подставке – 4, амперметр – 1, вольтметр – 1,ключ – 2, соединительные провода – 14, экран, ПК.
План урока
№ | Этапы урока | Содержание | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 |
2 | Беседа | Актуализация опорных знаний | 2 |
3 | Изучение нового материала | Ввести понятие параллельного соединения проводников | 5 |
4 | Практическая работа | Подметить закономерности, существующие в цепи с параллельным соединением проводников | 18 |
5 | Закрепление нового материала | Формировать умения решать задачи | 10 |
6 | Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 2 |
7 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 2 |
Ход урока
- Организационный момент. Cлайд №1
- Беседа.
Вопрос 1. Какое соединение проводников называется последовательным?
Ответ: последовательным называется соединение проводников, включенных в цепь друг за другом.
III. Изучение нового материала.
1.Определение параллельного соединения проводников.
- Начертите в тетради схему. Слайд №2
- Запишите определение параллельного соединения проводников.
Определение. Параллельным называют такое соединение проводников, при котором, все проводники одним концом присоединяются в одной точке цепи (точке А), а вторым концом - в другой точке цепи (точке В).
2. Практическая работа: класс делится на 3 группы. Каждой группе выдается задание.
Обратить внимание на сборку цепи в 1 и 2 группах: сначала собрать ветвь последовательно соединенного участка цепи, затем – ответвление.
Задание для 1 группы: (Слайд №3) ОПРЕДЕЛИТЬ СИЛУ ТОКА В ЦЕПИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ
1) Соберите цепь по схеме. Измерьте общую силу тока в цепи I₀.
2) Включите амперметр на участке цепи между точками А и В, чтобы измерить силу тока I₁ в лампе Л1.
3) Измерьте силу тока I₂ в лампе Л2.
4) Сделайте вывод и запишите в тетрадь.
5) Прочитайте в учебнике §49, стр.115 1, 2 абзацы.
Задание для 2 группы: (Слайд №4) ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЩЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЦЕПИ И НАПРЯЖЕНИЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ.
1) Соберите цепь по схеме. Измерьте общее напряжение U₀ цепи.
2) Включите вольтметр на участке цепи между точками А и В, чтобы измерить напряжение U₁ в лампе Л1.
3) Измерьте напряжение U₂ в лампе Л2.
4) Сделайте вывод и запишите в тетрадь.
5) Прочитайте в учебнике §49 стр.114 1, 2 абзацы.
Задание для 3 группы: (Слайд №5)
1) Вычислите общее сопротивление цепи и сопротивление отдельных участков R, R₁, R₂.
2) Сравните получившиеся значения и сделайте вывод.
3) Проверьте себя: учебник, стр.115 3, 4 абзацы.
4) Запишите вывод в тетрадь.
3. Задание для группы, справившейся первой: заполните таблицу (левую часть) на доске.
Последовательное соединение проводников | Параллельное соединение проводников | |
U | U=U1+U2+… |
|
I | I=I1=I2=… |
|
R | R=R1+R2+… |
|
4.Разбор групповых заданий и заполнение правой части таблицы.
Последовательное соединение проводников | Параллельное соединение проводников | |
U | U=U1+U2+… | U=U1=U2=… |
I | I=I1=I2=… | I=I1+I2+… |
R | R=R1+R2+… | 1/R=1/R1+1/R2+… |
Один учащийся из группы диктует вывод, остальные группы записывают его в тетради. (Слайд №6)
5.Применение различного соединения проводников.
Заслушать ответы учащихся.
IV. Закрепление изученного материала.
- Решить задачу:
Какой силы ток проходит через предохранитель в момент торможения трактора и при включенных габаритных огнях, если сопротивление нитей накала габаритных ламп R₁ = 18 Ом, а сопротивление нитей накала большого света R₂ = 2 Ом, а напряжение источника тока U = 12 В?
Решение:
Дано: | При параллельном соединении: I = I₁ + I₂,
R ₁ = 18 Ом | где I₁ - сила тока габаритных огней,
R₂ = 2 Ом | I₂ - сила тока, проходящая через лампы большого света.
U = 12 В |
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ | I₁ = U/R₁ , I₂ = U/R₂,
I - ? | I₁ = 12 В : 18 Ом = 0,66 А, I₂ = 12 В : 2 Ом = 6 А,
I = 0,66 А + 6 А = 6,66 А
Ответ: 6,66 А.
V. Итоги урока.
1) По таблице: чем последовательное соединение проводников отличается от параллельного соединения?
2) Оценки.
VI. Домашнее задание. (Слайд №7)
§ 49, упр.23 (1), пример решения задачи на с.116 учебника.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ С.Я.Чичинова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по математике
«Решение задач повышенной трудности»
для учащихся 8 класса
Количество часов: 34 (1 ч в неделю)
Учитель _____Штуккерт Ольга Николаевна__
Программа разработана
учителем математики МБОУ ООШ №24 Штуккерт О.Н.
Пояснительная записка
Работа факультатива проходит в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках алгебры и геометрии. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи.
По программе предусмотрено 34 часа ( 1 занятие в неделю).
Цель работы факультатива – углубление и расширение знаний учащихся по алгебре и геометрии, развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, интуиции, интереса к математике, воспитание у учащихся, самостоятельности, инициативы, настойчивости, умения творчески подходить к решению различных задач, в том числе нестандартных.
План работы
Рациональные числа ( 5ч)
Модуль числа. Степень с целым показателем.
Действительные числа (6 ч)
Квадратный корень из числа. Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Понятие об иррациональном числе. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби.
Алгебраические выражения. ( 8ч)
Формулы сокращенного умножения. Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене.
Уравнения и неравенства.(10 ч)
Квадратное уравнение. Решение рациональных уравнений. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и их системы. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.
Четырёхугольники. Площадь. (5 ч)
Параллелограмм. Трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Литература
- Алгебра: учеб. для 8 кл./ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2010
- Геометрия: учеб. для 7-9 кл./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010
- Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия. 5-11 классы/ А.В.Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009
- Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8-11 классов. Математика. Физика. Астрономия. Биология. Экология. Химия. География: Практическое пособие/ Сост. Л.К.Кортукова, А.А.Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
- В царстве смекалки/ Под ред. М.К.Потапова. – М.: Наука, 1982
- Занимательная алгебра. Занимательная геометрия/ Я.И.Перельман. – М.: АСТ, 2007
- Н.П.Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики. – М.: Просвещение, 1986
- Алгебра. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА./ авт.-сост.: Л.П.Донец. – Ярославль: Академия развития, 2011
- Алтынов П.И. Контрольные и зачётные работы по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2007
- Контрольные работы по алгебре: 8 класс/ Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
- Контрольные работы по геометрии: 8 класс/ Н.Б.Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
- Алгебра. 8 класс. Контрольные работы в новом формате: [учебное пособие]/ Г.Д.Карташева. – М.: Интеллект-Центр, 2011
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания «___»___________201 г.
МО учителей Зам.директора по УВР
от «___»______201 г.№ __ __________И.А.Монаенкова
Руководитель МО
________
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_____________ И.А.Монаенкова
« ___ » августа 201__ года
Муниципальное образование город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
факультатива по математике
«Решение задач повышенной трудности»
Класс 8
Учитель _Штуккерт Ольга Николаевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Штуккерт Ольги Николаевны
Программа утверждена на педагогическом совете
Протокол № __ от ___ августа 201__г.
№ | Содержание
| Кол-во часов | Дата |
Рациональные числа | 5 | ||
1 | Модуль числа. Решение уравнений с модулем. | 1 | |
2 | Построение графика функции, содержащей модуль. | 1 | |
3 | Степень с целым показателем. | 1 | |
4 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
5 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
Действительные числа | 6 | ||
6 | Квадратный корень из числа. | 1 | |
7 | Запись корней с помощью степени с дробным показателем. | 1 | |
8 | Понятие об иррациональном числе. | 1 | |
9 | Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. | 1 | |
10 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
11 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
Алгебраические выражения | 8 | ||
12 | Формулы сокращенного умножения. | 1 | |
13 | Формулы сокращенного умножения. | 1 | |
14 | Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене. | 1 | |
15 | Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене. | 1 | |
16 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | |
17 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | |
18 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
19 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
Уравнения и неравенства | 10 | ||
20 | Квадратное уравнение. | 1 | |
21 | Квадратное уравнение. | 1 | |
22 | Решение рациональных уравнений. | 1 | |
23 | Решение рациональных уравнений. | 1 | |
24 | Системы уравнений. | 1 | |
25 | Системы уравнений. | 1 | |
26 | Неравенства с одной переменной и их системы. | 1 | |
27 | Доказательство числовых и алгебраических неравенств. | 1 | |
28 | Доказательство числовых и алгебраических неравенств. | 1 | |
29 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
Четырёхугольники. Площадь. | 5 | ||
30 | Параллелограмм. Трапеция. | 1 | |
31 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | 1 | |
32 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, | 1 | |
33 | Площадь треугольника, трапеции. | 1 | |
34 | Решение олимпиадных задач. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел» Игровой урок.
В игровой форме закрепление и проверка практических навыки по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"; развиватие логического мышления, творческих способностей; повышение интереса к предмету....
Математика. 3 класс. Повторение сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. (Стр.5)
Урок математики в игровой форме . 3 класс. УМК "Школа Росии" Тема:Повторение сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. (Стр.5)...
Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок- обобщение по математике в 5 классе. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...
Урок математики в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ОС "Школа 2100" учебник Математика Л.Г.Петерсон. 4 класс.Урок изучения нового материала. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел". Учащиеся, работая в парах, выводят ...
Урок математики в 6 классе.Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Цель урока: проверить уровень усвоения изученной темы в ходе выполнения упражнений.Задачи: повторить и закрепить правила сложения и вычитания смешанных чисел, применение этих действий при решении урав...
Учебно-методическое пособие по УМК Зубарева Мордкович математика 5 класс Тема: сложение и вычитание смешанных чисел
Данная разработка предназначена для учителей математики, использующих в своей работе учебник:И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика – 5. Мнемозина (издания, начиная с 2002 г.)....
Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель (цели)Создать условия для освоения правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...