9 класс. Программа элективного курса "Математика и экономика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Никонова Людмила Николаевна

Программа эллективного курса по математике для обучающихся 9 класса "Математика и экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_matematika_i_ekonomika.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Данный курс рассчитан на 12ч. и предназначен для учащихся 9-ых классов, которым предстоит совершить осознанный выбор профиля в старшей школе.

Необходимым звеном при изучении программы курса является повторение понятий «процент» и «процентное содержание», решение задач с применением правила начисления «сложных процентов», исследование фактов реальной жизни на предмет использования процентных вычислений. Программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике. Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.

         Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями. Кроме того, повторяя материал по теме «Проценты»,  учащиеся готовятся к успешной сдаче ГИА.

Цели курса:

  • Расширение знаний учащихся в области математики и экономики;
  • Формирование первоначальных навыков разрешения жизненных ситуаций экономического характера;
  • Показать необходимость математики как учебной дисциплины;
  • Профориентация.

Задачи курса:

  • устранение пробелов в знаниях учащихся по теме «Проценты»;
  • знакомство с новыми подходами к решению задач на проценты;
  • формирование основ экономических знаний для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии;
  • формирование понимания определяющей роли математических знаний в современном экономическом мире;
  • подготовка к государственной итоговой аттестации;
  • развитие коммуникативных навыков процессе деловых игр.

Методические рекомендации:

                 Программа элективного курса рассчитана на 12 ч. Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.

Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.

         Формирование навыков происходит через развитие умственной деятельности. Учащиеся разбирают, анализируют ситуации  экономического характера; учатся нестандартно мыслить, а также применять известные приемы в повседневной жизни; учатся самостоятельной познавательной деятельности.

        Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися промежуточных тестов. Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачётной работы.

Межпредметная связь:

        Курс расширяет область применения уже изученных ранее фактов, позволяет интегрировать знания по математике в другие предметные области, знакомит их со спецификой экономической деятельности.

Содержание курса:

Процент. Устные приёмы решения задач на проценты.

Математические понятия

Используемые экономические понятия

Проценты. Процент от числа.

Долг. Остаток от первоначальной суммы

Нереализованный товар

Процентное отношение.

Обратная задача на проценты

Изменение тарифа

Деньги

Процент от числа.

Колебания цен

Прибыль

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием

Математические понятия

Используемые экономические понятия

Процент от числа

Оплата платежа

Многошаговая задача на проценты

Кредитно-денежные операции

Число по его проценту

Инфляция

Сложные проценты. Процент от числа

Сумма вклада. Дивиденды. Первоначальный и краткосрочный вклады. Доход.

Процентные вычисления при купле-продаже товаров

Математические понятия

Используемые экономические понятия

Процент от остатка

Продажа товара

Простой и сложный процентный рост

Изменение цены на товар

Усушка и утруска товара

Цена товара и её снижение

Простой и сложный процентный рост. Процент от остатка.

Прибыль

Простой и сложный процентный рост

Уценка товара. Экономическая выгода.

Сложные проценты при банковских операциях

Математические понятия

Используемые экономические понятия

Сложные проценты

Доход

Процентная ставка по кредиту

Тарифы и штрафы. Производительность труда и повышение зарплаты.

Математические понятия

Используемые экономические понятия

Простой и сложный процентный рост

Заработная плата и её увеличение

Производительность труда

Процент от остатка

Трудоёмкость

Элементы финансовой математики

Математические понятия

Используемые экономические понятия

Среднее арифметическое

Формирование дохода

Сложные проценты

Формирование дохода

Процент от числа

Деньги

Простой процентный рост

Прибыль

Часть от числа. Процент от числа

Совокупный заработок. Ежемесячная заработная плата. Премия.

Сложные проценты.

Увеличение собственного капитала

Процент от числа. Процент от остатка

Премиальный фонд. Премия

Процентное отношение

Инвестиции. Инвестиционный фонд.

Учебно-тематический план:

Блок содержания

Тема

Кол-во часов

Ориентационный

Процент. Устные приёмы решения задач на проценты

1

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием

2

Хозяйственно-бытовой

Процентные вычисления при купле-продаже товаров

1

Сложные проценты при банковских операциях

2

Практико-прикладной

Тарифы и штрафы. Производительность труда и повышение зарплаты

2

Элементы финансовой математики

3

Зачёт

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате успешного изучения курса учащиеся

должны знать:

- основы экономической теории, задачи и закономерности;

- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;

- природу и суть экономических процессов;

- правила ведения персональной экономики;

- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;

должны уметь:

- планировать собственный бюджет;

- высчитывать заработную плату, налоги, кредиты;

- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;

- сравнивать прибыльность;

- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;

- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.

Литература:

  1. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2006.
  2. Газета «Математика. № 12/ 2009. Летний тематический номер «Математика и экономика».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» ДЛЯ 11 КЛАССА

Жизнь общества зависит от  экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами...

Авторская программа элективного курса по экономике 9 класс

Программа элективногокурса расчитана на 10 часов, имеются тренировочные тесты....

Рабочая программа элективного курса по экономике. 9 класс.

Рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Программа элективного курса "Прикладная экономика" для 11 класса

     Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях ...