9 класс. Программа элективного курса "Математика и экономика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Программа эллективного курса по математике для обучающихся 9 класса "Математика и экономика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_matematika_i_ekonomika.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данный курс рассчитан на 12ч. и предназначен для учащихся 9-ых классов, которым предстоит совершить осознанный выбор профиля в старшей школе.
Необходимым звеном при изучении программы курса является повторение понятий «процент» и «процентное содержание», решение задач с применением правила начисления «сложных процентов», исследование фактов реальной жизни на предмет использования процентных вычислений. Программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике. Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.
Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями. Кроме того, повторяя материал по теме «Проценты», учащиеся готовятся к успешной сдаче ГИА.
Цели курса:
- Расширение знаний учащихся в области математики и экономики;
- Формирование первоначальных навыков разрешения жизненных ситуаций экономического характера;
- Показать необходимость математики как учебной дисциплины;
- Профориентация.
Задачи курса:
- устранение пробелов в знаниях учащихся по теме «Проценты»;
- знакомство с новыми подходами к решению задач на проценты;
- формирование основ экономических знаний для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии;
- формирование понимания определяющей роли математических знаний в современном экономическом мире;
- подготовка к государственной итоговой аттестации;
- развитие коммуникативных навыков процессе деловых игр.
Методические рекомендации:
Программа элективного курса рассчитана на 12 ч. Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.
Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.
Формирование навыков происходит через развитие умственной деятельности. Учащиеся разбирают, анализируют ситуации экономического характера; учатся нестандартно мыслить, а также применять известные приемы в повседневной жизни; учатся самостоятельной познавательной деятельности.
Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися промежуточных тестов. Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачётной работы.
Межпредметная связь:
Курс расширяет область применения уже изученных ранее фактов, позволяет интегрировать знания по математике в другие предметные области, знакомит их со спецификой экономической деятельности.
Содержание курса:
Процент. Устные приёмы решения задач на проценты.
Математические понятия | Используемые экономические понятия |
Проценты. Процент от числа. | Долг. Остаток от первоначальной суммы |
Нереализованный товар | |
Процентное отношение. Обратная задача на проценты | Изменение тарифа |
Деньги | |
Процент от числа. | Колебания цен |
Прибыль |
Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием
Математические понятия | Используемые экономические понятия |
Процент от числа | Оплата платежа |
Многошаговая задача на проценты | Кредитно-денежные операции |
Число по его проценту | Инфляция |
Сложные проценты. Процент от числа | Сумма вклада. Дивиденды. Первоначальный и краткосрочный вклады. Доход. |
Процентные вычисления при купле-продаже товаров
Математические понятия | Используемые экономические понятия |
Процент от остатка | Продажа товара |
Простой и сложный процентный рост | Изменение цены на товар |
Усушка и утруска товара | |
Цена товара и её снижение | |
Простой и сложный процентный рост. Процент от остатка. | Прибыль |
Простой и сложный процентный рост | Уценка товара. Экономическая выгода. |
Сложные проценты при банковских операциях
Математические понятия | Используемые экономические понятия |
Сложные проценты | Доход |
Процентная ставка по кредиту |
Тарифы и штрафы. Производительность труда и повышение зарплаты.
Математические понятия | Используемые экономические понятия |
Простой и сложный процентный рост | Заработная плата и её увеличение |
Производительность труда | |
Процент от остатка | Трудоёмкость |
Элементы финансовой математики
Математические понятия | Используемые экономические понятия |
Среднее арифметическое | Формирование дохода |
Сложные проценты | Формирование дохода |
Процент от числа | Деньги |
Простой процентный рост | Прибыль |
Часть от числа. Процент от числа | Совокупный заработок. Ежемесячная заработная плата. Премия. |
Сложные проценты. | Увеличение собственного капитала |
Процент от числа. Процент от остатка | Премиальный фонд. Премия |
Процентное отношение | Инвестиции. Инвестиционный фонд. |
Учебно-тематический план:
Блок содержания | Тема | Кол-во часов |
Ориентационный | Процент. Устные приёмы решения задач на проценты | 1 |
Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием | 2 | |
Хозяйственно-бытовой | Процентные вычисления при купле-продаже товаров | 1 |
Сложные проценты при банковских операциях | 2 | |
Практико-прикладной | Тарифы и штрафы. Производительность труда и повышение зарплаты | 2 |
Элементы финансовой математики | 3 | |
Зачёт | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате успешного изучения курса учащиеся
должны знать:
- основы экономической теории, задачи и закономерности;
- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;
- природу и суть экономических процессов;
- правила ведения персональной экономики;
- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;
должны уметь:
- планировать собственный бюджет;
- высчитывать заработную плату, налоги, кредиты;
- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;
- сравнивать прибыльность;
- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;
- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.
Литература:
- Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2006.
- Газета «Математика. № 12/ 2009. Летний тематический номер «Математика и экономика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» ДЛЯ 11 КЛАССА
Жизнь общества зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами...
Авторская программа элективного курса по экономике 9 класс
Программа элективногокурса расчитана на 10 часов, имеются тренировочные тесты....
Рабочая программа элективного курса по экономике. 9 класс.
Рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Программа элективного курса "Прикладная экономика" для 11 класса
Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях ...