" Решение показательно-степенных уравнений."
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Урок " Решение показательно-степенных уравнений " в 11 классе проводится после изучения тем " Решение степенных уравнений " и " Решение показательных уравнений " с целью систематизации знаний.
Анализ письменных работ учащихся показывает, что при решении показательно-степенных уравнений неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, когда в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, могут появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок была использована проверка по исходному уравнению и алгоритм решения показательно-степенных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_v_11.doc | 486.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока в 11-м классе по теме:
" Решение показательно-степенных уравнений. " (45 минут)
Жданова Наталья Георгиевна
учитель математики, МБОУ СОШ №25 города Абакана Республики Хакасия.
План- конспект урока
Тема: Решение показательно-степенных уравнений.
Цель: Раскрыть содержание понятий «показательно-степенные уравнения»;
Ознакомить с основными приемами и методами решения уравнений этого вида; обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмами приемами решения показательно-степенных уравнений.
I. Организационный момент: (1 минута)
II. Подготовка к основному этапу урока: (7 минут)
1.Устно:
1) Найти значение числовых выражений:
а) б) в) г)
д) е) ж)
2) Сравните числа:
а)и б) и в) 2 и 3 г) 2 и 3
3) Внесите множитель под знак корня:
а) 2 б) 2 в) а, а0 г) в, в0 д) 2 е) 3
4) Укажите какое либо число, больше 2, удовлетворяющее данному условию:
=9
2. Показательные уравнения, повторение изученного:
Пример №1.
1253х-1=5
Решение
59х-3=5(5-3)х
59х-3=51-3х
9х-3=1-3х
х=
Ответ: х=
Пример №2.
3=92х-2
Решение
3=34х-4
=4х-4
х=
Ответ: х=
III Усвоение новых знаний и способов действий: (23 минуты)
1. Познакомить учащихся с понятием «показательно-степенные уравнения»;
2. Изучить теорему о показательно- степенном уравнении вида , где неизвестное находится и в показателе и в основании степени.
3. Ввести алгоритм решения уравнении вида . Для этого надо обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то положительными или отрицательными) возможно лишь при условии равенства показателей. То - есть все корни уравнения будут корнями уравнения f(x) = g(x)
Обратное же утверждение неверно, при а(х) < 0 и дробных значениях f(x) и g(x) выражения а(х) f(x) и а(х)g(x) теряют смысл.
То - есть при переходе от к f(x) = g(x) при и могут появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по исходному уравнению. А случаи, а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть отдельно.
Итак, для полного решения уравнения рассматриваем случаи:
а(х) = 0 . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g(x) будут положительными числами, то это решение. В противном случае, нет.
а(х) = 1. Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения.
а(х) = -1. Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g(x) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо оба нечетные), то это решение. В противном случае, нет.
При и решаем уравнение f(x)= g(x) и подстановкой полученных результатов в исходное уравнение отсекаем посторонние корни.
4. Разобрать и оформить решение примеров:
Пример №3.
Решение
x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и 32 > 0, то x1 = 3 - это решение.
x – 3 = 1, x2 = 4.
x – 3 = -1, x3 = 2. Оба показателя четные. Это решение x3 = 2.
x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x2, x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)0 = (-3)0 –верно это решение x4 = 0. При x = 1, (-2)1 = (-2)1 – верно это решение x5 = 1.
Ответ: 0, 1, 2, 3, 4.
Пример №4.
Решение
По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1.
x – 1 = 0 или x = 1, = 0, 00 это не решение.
x – 1 = 1 x 1 = 2.
x – 1 = -1 x 2 = 0 не подходит в ОДЗ.
=
Д = -16 – корней нет.
Ответ: 2.
IV Закрепление нового материала. Первичная проверка понимания.
Пример №5.
Решение
1) = 0 решения нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2) ≠ 0 т.е. . Тогда можем записать:
2.1) = 1. = 0
и
2.2) = -1 х = 0 или х = 1. При х = 0 = -1. (-1)-1 ≠ (-1)0. Это не решение. При х = 1 (-1)0 = (-1)0. Это решение х3 = 1.
2.3) ≠ 0 и ≠ ±1 имеем = 0, = -1 или
= 1. Эти корни уже учтены.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №6.
Решение
1) при решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2) при ,
, .
3), .
, (-1)0 = (-1)0 это решение.
.
4) и
или
При (-4)0 = 1 – верно.
Ответ: -1, 2, 4.
Пример №7.
Решение
1) , , это не решение.
2) , и .
3) отрицательных значений основание не имеет. При и , , ,
х = 5, 315 = 315 – верно. х3 = 5,
х = 2 – не является решением.
Ответ: 1,3,5.
Пример №8
Решение
ОДЗ: ,
, ,
и
Все решения принадлежат уравнению =2.
, , и . Оба значения принадлежат к ОДЗ.
Ответ: -4, -1.
Работа учащихся в группах по 4 человека, группы получили одинаковый набор заданий, но в разном порядке. (10 минут)
Пример №1
Решение
1) , , , . Это решение .
2) , .
3) , , - четное и -3х – четное. Это решение. х2 = -4.
4) и , , , , 4-3 = 4-3 – верно. .
Ответ: -4, -3, -2, 1
Пример №2
Решение
1) не дает решений, т.к. 0 ни в какой степени не равен 1.
2) . или .
3) отрицательных значений не имеет.
4) При ,
, т.к. , то . Проверка 20 = 1 – верно.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №3
Решение
ОДЗ: , , .
1) решений не имеет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
При , или ,
ОДЗ, ОДЗ.
Значит все решения содержатся в уровнении = 0, или .
Проверка: , 20 = 1 – верно.
, - верно.
Ответ: 0, 3/2.
Пример №4
Решение
1) решений не дает, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2) При , , . Все решения принадлежат уравнению . или .
3) , и .
Второе решение не подходит, т.к , . А является решением
Ответ: , 2, 4.
Проверочная работа: По одному ученику из групп - на доске записывается первый пример, тем самым проверяется решение всех заданий.
V . Подведение итогов урока: (2 минуты)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению: (2 минуты)
Домашнее задание:
1. Ответ: 0; 3.
2. Ответ: 1; 3.
3. Ответ: 1; 8.
4. Ответ: -1; 1; 2.
5. Ответ: .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Показательно-степенные уравнения
Методы решения показательно-степенных уравнений...
Решение показательно-степенных и логарифмических неравенств.
Разработка урока по решению логарифмических и показательно степенных неравенств. Рассмотрено обосновние метода рационализации, показано решение некоторых неравенств....
Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач». Интеллектуальное казино.
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач» проводится в форме Интеллектуального казино. На уроке используется много занимательн...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...