Решение показательно-степенных и логарифмических неравенств.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Разработка урока по решению логарифмических и показательно степенных неравенств. Рассмотрено обосновние метода рационализации, показано решение некоторых неравенств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_urok.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Лицей №124”
Учитель математики Колташкина Анна Павловна
Пояснительная записка
Урок проводится в 11 классе после изучения темы” Решение показательных и логарифмических неравенств” , когда учащиеся знакомы с основными способами решения таких неравенств. Наиболее сложными из них являются показательно-степенные и логарифмические неравенства. Предложенный способ упрощает их решение, сводит в решению неравенств методом интервалов.
Обоснование способа- очень важная часть урока так как проведенные исследования с большой долей самостоятельности помогают при подготовке к ЕГЭ, учат анализировать, обобщать и делать выводы
Тема : Решения показательно-степенных и логарифмических неравенств.
Цели урока.
Образовательные: повторить решение показательных и логарифмических неравенств, свойства степеней, познакомиться с нестандартным способом решения показательно-степенных и логарифмических неравенств
Воспитательные: формирование культуры умственного труда
Развивающие: умение анализировать, сравнивать проводить аналогии, обобщать и делать выводы
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
Один из учащихся у доски аргументировано, с опорой на теорию объясняет решение неравенства
Так как при то рассмотрим два частных случая
1) но ОДЗ.
2) тогда получится ложное числовое неравенство
Ответ:
- Изучение нового материала.
При решении данного показательно-степенного неравенства использовали свойства монотонности функции . А можно ли исходное неравенство после приведения к одному основанию решить методом интервалов?
Для этого обозначим: основание-a, показатели-b,c
Сравним знаки выражений: и
Для этого сколько случаев необходимо рассмотреть?
Выясняли что надо рассмотреть четыре случая
I. III.
II. IV.
Делаем вывод ,что во всех случаях знаки этих выражений совпадают. Продолжим исследования: сравним знаки выражений и . Ученики заметили, что выражение при имеет тот же знак, что и ,( I и III случаи) противоположный, если ( II и IV случаи). Значит, если основание больше нуля, то с учётом ОДЗ можно этот способ применить для решения показательно-степенных неравенств.
- Закрепление нового материала
Решим неравенство:
Ответ:
Ученики сделали вывод, что этот способ упрощает решение предложенного неравенства
- Продолжение изучения нового материала
Аналогично сравним знаки выражений: и
Учащиеся увидели и сделали вывод, что произведение (a-1)(b-1)>0.
В первой системе произведение (1-b)(a-1)>0 тогда (b-1)(a-1)<0. Во второй системе произведение (b-1)(1-a)>0, (b-1)(a-1)<0
Мы доказали, что выражения и имеют одинаковые знаки
- Закрепление нового материала
Используя доказанные утверждения, с учётом области допустимых значений
решим неравенство.
+ — — — +
————————○—○———●————○————○————○————›
0 1/5 2/7 1/3 2/5 1/2 x
Ответ:
Итак, мы познакомились с нестандартным способом решения показательно-степенных и логарифмических неравенств .
- Работа в группах
Решить неравенства
1)группа(1 ряд)
РЕШЕНИЕ:
+ — +
——|————●——○——○———○—————————————————›
-3 -1/5 0 1/10 1 x
Ответ:
2группа(2 ряд)
Решить неравенство:
РЕШЕНИЕ:
Ответ:
3группа(3ряд)
Решить неравенство:
РЕШЕНИЕ:
+ + - + x
———○— ●————○—————○——————›
0
Ответ:()
Каждая группа на доске продемонстрировала решение предложенного этой группе неравенства.
- Итог урока:
При подведении итога урока учащиеся отметили что неравенства которые решали в группах кроме рассмотренного на уроке можно решить и другими способами:
через совокупность двух систем, выполняя условие, когда произведение больше или меньше 0;
методом интервалов, тогда необходимо ввести функцию, найти ее нули, с учетом ОДЗ определить знак на каждом из промежутков, на которые разбивается числовая прямая нулями функции.
- Домашнее задание: решить неравенства которые решали другие группы разными способами и сделать вывод какой из них рациональный, составить неравенства которые решаются способом, рассмотренным на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение показательных и логарифмических неравенств
Материал, связанный с неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объясняется тем, что неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении важны...
" Решение показательно-степенных уравнений."
Урок " Решение показательно-степенных уравнений " в 11 классе проводится после изучения тем " Решение степенных уравнений " и " Решение показательных уравнений " с целью систем...
Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Решение логарифмических неравенств и систем неравенств. Уровень С-3 или №17 ЕГЭ
План - конспект урока по математике в 11 классе по теме " Решение логарифмических неравенств и систем неравенств"....
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач». Интеллектуальное казино.
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач» проводится в форме Интеллектуального казино. На уроке используется много занимательн...