Разработка урока в 9 классе по теме "Последовательности"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Это первый урок в теме "Последовательность". В рамках урока учащиеся узнают определение числовой последовательности и способах ее задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledovatelnost.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ»
Алькеевского МР РТ
Урок математики в 9 классе по теме
«Последовательности»
Учитель математики
Ларионова Н.Л.
2013 год
Тема урока: Последовательности.
Цели урока:
- ввести понятие «последовательность», «n-й член последовательности»;
- добиться понимания терминологии – «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n-го члена последовательности»;
- выработать умения использовать индексные обозначения и находить n-й член последовательности по заданной формуле;
- развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять;
- воспитывать последовательность и аккуратность в деятельности;
- способствовать развитию логического, аналитического мышления, интереса к математике.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: Алгебра, учебник для 9 класса под редакцией С.А. Теляковского, ПК, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
- Найдите значение выражения:
а) при a = - 2,5 и b = 3;
б) при п = 1; 3; 10. При каких п имеет смысл это выражение?
- Напишите формулу четных чисел, кратных 5; кратных 10; кратных и 2 и 5.
- Найдите закономерности:
а) 1; 4; 7; 10; 13; … (ап+1 = ап + 3).
2; 6; 18; 54; 162; … (ап+1 = ап ∙ 3).
10; 19; 37; 73; 145; … (ап=1 = ап ∙ 2 – 1).
б) 6; 8; 16; 18; 36; … (чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза).
9; 11; 31; 33; 53; … (чередовать увеличение на 2 и увеличение на 20).
1; 1; 2; 3; 5; 8; … (ап+1 = ап + ап-1).
III. Изучение нового материала.
- Рассмотренные нами числовые ряды – примеры числовых последовательностей. Запишите тему сегодняшнего урока: «Последовательность». Попробуем определить цели урока. Появилось новое слово «последовательность». Значит, на уроке мы должны познакомимся с понятием последовательности и, конечно же, как она задается, то есть со способами задания последовательностей.
Последовательность – одно из основных понятий математики. Последовательность может быть составлена из чисел, точек, функций, векторов и т. д.
Наиболее часто рассматриваются числовые последовательности, то есть последовательности, элементами которых являются числа.
Числа, образующие последовательность, называют членами последовательности. Члены последовательности обычно обозначают буквами с индексами, указывающими порядковый номер члена. Например, а1; а2; а3; …; ап; … (читают: «а первое, а второе, а третье, а п-ое»).
Последовательность а1; а2; …; ап; … обычно обозначают так: (ап).
- В последовательности 1; 4; 7; 10; 13; … укажите а1; а3; а5.
Последовательности могут быть конечными и бесконечными.
Примером конечной последовательности является последовательность однозначных натуральных чисел:
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Примером бесконечной последовательности является последовательность нечетных натуральных чисел в порядке возрастания:
1; 3; 5; 7; 9; 11; … .
Чтобы задать последовательность, нужно указать способ, позволяющий найти член последовательности с любым номером.
- Способы задания последовательностей.
- Описательный.
Например, на нечетных местах - нуль, на четных – единица.
- Аналитический.
Аналитическая формула или формула п-ого члена последовательности.
Примеры:
2; 4; 6; 8; … - последовательность четных положительных чисел, ап = 2п;
…, ап = ;
- 10; 10; - 10; 10; …, ап = (- 1)п ∙10;
7; 7; 7; 7; …, ап = 7.
- Запишите формулу нечетных чисел. Найдите а5; а10; а100.
- Напишите первые пять членов последовательности (ап):
а) ап = 5; б) ап = . (Ответ: а) 5; 5; 5; 5; 5. б) – 8; - 2,5; 0;
- Рекуррентный (произошло от латинского слова «recurro» - возвращаться).
Рекуррентной называется формула, выражающая любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие (один или несколько).
Например:
3; 9; 81; …, а1=3, ап+1 = ап2, пϵN.
Рекуррентная формула удобна, если нужно найти первые п членов последовательности.
- Понятие «последовательность» связывает математику с явлениями науки и жизни: дни, недели, названия месяцев и т.д.
- Привести свои примеры последовательностей.
IV. Закрепление изученного материала.
- №560 – самостоятельное решение, последующая проверка.
- №561 – самостоятельное решение учащихся; одновременно ученик выполняет это задание на закрытой доске, проверка.
- №563 – устно.
- №564 – устно.
- №565(а, в, д) – решение у доски с объяснением.
V. Математический диктант (тренировочный).
Вариант I (II)
- Является ли конечной или бесконечной последовательность делителей числа 1200? (Кратных числа 8?).
- Задать формулой п-ый член последовательности (ап): 3; 5; 7; 9; … ((bn): …).
- Последовательность задана формулой ап = 5п + 2 (bn = п2 – 3). Чему равен ее третий член?
- Запишите последний член последовательности всех трехзначных (двузначных) чисел.
- Дана рекуррентная формула последовательности ап+1 = ап – 4, а1 = 5, (bn+1 = b1 = 8). Найдите а2 (b2).
Ответы:
- Конечной (бесконечной).
- ап = 2п + 1 ( bn = ).
- 17 (6).
- 999 (99).
- 1 (2).
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Приведите пример числовой последовательности:
а) конечной; б) бесконечной.
- Какие способы задания последовательности вы знаете?
- Приведите пример последовательности, заданной формулой п-го члена. Как найти какой-нибудь член этой последовательности?
- Приведите пример последовательности, заданной рекуррентным способом.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке доволен / не доволен
Материал урока мне был понятен / не понятен.
VII. Обсуждение домашнего задания.
П.24, №562, 565(б, г, е), 566.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...