Урок по теме" Действия с десятичными и обыкновенными дробями"
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) на тему

  

Интегрированный урок математика + история  по теме «Задачи на все действия с десятичными дробями и натуральными числами» в 6 классе  разработан на основе краеведческого материала, воспитывает любовь к своей малой родине, является обобщающим по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystv_s_des_i_ob_dr.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Полякова Маргарита Адольфовна.

 

Интегрированный урок математика + история  по теме «Задачи на все действия с десятичными дробями и натуральными числами»

Тема урока: Задачи на все действия с десятичными дробями и натуральными числами.

Цель: 1).Совершенствовать навык выполнения действий с десятичными дробями.

           2). Развивать навык выполнения действий с натуральными числами.

           3). Воспитывать чувство любви к родному краю, своей Родине.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор,  плакат, магнитофон, фотографии из музея, краеведческий материал.

Ход урока:

I.Организационный момент. 

  Учитель: сегодня на уроке мы проведем путешествие по истории нашего края, того места, где родились и растете вы, где родилась и выросла я. Я думаю, что этот уголок земли вам также дорог как и мне, и  где бы вы не жили, когда будете взрослыми, вы должны помнить и любить то место, которое называется словом (угадать ребус Р1А) Родина! А поможет нам в этом наука Математика и умения, которые мы приобрели. Чему мы научились, изучая десятичные дроби?

Запишите тему урока. Наша цель: совершенствовать навык выполнения действий с натуральными числами и десятичными дробями.  

 Ученица читает стихи:

                                                 Храните старину! Она целебна,

                                                 Как миру дорогие имена,

                                                 Храните, как хранят, желая хлеба,

                                                 Отборные, к посеву, семена.

                                                 Измерьте старых улиц биотоки,

                                                 Истории, намеченной на слом,

                                                 Храните старину! И вас потомки

                                                 Помянут с благодарностью добром!

    Учитель: сегодня наш урок творческая мастерская, в которой будут работать три творческие группы: археологи, историки, следопыты. Вы сходили  в наш школьный музей, воспользовались книгами об истории родного края из школьной библиотеки, поработали со словарями в кабинете русского языка и расскажете нам много интересного, но вместе с тем вам необходимо решить предложенные  задачи.

     Условия работы в группах:  сначала каждый решает задачу самостоятельно (за каждую правильно решенную задачу себе ставит 1 балл), далее группа обсуждает решение вместе, далее группе дается слово для защиты, где сообщаются сведения, приготовленные дома и дается решение задач. Оппоненты соглашаются с решением или оспаривают его. Далее слово предоставляется другой группе.

 II. Первый этап нашего путешествия начнется с раскопок, которые были проведены недалеко от села Ницинское.

 Слово первой творческой группе: археологи.

       Наиболее раннее из известных поселений, расположенных на берегах реки Ницы, относится к эпохе неолита - древнекаменного века, примерно к шестому-четвертому тысячелетию до нашей эры. Летом 1989 г. археологи Свердловского областного краеведческого музея проводили раскопки возле с. Ницинское. У этого места разные названия: Албазин городок, считалось, что здесь была зимовка Ермака, второе название - могильник Подчеган и старое Городище. В этих раскопках принимали участие учащиеся нашей школы. В нашем музее хранятся их фотографии (показывают фото).

  1. Группам предлагается выполнить задания:

1.Старое Городище имеет длину 80 м. и ширину 47,7 м. Вычислить площадь старого Городища. Ответ выразить в арах /сотках/.

2 Городище, как оборонительное сооружение, было окружено земляным валом высотой 1,5 м. и рвом глубиной 1,32 м. Определить общую высоту вала со рвом.

3. В ходе раскопок было установлено, что рост женщин составлял 1,5 м, рост мужчин 1,65 м. Предположительно это были люди монгольской расы. На сколько метров рост мужчин больше? Ответ выразить в сантиметрах.

4.В ходе раскопок было вскрыто 14 погребений, 7 из них принадлежат детям. Один младенец предположительно в возрасте 1 год, второй -1,5 года, два ребенка  по 6 лет, один- 9 лет, подросток 12 лет и подросток 14 лет. Вычислить средний возраст детей. Ответ округлить до десятых.

    

III. О чем пойдет речь дальше мы узнаем, если правильно выполним задание.

  1. Устный счет.                                                                                                                                        Ответы закодированы: слово-зарождение.

1,5+2,4  (з)                 3,1∙2        (о)                  12,8:4     (е)                  15,4:100    (е)

3,5+4    (а)                  8,6:0,2    (ж)                  8,75-1,4  (н)

2,6∙10    (р)                12,5:0,1    (д)                  0,3∙4       (и)

 Слово второй творческой группе:  историки.

    Основное постоянное заселение наших земель началось в семнадцатом столетии. В 1622 г. первый сибирский архиепископ Киприан, следуя из Москвы в Тобольск, заложил Усть-Ницинскую Слободу, оставив на поселение 8 крестьянских семей. Совхоз Ницинский возник на основе имения Александра Николаевича Виноградова, находившегося в Бобровской волости на левом берегу реки Ницы. / Дом Виноградова на фото есть в музее/.

  1. Группам предлагается выполнить задания:

1. Найдите сумму чисел по диагонали и вы узнаете, в каком году был создан совхоз Ницинский.

1245

412

593

745

361

874

965

125

313

2..В совхозе имелось 40 десятин пашни, 154 десятины сенокоса, 300 десятин леса, 90 десятин выгона. Остальная земля была передана местным крестьянам. Сколько земли было передано крестьянам, если все имение занимало 837 десятин земли?

3. Скота насчитывалось: 12 рабочих лошадей, 3 племенных жеребца, 29 племенных коров шведской породы, 36 племенных свиней. Во сколько раз количество племенных коров было больше, чем лошадей? Ответ округлить до единиц.        

Ученик: тяжелая жизнь была у коллективных хозяйств, но народ не унывал. Вот какие частушки сочиняли и пели в те времена.

Физминутка.

Дети поют частушки:

 Едет Конон на телеге

 Коммунары по бокам,

 Разделил гнилу ворону

 Михаил по едокам.

Радуйтесь, товарищи,

До ручки дожились,

Описали все хозяйство

 До коровы добрались.

Косят девки лебеду

Телятишкам на еду.

Телятишки не едят

Горькой травки не хотят.

IV. Следующий этап нашего путешествия закодирован в кроссворде.

1. Арифметическое действие, в полученном результате которого запятая ставится под  запятой.

2.Арифметическое действие,  в полученном результате которого нужно отделить запятой справа налево столько цифр, сколько их в обоих  множителях вместе.

3.Чем отделяется в десятичной дроби  целая часть от дробной части?

4.В каком  арифметическом действии нужно  передвинуть запятую в делимом  вправо на столько цифр, сколько их после  запятой в делителе?

5.Как называется результат сложения?  (ключевое слово- война)

1

в

ы

ч

и

т

а

н

и

е

2

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

3

з

а

п

я

т

о

й

4

д

е

л

е

н

и

е

5

с

у

м

м

а

Ученик читает стих: Февраль, ты мал,

                                    Но памятен вдвойне:

                                    Ты жизнь герою дал

                                    И сжег его в огне.

Слово третьей творческой группе:  следопыты.

     Следопыты – те,  кто отыскивает следы событий прошлого (словарь).

 Великая Отечественная война унесла жизни многих  наших   земляков. В областную Книгу Памяти в г. Екатеринбурге, которая составляет 13 томов, внесены списки погибших воинов Слободо-Туринского района,  их 2826 человек, в том числе,  и наши односельчане. В нашем музее есть своя Книга Памяти, в ней перечислены все, кто не вернулся с войны в наше село, их 174 человека. Память о погибших увековечена памятником, который расположен в центре села, но это уже второй памятник, первый был деревянный, в музее есть его фотография.                                                          Среди погибших земляков по нашему району 3 Героя Советского Союза,3 артиллериста, 3 командира: Ф.С.Попов, Г.П.Сабуров, П.С. Шанаурин. Их именами названы улицы на родине. Ежегодно в их честь проводятся районные лыжные гонки и легкоатлетические соревнования.

  1. Группам предлагается выполнить задания:

1.В нашем районе погибших в ходе боев было 1253 человека, умерших от ран -241 человек, пропавших без вести - 13 16 человек, умерших и погибших в плену - 16 человек. Сколько всего человек не вернулось с войны?

9.В совхозе Ницинский на фронт ушло 357 человек, погибших было 174 чел. Сколько человек вернулось с войны в родное село?

10.С Великой Отечественной войны в с. Ницинский вернулось 183 человека, в живых на сегодняшний день осталось 10% вернувшихся. Сколько ветеранов В.О.войны осталось сегодня в живых? Ответ округлить до единиц.

Ученица рассказывает о своей бабушке:

В годы В.О. войны в с. Ницинский трудились в основном женщины. Они

выращивали хлеб и животных, чтобы помочь фронту. Моя бабушка Новопашина

Елена Васильевна, вместе с другими женщинами,  возила 90 телочек на выращивание  в освобожденную от немцев Смоленскую область.  С большим трудом они довезли телочек до Москвы, голодали сами, нечем было кормить телят. Многие животные погибли. В Москве женщины обратились в Правительство и им помогли с кормами для животных. Об этих женщинах написано в книге, посвященной нашему краю.

Сообщение учащихся.

 Наше село сегодня является одним из крупнейших и красивейших в районе. В нем есть школа, которая стала победителем конкурса ОУ России, внедряющих инновационные образовательные программы, и выиграла грант 1 млн. рублей. В нашем селе есть Дом Культуры, больница, аптека, магазины. Мы любим наше село и гордимся тем, что учимся в нашей школе.

  1. Группам предлагается выполнить задание:

1. Сегодня в с. Ницинский 7300 га земли. На сколько гектаров это больше по сравнению с 1921 г., если в то время в совхозе было 837 десятин земли, (слово десятина взять из словаря), 1 десятина равна 1,09 га?

Сообщение учащихся.

В  нашем совхозе Ницинский сегодня работает 310 человек, а вначале было 25 рабочих; пашни-5600 га, было-40 десятин; коров-830, было-29; лошадей-50, было-15.

                                       Затуманилась даль заречная,

                                      Просыпается синий бор,

                                       Звезды сыплются спелой черешнею

                                     В золотые лукошки озер.

                                     Для кого-то из них заветная,

                                     Отливая голубизной,

                                     Словно песня еще не спетая

                                     Светит наша земля звездой.

V.Этап рефлексии.

 Поставьте себе оценку за работу в тетради, группа оценивает работу каждого, сравните результаты, поставьте общую оценку.

Домашнее задание: составить задачу о селе (вчера, сегодня), использовать данные музея, библиотеки.

Итог урока: чему научились сегодня на уроке? В чем испытывали трудности? Что осталось не совсем понятным?                                                                        

Литература:

1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., ШварцбурдС.И. Математика 5:Учебник для 5 кл.общеобразоват.учреждений. М.: Мнемозина, 2005.

2.Голодков С.А. Слободо-Туринский край в истории отечества. - Екатеринбург,2002.                                                                                    

3.Елисеев С.М. Годы, как чуткие струны.- Екатеринбург,2006.                                  

4.Елисеев С.М. Лоскут Сибири, Уралу отмеренный.- Екатеринбург, 1997.

5.Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: к учебному комплекту Н.Я.Виленкина,5 класс.М: Вако,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десятичные приближения обыкновенных дробей

Цели и задачи урока:Формировать: а) понятие десятичного приближения...

Урок математики в 5 классе "Десятичная запись обыкновенных дробей"

Урок математики по ФГОС в 5 классе по учебнику Веленкина. "Десятичная запись обыкновенных дробей"...

сравнение десятичных и обыкновенных дробей

разроботка урока математики в 6 классе...

Урок закрепления знаний Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями.5 класс математика

Урок на закрепление знаний с использованием флипчарта, индивидуальных карточек....

Тест "Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями"

Данный тест составлен по теме "Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями" и предназначен для учащихся  6 классов,  обучающихся по учебнику «Математика 6» под редакцией Н.Я. В...

6 класс. Тест 43. "Бесконечные периодические десятичные дроби. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби".

6 класс. Тест 43. "Бесконечные периодические десятичные дроби. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби". Тематические тесты П.В. Чулкова к учебнику С.М. Никольского...

Видеоуроки по математике в 5 классе "Повторение. Десятичные и обыкновенные дроби" и "Повторение. Десятичные дроби".

Материал содержит ссылки на два дистанционных урока для смешанного обучения, размещенных  на "Медиапортал. Портал образовательных и методических медиаматериалов"Видеоурок  по матем...