Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций»
Предмет | математика | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций» (1) | |
Базовый учебник | «Алгебра», 7 класс. А.Г. Мордкович. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «МНЕМОЗИНА», 2009 |
- Цель урока: показать учащимся использование системы уравнений как математической модели реальной ситуации; рассмотреть три разных способа решения одной задачи; учить учащихся анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения.
- Задачи:
обучающие: показать использование системы линейных уравнений как математической модели реальной ситуации; способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами;
развивающие: учить анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения; способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся; активизировать познавательную деятельность школьников; расширить представления учащихся о сферах применения математики, развивать интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
воспитательные: развитие познавательного интереса, расширение сферы математических знаний, общекультурного кругозора учащихся; формирование умения аккуратно и грамотно выполнять записи.
- Тип урока: изучение нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Самоопределение к деятельности (организационное начало). | Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | Самоопределение к деятельности, устный счет | 3 | ||
Постановка учебной задачи. | Активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему | Восприятие информации, наблюдения, выводы, попытки сформулировать проблему | 1 | ||
Актуализация опорных знаний | Составление системы уравнений, №1 | Подготовка мышления детей: актуализация ЗУН, достаточных для используемых на уроке способов действий; тренировка соответствующих мыслительных операций. Действия с ЦОР: демонстрация сообщаемого факта, | Учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу. | 5 | |
Включение в систему знаний и повторение. | Организация работы учащихся на тренировку ранее изученных алгоритмов, включение нового знания в систему знаний. | Решение упражнений | 8 | ||
Физкультминутка. | 2 | ||||
Закрепление. | Решение задачи при помощи системы линейных уравнений, № 2 | Действия с ЦОР: демонстрация способов решения, вскрытие логики научного познания | следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления | 10 | |
Самостоятельная работа. | Решение задач при помощи систем линейных уравнений, № 3 | Организация сам. деятельности учащихся. Действия с ЦОР: организация контроля за пошаговым выполнением работы | Применение изученных способов при решении задач | 10 | |
Итог урока. | Подведение итогов, обобщение изученного | Отвечают на вопросы | 4 | ||
Рефлексия деятельности. | Организация самооценки учениками деятельности на уроке. | Самооценка деятельности | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Составление системы уравнений, №180572 | И-тип | Анимация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/13694d2a-f3f3-4215-ae7b-e2840ec071c7/?from=3fd8fb77-8ab9-4474-aee1-2c077475aff2&interface=teacher&class=49&subject=17 |
2 | Решение задачи при помощи системы линейных уравнений. П2 | П-тип | Модуль с пошаговым контролем | http://www.fcior.edu.ru/card/7714/reshenie-zadachi-pri-pomoshi-sistemy-lineynyh-uravneniy-p2.html |
3 | Решение задач при помощи систем линейных уравнений. К2 | К-тип | Модуль с пошаговым контролем | http://www.fcior.edu.ru/card/13603/reshenie-zadach-pri-pomoshi-sistem-lineynyh-uravneniy-k2.html |
Приложение (сценарий урока)
ХОД УРОКА:
- Самоопределение к деятельности (организационное начало).
Устный счет.
1) Выразить х через у: х - 5у = 7.
2) Выразить у через х: 6х – у = 5; 4х + 2у = 18.
3) Решением системы уравнений х + у = 39, является пара (25; 14), (24; 15), (18; 7).
х – у = 11;
4) Сложите два уравнения х + 15у = 27 и 3х-12у = 43.
5) Вычтите из уравнения 3х + у =13 уравнение -2х + 2у = 2.
6) Сколько решений имеет система, если графики уравнений системы пересекаются?
- Постановка учебной задачи.
Постановка цели и формулирование темы урока.
- Актуализация опорных знаний.
Подготовка мышления детей: актуализация ЗУН, достаточных для используемых на уроке способов действий; тренировка соответствующих мыслительных операций.
Изучение нового материала. Работа с ЦОР: Составление системы уравнений, №180572
IV. Включение в систему знаний и повторение.
Организация работы учащихся на тренировку ранее изученных алгоритмов, включение нового знания в систему знаний.
Решим данную систему двумя способами.
Первый способ: метод подстановки
6х + 5у = 810, у = 162 – 1,2х, х = 60,
3х + 7у = 810; 3х + 7(162 – 1,2х) = 810; у = 90.
Второй способ: метод алгебраического сложения
6х + 5у = 810, 6х + 5у = 810, -9у = -810, х = 60,
3х + 7у = 810; -6х – 14у = -1620; 3х + 7у = 810; у = 90.
Вывод: каким способом удобнее решить эту систему?
- Физкультминутка.
А теперь мы дружно встали
И углы все посчитали.
Угол кто прямой найдет,
Тому «5» в журнал пойдет.
- Закрепление.
- Работа с ЦОР: Решение задачи при помощи системы линейных уравнений, П2. (модуль с пошаговым контролем, состоящим из четырех шагов).
- Задача.
Задача
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
Из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стенала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало):
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул».
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Неизвестные величины | Было мешков | Стало, когда мул забрал мешок | Стало, когда мул отдал мешок |
Поклажа, которую несла лошадь | х | х – 1 | х + 1 |
Поклажа, которую нес мул | у | у + 1 | у – 1 |
1-ое уравнение | 2(х – 1) = у + 1 | ||
2-ое уравнение | х + 1 = у – 1 |
Решение:
2(х – 1) = у + 1, 2х – у = 3, х = 5,
х + 1 = у – 1; х – у = -2; у = 7.
Ответ: лошадь несла 5 мешков, мул – 7 мешков.
- Самостоятельная работа.
Решение задач при помощи систем линейных уравнений, К2. (модуль с пошаговым контролем, состоящим из двух шагов).
- Итог урока.
На каких уроках вы уже встречались со словом система уравнений?
Физика – Международная система единиц.
Биология – Система кровообращения человека.
Химия – Периодическая система элементов Д.И.Менделеева
Русский язык – Система частей речи, система гласных.
Сколько неизвестных величин необходимо ввести для составления системы уравнений?
Сколько методов решения системы уравнений вы знаете?
- Рефлексия деятельности.
Организация самооценки учениками деятельности на уроке.
Чем занимались на уроке? Что понравилось? Что, по-вашему, не удалось?
Домашнее задание: § 14, № 14.1; № 14.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"
Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
Урок в 7 классе по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций»
Урок в 7 классе по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций» ...
Открытый урок в 7 классе "Система двух линейных уравнений с двумя переменными, как математическая модель реальных ситуаций"
Урок открытый для молодых специалистов...
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Данный урок разработан по технологии деятельностного подхода, основной задачей которого является обучение деятельности.На уроке используется интерактивный контроль знаний с применением ПК, на всех эта...