Конспект открытого урока по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций»
Разработал
Преподаватель математики
Гиниятуллин Айрат Минуллович
КАЗАНЬ – 2013
Предмет | Алгебра. | |
Класс | 7. | |
Тема и номер урока в теме | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, 1 урок. | |
Базовый учебник | «Алгебра», 7 класс. А.Г. Мордкович. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «МНЕМОЗИНА», 2009. |
- Цель урока: показать суворовцам использование системы уравнений как математической модели реальной ситуации; учить суворовцев анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения.
- Задачи:
обучающие: показать использование системы линейных уравнений как математической модели реальной ситуации; способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами;
развивающие: учить анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения; способствовать развитию алгоритмического мышления суворовцев; активизировать познавательную деятельность суворовцев; расширить представления учащихся о сферах применения математики, развивать интеллектуальные качества личности суворовцев такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;
воспитательные: развитие познавательного интереса, расширение сферы математических знаний, общекультурного кругозора суворовцев; формирование умения аккуратно и грамотно выполнять записи.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
- Техническое оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА:
- Самоопределение к деятельности (организационное начало) – 3 мин.
Деятельность преподавателя: организация положительного самоопределения суворовца к деятельности на уроке.
Деятельность суворовца: самоопределение к деятельности, устный счет.
Устный счет.
1) Выразить х через у: х - 3у = 4.
2) Выразить у через х: 2х – у = 3; 6х + 2у = 10.
3) Решением системы уравнений , является пара (18; -9), (9;0), (18; 9).
4) Сложите два уравнения 2х + 7у = 15 и 5х-4у = 23.
5) Вычтите из уравнения 2х + у =21 уравнение -3х + 4у = 6.
6) Сколько решений имеет система, если графики уравнений системы пересекаются?
- Постановка учебной задачи (Постановка цели и формулирование темы урока) – 1 мин.
Деятельность преподавателя: активизирует деятельность суворовцев по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему.
Деятельность суворовца: восприятие информации, наблюдения, выводы, попытки сформулировать проблему.
- Актуализация опорных знаний – 5 мин.
Деятельность преподавателя: подготовка мышления суворовцев: актуализация ЗУН, достаточных для используемых на уроке способов действий; тренировка соответствующих мыслительных операций.
Деятельность суворовца: суворовцы включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу.
Изучение нового материала. Демонстрация сообщаемого факта.
Расстояние между двумя пунктами по реке равно 60 км. По течению реки лодка проплывет это расстояние за 4 ч, а против течения за 6 ч. Найдите собственную скорость лодки и скорость течения реки.
- Включение в систему знаний и повторение – 8 мин.
Деятельность преподавателя: организация работы суворовцев на тренировку ранее изученных алгоритмов, включение нового знания в систему знаний.
Деятельность суворовца: решение упражнений.
Решение: Составление математической модели.
Пусть х км/ч – собственная скорость лодки, у км/ч – скорость течения реки. По течению реки скорость лодки – (х + у) км/ч, против течения реки – (х - у) км/ч. По течению реки лодка проплывет 60 км за 4 часа, т.е 4(х + у) = 60, против течения – за 6 часов, т.е 6(х – у) = 60 . Математическая модель составлена:
4(х + у) = 60,
6(х – у) = 60
Решим данную систему двумя способами.
Первый способ: метод подстановки
4(х + у) = 60, у = 15 – х, х = 12,5,
6(х – у) = 60; х - (15 – х) = 10; у = 2,5.
Второй способ: метод алгебраического сложения
4(х + у) = 60, х + у = 15, х + у = 15, х = 12,5,
6(х – у) = 60; х – у = 10; 2х = 25; у = 2,5.
Ответ: Собственная скорость лодки 12,5 км/ч, скорость течения реки 2,5км/ч.
Вывод: каким способом удобнее решить эту систему?
- Задача на смекалку - 2 мин.
- Закрепление – 10 мин.
Деятельность преподавателя: демонстрация способов решения, вскрытие логики научного познания
Деятельность суворовца: следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления
- Решение задачи при помощи системы линейных уравнений. П2.
Данный модуль представляет собой задание с пошаговым контролем, состоящее из четырех шагов. Задание направлено на обучение решению текстовых задач при помощи систем линейных уравнений с двумя переменными. Выполнение задания разбито на несколько этапов: краткая запись условия задачи, составление системы, ее решение и ответ на вопрос задачи. Важный элемент задания – представление двухзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. При решении заданий суворовцу предоставляется возможность использовать подсказки.
- Задача
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
Из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стенала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало):
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул».
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Решение: Составление математической модели.
Пусть х мешков нес мул, у мешков несла лошадь. Когда мул забрал мешок, то у мула стало х + 1 мешок, у лошади у – 1 мешок. У мула стало в 2 раза больше мешков, т.е х + 1 = 2(у – 1). Если же мул отдаст мешок, у мула х – 1 мешок, у лошади у + 1 мешок станет и количество мешков у мула и лошади станет поровну, т.е х – 1 = у + 1.. Математическая модель составлена:
х + 1 = 2(у – 1), х – 2у = - 3, х = 7,
х - 1 = у + 1; х – у = 2; у = 5.
Ответ: лошадь несла 5 мешков, мул – 7 мешков.
- Самостоятельная работа – 10 мин.
Деятельность преподавателя: организация сам. деятельности суворовца.
Деятельность суворовца: применение изученных способов при решении задач.
Решение задач при помощи систем линейных уравнений, К2. (Данный модуль представляет собой задание с пошаговым контролем, состоящим из двух шагов. Задание позволяет проконтролировать каждый этап решения текстовой задачи: составление краткой записи условия, составления системы уравнений, решение системы способом подстановки и ответ на вопрос задачи).
- Итог урока – 4 мин.
Деятельность преподавателя: подведение итогов, обобщение изученного.
Деятельность суворовца: отвечают на вопросы.
Сколько неизвестных величин необходимо ввести для составления системы уравнений?
Сколько методов решения системы уравнений вы знаете?
- Рефлексия деятельности – 2 мин.
Деятельность преподавателя: организация самооценки суворовцами деятельности на уроке.
Чем занимались на уроке? Что понравилось? Что, по-вашему, не удалось?
Деятельность суворовца: отвечают на вопросы.
Домашнее задание: § 14, № 14.2; № 14.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"
Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Алгебра 7 класс....
Урок в 7 классе по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций»
Урок в 7 классе по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций» ...
Открытый урок в 7 классе "Система двух линейных уравнений с двумя переменными, как математическая модель реальных ситуаций"
Урок открытый для молодых специалистов...
Открытый урок в 7 классе Тема: Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Открытый урок в 7 классе Тема: Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций....