Рабочая программа по алгебре 7-9 классы
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Изучение алгебры в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_rogramma_po_algebre_7-9kl.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7-9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., под редакцией Теляковского С.А. «Алгебра 7 класс» (издательство «Просвещение» 2010 год). «Алгебра 8 класс» (издательство «Просвещение» 2010 год). «Алгебра 9 класс» (издательство «Просвещение» 2010 год).
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- программы для общеобразовательных учреждений Макарычев Ю.Н. Алгебра.7-9 классы //Сборник программ по алгебре 7-9 классы. М.Просвещение,2008 составитель Т.А. Бурмистрова. федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год,
● Приказ МО РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» №13-03 от 23.09.2003.
● с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
● авторского тематического планирования учебного материала,
Цели
Изучение алгебры в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 7-9 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение алгебры в 7 классе отводится 105 часов из расчета 3 ч в неделю.
Из них контрольных работ 10 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Выражения, тождества, уравнения» 2 часа, «Функции» 1 час, « Степень и ее свойства» 1 час, «Многочлены» 2 часа, «Формулы сокращенного умножения» 2 часа, «Системы линейных уравнений» 1 час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
В отличие от государственной программы, на тему «Выражения, тождества, уравнения» дается 23 часов вместо 24, на «Функции»- 10 вместо 14, на «Степень и ее свойства»- 13 вместо 15, на «Многочлены» -18 вместо 20, на «Формулы сокращенного умножения» - 22 вместо 20, на «Системы линейных уравнений» - 14 вместо 17, Повторение 2 вместо 10.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение алгебры в 8 классе отводится 105 часов из расчета 3 ч в неделю.
Из них контрольных работ 10 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Рациональные дроби» 2 часа, «Квадратные корни» 2 часа, «Квадратные уравнения» 2 часа, «Неравенства» 2 часа, «Степень с целым показателем. Элементы статистики» 1 час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение алгебры в 9 классе отводится 105 часов из расчета 3 ч в неделю.
Из них контрольных работ 9 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Квадратичная функция» 2 часа, «Уравнения и неравенства с одной переменной» 1 час, «Уравнения и неравенства с двумя переменными» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессия» 2 часа, «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» 1 час и 2 часа отведено на итоговую административную контрольную работу.
Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий при написании контрольных работ, самостоятельных работ и тестирования. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы.
Содержание программы учебного предмета
7 класс.
1. Выражения, тождества, уравнения
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель - ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Повторение
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Итоговая контрольная работа.
8 класс.
1. Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений.
Функция у = k\x и ее график.
Основная цель — выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий о дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными |1 преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уде лить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вседействия с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у = k\x
2. Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождения приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = √х, ее свойства и график.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество √а2 = | а|, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида
a\√b, a\√b±√c. Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция у = √х, ее свойства и график. При изучении функции у =√х показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х≥0.
3. Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное понимание следует уделить решению уравнений вида ax²+bx+c=0, где а≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители. Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корне. Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства.
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель — ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > Ь, ах < Ь, остановившись специально на случае, когда а < 0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель — выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривайте вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6. Повторение
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Итоговая контрольная работа.
9 класс.
1. Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения y=ax², ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций y=ax²+b, y=a(x-т)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах² с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции
у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции У=xⁿ при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводится понятие корня п-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида √-27, √81. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а≠ 0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных мнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 или ах2 + bх + с < 0, где а≠0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее
применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
4. Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
- Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6.Повторение
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7-9 классов.
Итоговая контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Выпускники седьмого класса должны
Знать:
1) какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
2) что называется линейным уравнением с одной переменной, что значит решить уравнение, что такое корни уравнения.
3) определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
4) определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
5) определения абсолютной и относительной погрешностей;
6) определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
7) формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений.
различные способы разложения многочленов на множители.
8) что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений,
различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения;
Уметь
1) осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
2) применять изученную теорию при тождественных преобразованиях выражений.
3) решать линейные уравнения с одной переменной, а также сводящиеся к ним; правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте и в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение»»; решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений с одной переменной.
4) применять изученную теорию при решении уравнений с одной переменной, решать задачи с помощью уравнений.
5) правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между
6) применять изученную теорию при выполнении письменных заданий, строить графики.
7) находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3;
8) выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
9) применять изученную теорию при построение графиков функций у=х2, у=х3, упрощать выражения, содержащие степени с натуральным показателем.
10) приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки.
11) умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
12) читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители.
13) применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
14) применять изученную теорию при выполнении письменных заданий по данной теме.
15) правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
16) применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменных заданий.
Выпускники восьмого класса должны
знать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задачи; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- находить среднее арифметическое, размах и моду;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1)выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
2)моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
3) исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств функций.
Выпускники девятого класса должны
Календарно-тематическое планирование по алгебре
7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
Глава I | Выражения, тождества, уравнения | 23 | |
1 | Повторение. Проверочная работа. | 1 | |
2-3 | Числовые выражения | 2 | |
4-5 | Выражения с переменными | 2 | |
6-7 | Сравнение значений выражений | 2 | |
8 | Свойства действий над числами | 1 | |
9-11 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 3 | |
12 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
13 | Уравнение и его корни | 1 | |
14-15 | Линейное уравнение с одной переменой | 2 | |
16-18 | Решение задач с помощью уравнений | 3 | |
19 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
20-21 | Среднее арифметическое, размах и мода | 2 | |
22-23 | Медиана как статистическая характеристика | 2 | |
Глава II | Функции | 10 | |
24 | Что такое функция | 1 | |
25-26 | Вычисление значений функции по формуле | 2 | |
27-28 | График функции | 2 | |
29-30 | Прямая пропорциональность и ее график | 2 | |
31-32 | Линейная функция и ее график | 2 | |
33 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
Глава III | Степень и ее свойства | 13 | |
34-35 | Определение степени с натуральным показателем | 2 | |
36-37 | Умножение и деление степеней | 2 | |
38-39 | Возведение в степень произведения и степени. | 2 | |
40 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | |
41-43 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 3 | |
44-45 | Функция y=x² и y-x³ их графики. | 2 | |
46 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
Глава IV | Многочлены | 18 | |
47 | Многочлен и его стандартный вид | 1 | |
48-50 | Сложение и вычитание многочленов | 3 | |
51-53 | Умножение одночлена на многочлен | 3 | |
54-56 | Вынесение общего множителя за скобки | 3 | |
57 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
58-60 | Умножение многочлена на многочлен | 3 | |
61-63 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 3 | |
64 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
Глава | Формулы сокращенного умножения | 22 | |
65-68 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | 4 | |
69-71 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 3 | |
72-74 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 3 | |
75-76 | Разложение разности квадратов на множители | 2 | |
77-78 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 2 | |
79 | Контрольная работа № 7 | 1 | |
80-81 | Преобразование целого выражения в многочлен | 2 | |
82-85 | Применение различных способов для разложения на множители | 4 | |
86 | Контрольная работа № 8 | 1 | |
Глава | Системы линейных уравнений | 14 | |
87 | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | |
88 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | |
89 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | |
90-92 | Способ подстановки | 3 | |
93-95 | Способ сложения | 3 | |
96-98 | Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | |
99 | Контрольная работа № 9 | 1 | |
100-101 | Повторение | 2 | |
102 | Итоговая контрольная работа | 1 |
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
Глава I | Рациональные дроби | 23 | |
1-2 | Рациональные выражения. | 2 | |
3-5 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Проверочная работа. | 3 | |
6-8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | |
9-11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 3 | |
12 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
13-14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 2 | |
15-16 | Деление дробей | 2 | |
17-20 | Преобразование рациональных выражений | 4 | |
21-22 | Функция у=к/х ее график | 2 | |
23 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
Глава | Квадратные корни | 19 | |
24 | Рациональные числа | 1 | |
25 | Иррациональные числа | 1 | |
26-27 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 2 | |
28 | Уравнение х²=а | 1 | |
29 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | |
30 | Функция у=√х и ее график | 1 | |
31 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | |
32-33 | Квадратный корень из степени | 2 | |
34 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
35-37 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 3 | |
38-41 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 4 | |
42 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
Глава | Квадратные уравнения | 21 | |
43-44 | Неполные квадратные уравнения | 2 | |
45-48 | Формула корней квадратного уравнения | 4 | |
49-50 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 2 | |
51-52 | Теорема Виета | 2 | |
53 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
54-58 | Решение дробных рациональных уравнений | 5 | |
59-62 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 4 | |
63 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
Глава | Неравенства | 20 | |
64-65 | Числовые неравенства | 2 | |
66-67 | Свойства числовых неравенств | 2 | |
68-69 | Сложение и умножение числовых неравенств | 2 | |
70-71 | Погрешность и точность приближения | 2 | |
72 | Контрольная работа № 7 | 1 | |
73 | Пересечение и объединение множеств | 1 | |
74 | Числовые промежутки | 1 | |
75-78 | Решение неравенств с одной переменной | 4 | |
79-82 | Решение систем неравенств с одной переменной | 4 | |
83 | Контрольная работа № 8 | 1 | |
Глава | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | |
84-85 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 2 | |
86-87 | Свойства степени с целым показателем. | 2 | |
88-89 | Стандартный вид числа | 2 | |
90 | Контрольная работа № 9 | 1 | |
91-92 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | |
93-94 | Наглядное представление статистической информации | 2 | |
95-99 | Повторение | 5 | |
100 | Итоговый зачет | 1 | |
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
102 | Анализ контрольной работы | 1 |
9 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
Глава I | Квадратичная функция | 22 | |
1-3 | Функция. Область определения и область значения функции. | 3 | |
4-5 | Свойства функций. | 2 | |
6-7 | Квадратный 3-х член и его корни. | 2 | |
8-9 | Разложение квадратного3-х члена на множители. | 2 | |
10 | Контрольная работа № 1. | 1 | |
11-12 | Функция y=ax², ее график и свойства. | 2 | |
13-14 | График функции y=ax²+n и y=a(x-m)² | 2 | |
15-18 | Построение графика квадратичной функции. | 4 | |
19 | Функция y=xⁿ. | 1 | |
20-21 | Корень n-й степени. | 2 | |
22 | Контрольная работа № 2. | 1 | |
Глава II | Уравнения и неравенства с одной переменной. | 14 | |
23-26 | Целое уравнение и его корни. | 4 | |
27-30 | Дробные рациональные уравнения | 4 | |
31-33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 3 | |
34-35 | Решение неравенства методом интервалов. | 2 | |
36 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
Глава III | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 17 | |
37-39 | Уравнение с двумя переменными и его график. | 3 | |
40-41 | Графический способ решения систем уравнений. | 2 | |
42-45 | Решение систем уравнений второй степени. | 4 | |
46-48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 3 | |
49-50 | Неравенства с двумя переменными. | 2 | |
51-52 | Системы неравенств с двумя переменными | 2 | |
53 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
Глава IV | Арифметическая и геометрическая прогрессия | 15 | |
54 | Последовательности. | 1 | |
55-57 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 3 | |
58-60 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 3 | |
61 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
62-64 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 3 | |
65-67 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 3 | |
68 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
Глава V | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | |
69-70 | Примеры комбинаторных задач | 2 | |
71-72 | Перестановки | 2 | |
73-74 | Размещения | 2 | |
75-76 | Сочетания | 2 | |
77-78 | Относительная частота случайного события | 2 | |
79-80 | Вероятность равновозможных событий | 2 | |
81 | Контрольная работа № 7 | 1 | |
Повторение | 21 | ||
82-85 | Вычисления | 4 | |
86-89 | Тождественные преобразования | 4 | |
90-93 | Уравнения и системы уравнений | 4 | |
94-97 | Неравенства | 4 | |
98-100 | Функции | 3 | |
101-102 | Итоговая контрольная работа | 2 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2010 год.
- Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2009 год.
- Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2010 год.
- Алгебра, сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, Л.В.Кузнецова, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович и др., М.: Просвещение, 2009 год.
- Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация-2011. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко.- Ростов–на Дону: Легион, 2010.
- Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА—2010. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф. Ф. Лысенко. — Ростов н/Д: Легион-М, 2009. — 256 с. — (Государственная итоговая аттестация)
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010 / ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. - 128 с.
- ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Алгебра: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова, Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010. — 61,[3] с. — (Федеральный институт педагогических измерений).
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. )
- Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 7 класса – М.: Просвещение, 2000
- Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре для 11 класса
Рабочая программа по алгебре для 11 класса к учебнику Колмагорова. Рассчитана на три часа в неделю. 102ч базовый уровень.Программа содержит:Пояснительную запискуПоурочное планирование с домашним задан...
Рабочая программа по алгебре для 9 класса
Рабочая программа по алгебре для 9 класса по учебнику «Алгебра 9», авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Программа расчитана на 102 учебных часа (3 урока в неделю)....
рабочие программы по алгебре 7-8 класс и по геометрии 7-8 класс
Данные рабочие программы предназначены для учителей, которые работают в 7-8 классах по учебникам алгебры Макарычева и по учебникам геометрии Атанасяна. В рабочих программах имеется пояснительная...
Рабочая программа по алгебре 7-9 класс к учебнику "Алгебра " Мордкович А.Г.
Рабочая программа составлена на основе принципов коррекционно-развивающего обучения детей- инвалидов дистанционно....
Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"
Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
Рабочая программа по алгебре. 7-9 класс. Учебники "Алгебра" Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. (7,8,9 классы)
Рабочая программа по алгебре 7-9 класс (базовый уровень). Учебники под редакцией Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка....