Итоги эксперимента "Логическое мышление как фактор развития ученика""
статья по алгебре (5 класс) на тему

Кутасова Лидия Сергеевна

 Статья посвящена вопросу интеграции общего и дополнительного образования. Показан  один из способов развития логического мышления обучающихся через игру в шахматы. Автором проведен сравнительный анализ итогов контрольных работ по математике, успеваемости по остальным предметам. Вывод: «Шахматы + логика = математика».

Работа имеет рецензию преподавателя курса "Современное педагогическое проектирование Международного Института Разввития "ЭкоПро" Внуковой Л.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc86 КБ
PDF icon recenziya_logicheskoe.pdf148.08 КБ

Предварительный просмотр:

Логическое мышление как фактор развития ребенка

В современных условиях возникла необходимость обеспечить подрастающее поколение новым качеством образования. Школа должна строить принципиально иную модель своей деятельности, когда общее и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами. Для полноценного личностного развития каждого ребенка необходимо создать единое образовательное пространство. Интеграция общего и дополнительного  образования становится важным условием перехода на новый стандарт. Цель такого взаимодействия — создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства, обеспечение его успешной адаптации к современным условиям. Такая интеграция способствует развитию творческих способностей обучающихся, формированию духовно-нравственных качеств, обеспечивает занятость школьников во внеурочное время. В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Одним из основных целей обучения математике является развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, критичности мышления, необходимой для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения. Перед учителем математики стоит задача — не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логической культуры учащихся. При этом математика имеет огромные возможности для реализации этой цели. Великий математик М.В. Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит, она — школа мышления». В 2011-2012 учебном году, начав работать в пятых классах, на уроках математики большое внимание уделялось развитию логического мышления. Логические задачи решались  из сборника Зак А.З. «Как развивать логическое мышление». Цель уроков по логике — не заучивание правил, а развитие способностей умения рассуждать и делать правильные выводы. Мудрецы в Древнем Китае говорили: «Дай человеку рыбу — он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу — он будет сыт всю жизнь». Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач ученикам предоставлялась возможность подумать над необычным условием задачи и порассуждать над ее решением. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Обдумывание идеи задачи и попытка рассуждать, сконструировать его логически обоснованное решение — лучший способ раскрытия творческих способностей учеников. Очень важно уже с раннего возраста учить ребят мыслить логически, то есть мыслить последовательно, связно. Термин «логика» происходит от греческого слова «логос», что означает «мысль», «разум», «слово», «понятие». Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он впервые разработал теорию дедукции, то есть теорию логического вывода. Он обратил внимание на то, что в рассуждениях мы из одних утверждений выводим другие, исходя не из конкретного содержания утверждений, а из определенной взаимосвязи между их формами, структурами. Уже тогда в Древней Греции были созданы школы, в которых люди учились дискутировать. Ученики этих школ учились искусству поиска истины и убеждения других людей в своей правоте. С 11 июля по 26 сентября 2011 года обучалась в Международном Институте Развития «ЭкоПро». По окончании учебы получила сертификат об участии в дистанционном семинаре-тренинге «Современное педагогическое проектирование». Понимаю: пришло время переосмысления роли школы, роли учителя, роли ученика, время новых принципов и новых методов, время новых вкладов и новых эффектов. Многие педагоги это понимают и всеми имеющимися у них возможностями пытаются внедрить системно-деятельностный подход, проблемное обучение, активные методы обучения и т.д.  Во время обучения прошла 10 модулей семинара-тренинга. Изучив модуль «Что такое педагогическое проектирование», составила проект, который применила в дальнейшей педагогической работе. Результатом обучения стала защита проекта «Логическое мышление как фактор развития ученика». Почему именно на этой теме я остановила свой выбор? Тема развития логического мышления на уроках математики всегда была актуальной. Часто знания детей сводятся лишь к применению готовых алгоритмов и далеки от жизненных ситуаций. На экзамене по математике последние задания части С, а это нестандартные задачи, сложны для тех учащихся, кто не умеет логически рассуждать. Большая часть из них не приступают к решениям таких задач. Исходя из этого, цель проекта – развитие логического мышления как один из важнейших факторов развития ребенка. На базе 5б класса в 2011 году была открыта экспериментальная площадка по реализации проекта «Развитие логического мышления у обучающихся». В течение учебного года шла реализация данного проекта в этом классе. При этом удалось решить следующие задачи:

  1. Учащимися с удовольствием на уроках математики решены логические задачи.
  2. Учителя других предметов на своих уроках предлагали задания логического рассуждения.
  3. В классе еженедельно проводилась домашняя олимпиада.
  4. Удалось привлечь родителей для реализации проекта.

Родителями класса были куплены шахматы, шашки, логические настольные игры по биологии, математике, английскому языку. Учащиеся в перемены, после уроков приходили играть. Для большей части обучающихся класса развитию логики помог кружок по шахматам «Белая ладья». Два раза в неделю ребята после уроков с огромным удовольствием шли на этот кружок. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, развивает изобретательность и логическое мышление. «Игра в шахматы — не просто праздное развлечение, некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни» — писал Бенджамин Франклин. Научиться двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научиться ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления очень трудная задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от умения думать. Члены данного кружка пришли к выводу: «Шахматы + логика = математика». В конце учебного года в классе был проведен шахматный турнир среди семейных команд, где победителями стали мама с сыном, который в течение учебного года посещал кружок «Белая ладья». Проведен сравнительный анализ итогов контрольных работ по математике, успеваемости по остальным предметам у учащихся, посещавших шахматный кружок и не посещавших,  для того, чтобы увидеть результаты развития логического мышления.

Темы контрольных работ

Результаты членов кружка «Белая ладья»

Результаты не членов кружка

средний балл

качество знаний

успеваемость

средний балл

качество знаний

успеваемость

Натуральные числа

4,4

100%

100%

4,3

100%

100%

Сложение и вычитание натуральных чисел

3,5

62%

93%

3,3

50%

83%

Решение уравнений

3,7

50%

100%

3,0

25%

75%

Умножение и деление натуральных чисел

3,9

73%

86%

3,8

57%

85%

Упрощение выражений

3,7

62%

81%

3,3

50%

63%

Формулы площади прямоугольника

4,1

62%

100%

3,1

57%

86%

Дробные числа

3,9

80%

100%

4,2

100%

100%

Сложение и вычитание смешанных чисел

3,5

47%

100%

3,4

62%

75%

Сложение и вычитание десятичных дробей

4,3

80%

93%

4,5

100%

100%

Умножение и деление десятичных дробей

4,3

80%

93%

4,0

71%

86%

Деление на десятичную дробь

3,7

64%

86%

3,4

57%

86%

Итоговая контрольная работа

4,0

64%

100%

3,3

33%

100%

Средний балл

3,9

69%

94%

3,6

63%

81%

Вывод: сравнительный анализ показал, что за один год в результате игры в шахматы у учащихся средний балл увеличился на 8%; качество знаний — на 9%: успеваемость — на 14%.

Предметы

Результаты членов кружка «Белая ладья»

Результаты не членов кружка

средний балл

качество знаний

успеваемость

средний балл

качество знаний

успеваемость

Русский язык

4,3

94%

100%

3,7

57%

100%

Литература

4,6

94%

100%

4,0

86%

100%

Математика

4,5

100%

100%

4,0

71%

100%

История

4,9

100%

100%

4,7

100%

100%

Природоведение

4,6

100%

100%

3,6

86%

100%

Изобразительное искусство

4,9

100%

100%

4,4

100%

100%

Информатика и ИКТ

4,8

100%

100%

4,3

100%

100%

Английский язык

4,6

100%

100%

4,2

86%

100%

История и культура народов

4,9

100%

100%

3,6

43%

100%

Марийский (государственный) язык

4,6

94%

100%

4,7

100%

100%

Вывод: по всем предметам наблюдается положительная динамика успеваемости. Итоги эксперимента показали, что необходимо развивать логику через игру в шахматы всем учащимся класса. Данная работа имеет свое продолжение в этом учебном году и интеграция общего и дополнительного образования даст более высокие результаты.

Список источников

  1. Зак З.А. Как развивать логическое мышление. Библиотека психолога-практика.- М., 2002.
  2. Гик Е.Я. Шахматы и математика. –  Москва: Издательство «Наука», Главная редакция физико-математической литературы, 1983.
  3. Загвязинский  В.И., Поташник  М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. –  М., Педагогическое общество России, 2006.
  4. Кутасова Л.С., Таныгина З.С. Уроки занимательной математики. –  Йошкар-Ола: Издательство « Педагогическая инициатива», 2006.
  5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 5-е из. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – 9-е изд., стер. – М.: Наука, 1991.
  7. Альмахова З.Н., Макеев А.Б. Внеклассная работа по математике. – Саратов ОАО: Издательство «Лицей», 2003.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

«Логическое мышление как фактор развития ученика», проект

Проект «Логическое мышление как фактор развития ученика» разработан для учащихся и родителей 5 Б класса МОУ СОШ №3 п.Советский, Республики Марий Эл, с целью развития у учащихся  логического...

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

"Образовательное пространство школы как фактор развития личности ученика"

Образовательное пространство школы как фактор развития личности ученика - выступление на августовской конференции учителей Заиграевского района (август 2017 г)...