Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции
статья по русскому языку на тему
В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tvorcheskoy_lichnosti.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции
ЕвлановаА. Ф., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной
школы №3 им. Г. С. Боровикова
Учитель … Всегда в поиске, всегда в учёбе. Смысл его жизни – ученик. Настоящий учитель, как садовник, заботливо и внимательно выращивает детей. Он всегда думает: «Мой ученик станет лучше, талантливее, он смело пойдёт по жизни!» Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, хотя потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека.
Следовательно, в школьный период учащимся особенно нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для выражения своего «я».
В своей работе по развитию творческой активности учащихся исхожу из следующих положений:
1.потребность в творчестве – важнейшая человеческая потребность, но она проявляется не всегда, а лишь при определённых условиях;
2.интерес к знаниям рождает устойчивый мотив учения, а он, в свою очередь, пробуждает творческое мышление учащихся, создаёт благоприятные условия творческой индивидуальности, способностей и дарований;
3. появление у школьников новых мотивов учения и потребности в знаниях объективно ставит учителя перед необходимостью повседневного творчества, поиска новых путей и средств педагогического воздействия, формирования у учащихся последовательного научно-педагогического мышления.
Чтобы достичь этого, ставлю перед собой конкретные цели:
- постоянное включение детей в разнообразную деятельность (чтение, пересказ, защита рефератов, исследовательские работы и. д.)
-выработка на уроках гибких умений и навыков (чтение, творческий пересказ, письмо, анализ и т. д.);
-развитие речи, сообразительности, быстроты реакции с опорой на доказательства (текст произведения, знания биографических сведений, публицистику, особенности времени, эпохи и т. д.)
Принципы, которыми руководствуюсь с целью развития творческой активности учащихся: знания – основа творчества; строгий отбор учебного материала; интеграция, связь с жизнью; обучение грамотному, добросовестному и своевременному выполнению работ под руководством учителя, учёт возрастных и психологических особенностей детей, осуществление индивидуального подхода; организация постоянного контроля учителя за работой ученика и его саморазвитием, формирование устойчивого интереса к чтению как учению.
Остановлюсь на некоторых направлениях своей работы, дающих положительные результаты в развитии творческих способностей учащихся.
Игра помогает снять утомление на уроке (использование специальных физкультминуток), а также является активным средством воспитания культуры речи учащихся, развивает и обогащает их лексический запас. На уроках русского языка в 5-7 классах уделяю особое внимание играм этического воспитания, т. к. навыки культуры речи у учащихся среднего возраста подчас не сформированы. Смысл игр, которые я провожу на своих уроках, заключается в том, что создаю определённую жизненную ситуацию, а дети разрешают её, применив свои знания «волшебных слов» и правила поведения. С целью воспитания сознательной дисциплины провожу игры и на занятиях кружка «Лира». Ребятам это нравится, поэтому темы игр и ситуации разрабатываем вместе. Приведу пример такой игры, которую провожу во время изучения темы «Прямая речь» в 5-ом классе (упражнение № 243).
Волшебные слова
Учитель. Если тебе помогли, передали нужную вещь, сделали подарок и т. д., всегда говори …
-Спасибо.
-После еды скажи …
-Спасибо.
-…тому, кто тебя накормил. Если спасибо сказали тебе, ты ответь …
-Пожалуйста.
-Предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу, не забудь сказать…
-Пожалуйста.
-Например, садитесь…
-Пожалуйста.
-Возьмите …
-Пожалуйста.
-Если просишь позвать кого-либо к телефону, не забывай добавить слово…
-Пожалуйста.
-Позвоните...
-Пожалуйста.
-Если задел кого-нибудь, что- то уронил, надо …
-Извинится.
-Сказать…
-Извините меня, пожалуйста.
-Проснувшись, говори родным…
-Доброе утро.
-Вечером, ложась спать…
-Спокойной ночи.
-Уходя из школы, от товарищей, из гостей, не забудь сказать…
-До свидания. И т. д.
Правила поведения на перемене, в библиотеке, в театре и кино, в транспорте, правила уличного движения, разговор по телефону, в магазине – вот названия игр, которые я провожу по данной теме.
Такая работа оказывает благотворное влияние не только на формирование речи учащихся, культуры их поведения, но и вызывает интерес к урокам русского языка и литературы.
Особенно удачно проходят уроки русского языка с использованием ролевых игр. Ролевая игра привлекает меня тем , что позволяет вовлечь всех учеников в творческий поиск, даёт возможность шире использовать межпредметные связи, опереться на разные виды искусства, создать атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности.
Планируя учебный материал и правильно подбирая ролевые игры, решаю сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление пройденного, развитие творческих способностей, формирование общеучебных навыков, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций.
При подготовке к написанию сочинений по русскому языку на темы: «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Моя улица», « Место на карте Родины, дорогое моему сердцу» в 8-9 классах использую ролевые игры. Подготовка к таким урокам – это реализация первого этапа одноименного проекта.
Надолго запомнился учащимся урок развития речи в 9-ом классе в форме ролевой игры по теме: «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу». Все учащиеся класса были задействованы в его реализации. Первая группа учащихся занималась сбором материалов об истории села и рабочего поселка Алексеевское.
Вторая группа оформляла альбом «Готовимся к сочинению о родном поселке».
Третья группа создавала словарь по теме.
Четвертая группа подбирала и учила стихотворения о родном поселке, Родине.
Пятая группа готовила иллюстрации, рисунки, фотографии с видами поселка.
В ходе исследовательской работы, опираясь на разные источники, первая группа подготовила рассказы о родном посёлке на темы: «История образования села Алексеевское», «Предприятие, на котором трудятся мои родители», «Священные места нашего посёлка», «Родная школа, славься и цвети!», «Музей родного края – гордость нашего посёлка», «Развитие спорта в районе (открытие спортшколы)».
Вторая группа оформила альбом «Готовимся к сочинению о родном посёлке» и подготовила её стендовую защиту.
Третья группа создала словарь по теме, в который вошли следующие разделы: «Памятник Неизвестному солдату», «Священные места родного посёлка», «Предприятия, на которых трудятся наши родители», «Музей родного края им. В. И. Абрамова».
Четвёртая группа учащихся подобрала и подготовила выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений о родном посёлке местных поэтов: В. Старостиной, А. Бочкарёва, Н. Фёдоровой.
Пятая группа подготовила выставку рисунков, иллюстраций, фотографий с видами посёлка.
Все учащиеся составили рабочий план, подобрали эпиграф, определили жанр сочинения.
В деловой игре участвовали историк, литературовед, журналис, экскурсовод, археолог. В ходе него я реализовала сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление материала , развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций, формирование исследовательских навыков. Знания, полученные при подготовке и проведении урока , учащиеся использовали в итоговых работах – сочинениях.
Формировать коммуникативные способности помогают и интегрированные уроки русского языка и литературы. Приведу несколько примеров.
Изучая тему «Обособленные определения» в 8-ом классе, использую материалы рассказа В. П. Астафьева « Фотография, на которой меня нет», в которой говорится о труде простых деревенских учителей. На дом дети получают такое задание : «напишите миниатюру на тему: «отношение автора и моё к учителю». На следующем уроке обращаюсь к тексту В. П. Астафьева « Учитель» из открытого сборника экзаменационных изложений для 9-ого класса под редакцией Л. М. Рыбченковой. Строю работу так, что текст домашней миниатюры становится практической подготовкой к контрольному изложению с элементами сочинения.
В одиннадцатом классе учащиеся подробно изучают жизнь и творчество С.А.Есенина, с удовольствием читают, заучивают и анализируют его произведения. На первом «двойном» уроке литературы после изучения жизни и творчества поэта провожу урок – концерт, на котором учащиеся выразительно наизусть читают стихотворения поэта, на втором уроке провожу полный анализ стихотворений по группам. Особое внимание уделяю работе над структурой, языковыми особенностями стихотворений. В результате наблюдений учащиеся создают словари поэтического языка Есенина, делают необходимые подготовительные записи для письменного анализа стихотворений. Например:
поэт: яркий, прекрасный, открытый, эмоциональный, глубокий, самобытный, талантливый и др.
Тема: интересная, глубокая, любимая, вечная, историческая, общечеловеческая, неисчерпаемая и др.
Образ : матери, друг, детства, будущего, прошлого. Образ : возник, встал, пред-
стал, остался в памяти. Образ :прекрасный, яркий, сложны , поэтический, женский и др.
« Словарь времён года жизни поэта»:
1.весенний- «голубой» (1914-1917 );
2.летний- «розовый» (1917-1921);
3.осенний- «желтый» (1919-1925);
4.зимний- «чёрно-белый» -вся вторая половина 1925 года .
« Словарь диалектизмов С. А. Есенина»:
Выть-надел пахотной земли.
Таган- железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево.
Драчёны – запеченные лепешки на молоке и яйцах из пшённой каши и картошки и др.
Сквозные образы, постоянные метафоры :
«золотая роща», «златящейся ржи», «лебяжьи руки» и др.
В конце урока заслушиваются все группы. Дома учащиеся выполняют письменный анализ стихотворения (не обязательно выполнять анализ рассмотренного в классе стихотворения). С работой обычно без затруднения справляются все ученики.
На уроках русского языка продолжаю знакомить учащихся с творчеством этого прекрасного поэта. Считаю, что представление учеников о нем будет неполным, если они не знают разные точки зрения, разное толкование его таланта. С этой целью использую два текста: миниатюру В.П. Астафьева «Есенина поют» и Е. Осетрова из сборника «ЕГЭ: русский язык: контрольные измерительные материалы: 2006 – 2007», с. 13-14.
Учащиеся заучивают наизусть и пишут этот отрывок по памяти.
Известн, что письмо по памяти, списывание с предварительной целевой установкой дают положительные результаты. Учащиеся знакомятся не только с содержанием текста, но и с его семантикой.
В этом плане миниатюра В.П. Астафьева – прекрасный источник для работы. Необходимо, чтобы учащиеся почувствовали пронзительную песнь души писателя. Поэтому нужно начать с выразительного чтения и вслушивания в текст. Далее провожу орфографический, пунктуационный, синтаксический, лексический анализы текста. Конечно, говорим о теме, проблеме, позиции автора.
На следующих уроках обращаемся к тексту Е. Осетрова. На протяжении двух уроков пишем предупредительный диктант, в ходе которого учащиеся комментируют пунктограммы и орфограммы. На третьем уроке анализируем текст, выполняя задания А 29, А 30, А 31, В1 - В8.
Следующие два урока посвящены написанию сочинения по тексту. В итоге такой работы формируются следующие навыки учащихся:
- целостное представление о творчестве поэта или писателя;
- умение анализировать любой текст с разных позиций;
- умение высказывать свою точку зрения;
- расширение и обогащение словарного запаса;
- орфографическая и пунктуационная зоркость учащихся;
- написание развернутого ответа, сочинения – рассуждения по тексту.
Приведу пример ученического сочинения – рассуждения.
«Можно ли, не имея образования, благодаря только природному дару стать большим поэтом? На чём ещё, кроме природного дара, основан талант художника? Какую роль народное творчество может сыграть в развитии поэтического дара? Над этими вопросами заставляет задуматься статья Е. Осетрова.
В своих размышлениях публицист обращается к суждениям разных истолкователей творчества С. А. Есенина, которые считали поэта малограмотным сельским пареньком и любимцем богов. Опровергая эти доводы , автор статьи приводит мнение современных исследователей, развеявших миф о малограмотном мальчике – поэте. Кроме того, он обращает внимание читателя на немаловажное обстоятельство: на художественное воспитание поэта решающее влияние оказали народные эстетические идеалы, атмосфера семьи и окружающая природа.
Трудно не согласиться с Е. Осетровым и его выводами. Несмотря на противоречивость мнений истолкователей Есенина, его творчество мне близко и мило. Изучая биографию поэта, читая его произведения, знакомясь с критической литературой, мы не устаём удивляться, каким глубоким и разносторонним поэтом был Есенин. Говоря словами советского поэта Михаила Дудина, «Он был до крайности русским человеком и истинным сыном Земли…и его сердце, его душа, отзывчивые на горе, …всегда кровоточил»…Поэтому его лирика никого не оставляет равнодушным.
Выходец из народа, воспитанный настоящими русскими людьми, он вобрал в себя всё самое лучшее, что его окружало. Чтобы стать таким мастером слова, поэт очень много работал над собой. С. А. Есенин изучал историю и устное народное творчество, много читал, путешествовал по стране и за границей, использовал все возможности общения с людьми высокой культуры и интеллекта.
Получается, что талант от рождения, несомненно, важен, но ещё важней воспитывать и развивать себя на протяжении всей жизни.
Огромную роль в формировании поэта также сыграли народное творчество, народная культура, семья. Немало произведений написано им по мотивам религиозных легенд, народных песен и преданий, услышанных от деда и матери, жителей окрестных сёл. Незримая связь с близкими людьми, родной природой, прослеживается во всех его произведениях. Читая их, представляешь поэта как «человека с очень нежной душой». Не зря М. Горький искренне признавался, что С. А. Есенин «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Творческий путь поэта был тернистым и сложны. Но он всегда стремился идти в ногу со временем, быть сыном отчизны и своего народа.
После прочтения текста Е. Осетрова я поняла, что невозможно стать большим поэтом только благодаря природному дару. Талант истинного художника обусловлен не только его природным даром, но и тем влиянием, которое оказали на него семья, книги,
окружение. Народная культура, народное творчество также способствуют развитию воображения и эстетических чувств».
За последние три года я сделала два выпуска. Целенаправленная работа по формированию коммуникативных навыков помогла моим ученикам успешно справиться с заданием «С» на выпускных экзаменах в форме ЕГЭ.
Важным для себя считаю в работе по формированию творческих качеств учащихся использование регионального, краеведческого компонента на уроках и во внеклассное время.
Алексеевский район славится своим историческим прошлым. С.Я.Маршак однажды сказал, что «не зная прошлое, мы не можем любить настоящее и думать о будущем». С целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность разработала и реализовала в 2005-2008-ых годах литературно-исследовательский проект «Литературные места Алексеевского района – наше духовное наследие», посвящённый 300-летию родного посёлка Алексеевское. Работая над проектом, успешно решила следующие задачи: повышение мотивации и стимулирование участия учащихся в проектно – исследовательской деятельности, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, развитие коммуникативных навыков, чувств коллективизма, ответственности за порученное дело.
Этапы реализации проекта:
1-ый этап. Постановка проблемы. На заседании кружка «Лира» после изучения темы «Жизнь и творчество Г. Р. Державина» в 9-ом классе было принято решение об организации поиска материалов, связанных с жизнью и деятельностью русских поэтов , побывавших в 18-20-ых веках на алексеевской земле .
2-ой этап. Ученический коллектив разделили на группы , отвечающие за конкретную цель:
1-ая группа «Исследовательская». Цель: найти литературные места Алексеевского района, заинтересовать класс литературными находками .
2-ая группа «Разработчики мини-проектов. Цель: найти свои пути реализации идей, предложений одноклассников.
3-ья группа «Организационная». Цель: организовать встречи с людьми, знакомыми с поэтами, проживавшими или проживающими на Алексеевской земле.
4- ая группа «Оформительская». Цель: оформить разработанный проект;
организовать выставку рисунков, фотографий, картин и т. д, посвящённых родному посёлку, под названием «Малая Третьяковка»
3-ий этап. С целью поиска материалов совершили экскурсии в музеи: посёлка Алексеевское; городов: Лаишево, Чистополя Казани, Елабуги; побывали в селе Державино, посетили Центральную районную библиотеку.
4-ый этап. Обсуждение мини – проектов на заседаниях кружка « Лира».
5-ый этап. Организация творческих встреч с родными поэтами: А. Н. Бочкарёвым, Натальей Федоровой.
6-ой этап. Написание сочинений и исследовательских работ учащимися. Оформление разработанного проекта.
7-ой этап. Литературный вечер для родителей и учащихся школы.
В результате работы над проектно - исследовательской деятельностью учащиеся совершили поездки по литературным и историческим местам республики Татарстан, организовали встречи с родными поэтами, написали много творческих работ, напечатанных в районной газете «Заря», в сборниках, выпущенных по итогам республиканских конференций школьников, приняли результативное участие в различных конкурсах, подготовились и успешно сдали экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроке иностранного языка
В статье речь идет об эффективности сотрудничества на уроке ученик-учитель. Добившись полного взаимопонимания на уроке иностранного языка между участниками образовательного процесса, нельзя не о...
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции
Статья раскрывает приемы формирования коммуникативной компетенции, как одной из приоритетных, ведь язык -это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире....
Педагогический опыт работы "Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся"
Педагогический опыт работы...
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...
Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...