Урок математике в 5 классе ФГОС
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок математике в 5 классе по новым стандартам. Тема " Сложение и вычитание десятичных дробей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_druzhinina_i.i.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Лицей№5»
Г.Губкина Белгородской области
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
5 класс
Разработала
учитель математики
Дружинина И.И.
2012 год.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Класс: 5
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа;
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;
Базовый учебник: математика 5 класс, автор Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
Уметь читать, записывать и сравнивать десятичные дроби
Знать алгоритм действия с десятичными дробями.
Уметь откладывать на координатном луче десятичные дроби.
Уметь применять выработанный алгоритм на практике.
метапредметные:
Научить определять, создавать обобщения, аналогично соответствующим знаниям.
Получить возможность понимать сущность составления алгоритма и действий по нему.
Научить управлять поведением партнёра, контролировать результаты.
личностные:
Получить возможность контролировать процесс учебной и математической деятельности.
Способствовать эмоциональному восприятию материала.
Развивать активность и находчивость при решении примеров.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Десятичные дроби, разряды, координатный луч. .
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал: карточки для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; эталон для самопроверки самостоятельной работы.
Раздаточный материал: листы-блоки для построения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, чистые листы и фломастеры для решения примеров, таблицы для самооценки на этапе рефлексии.
(Слайд 1)
Ход урока:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята.
«Долгожданный дан звонок, Начинается урок!
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок? Всё ли на месте,
Всё ли в порядке. Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
2. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;
2) определить тему урока: сложение и вычитание десятичных дробей.
На слайде карточки с числами и буквами. (Слайд 2).
- Что вы видите? (десятичные дроби и буквы.)
- Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.
Учащиеся работают.
- Что вы получили?
Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки.
- Прочитайте, какая фраза у вас получилась (В добрый путь.)
- Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь. Как вы будете продвигаться к цели? Какой вопрос нас заставляет двигаться вперёд, добывая новые знания? (Слайд 3).
- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху?
- С повторения.
- Как вы обычно это делаете?
- Сначала повторяем то, что нам понадобится для изучения нового. Затем пробуем
выполнить задание, чтобы понять, чего мы не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем правило или алгоритм. (Слайд 4).
- Почему важно, чтобы вы сами находили новый способ действия?
- Так мы лучше поймём и усвоим новое, научимся учиться.
- Что вы изучали на прошлых уроках?
- Десятичные дроби, их сравнение, округление; (Слайд 5).
- Что вы уже знаете о десятичных дробях, что умеете делать такими дробями?
-Знаем, что такое десятичная дробь, читать их, записывать. Умеем записывать дроби, называть разряды десятичных знаков. Научились сравнивать десятичные дроби. Умеем округлять. Выполнять прикидку результатов вычислений.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) повторить представление о десятичных дробях, умение читать и записывать их;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
3) повторить смысл действия сложения и вычитания;
4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;
5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.
На слайде карточки с числами: (Слайд 6).
0,24
2,2
2,1
0,2
24
38
- Разбейте числа на две группы. Какие группы получились.
- Десятичные дроби и целые числа.
Карточки с десятичными дробями переносятся в сторону. Остаются целые числа. Затем предлагается выполнить сложение этих чисел.
- Найдите значения выражений:
389 + 7651; 3457 – 1246 (Слайд 7).
- Проверьте (Слайд 8).
- Сравните:
3, 89 и 7, 651; 34,57 и 1,246 (Слайд 9).
- Проверьте (Слайд 10).
- Что вы сейчас повторили?
- Сложение и вычитание целых чисел. Сравнение десятичных дробей.
- Вы повторили то, что вам пригодится для «открытия» нового знания на этом уроке. Что теперь будете делать? (Слайд 11)
- Попробуем выполнить пробное задание.
- Зачем вы выполняете пробное действие?
- Чтобы выяснить, что мы не умеем и постараться самим найти новый способ действия.
- Сформулируйте цель задания?
- Найти сумму дробей: 3,89 + 7,651 и разность 34,57 – 1,246
Дети пробуют сложить и вычесть дроби, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах.
- Покажите полученные результаты.
Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске.
- Ребята, правильные ответы получились лишь у некоторых. Почему многие допустили ошибки?
- Потому что мы не знаем правила сложение и вычитания десятичных дробей.
- Значит, что вам надо сделать?
- Надо подумать.
4. Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложение и вычитание десятичных дробей.
2) организовать фиксацию образовательной цели урока и темы урока;
3) построить проект выхода из затруднения.
- Что отличает действия с целыми числами от действий с десятичными дробями?
- В десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной.
- Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?
Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении пробного задания.
Например: 1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом. Потом сложил (вычел) их.
2. Я сложил (вычел) дроби, записывая запятую под запятой.
- Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?
- Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные дроби.
- Какова же цель урока?
- Научиться складывать и вычитать десятичные дроби и построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей (Слайд 12).
- Уточним тему урока.
- Сложение и вычитание десятичных дробей.
На доске дописывается тема урока.
- Запишите тему урока в тетрадь. Составим план действий. (Слайд 13).
-Что сделаем сначала? Что сделаем с результатом? Как поступим дальше? и т.п. В результате может появиться следующий план действий:
1) Выполнить действия с дробями
2) Проанализировать результат.
3) Сформулировать вывод.
4) Оформить алгоритм.
Групповая работа. (Слайд 14).
Две парты соединены так, что можно работать в группе по двое, как на предыдущем этапе урока, а можно по четыре человека.
- Сейчас вы будете работать в группах по четыре человека. Какие правила работы необходимо соблюдать, работая в группе?
Каждая группа получает по три листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.
Текст на листочках:
Если не хватает в десятичной части разрядных единиц, дописываются нули.
Десятичные дроби записываются так, чтобы запятая находилась под запятой.
Выполнить сложение или вычитание десятичных дробей так же, как сложение и вычитание целых чисел.
По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.
- Составьте алгоритм сложения дробей. (Слайд 15).
- Где можно проверить правильность своих выводов?
- В учебнике.
- Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.
- Похожи.
- Что теперь вам надо сделать?
- Потренироваться в решении примеров на новый способ действий.
- Да. Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку:
«Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть».
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Откройте в учебнике №1213на странице 192. Выполним задания.
Учащиеся, по очереди выходя к доске, выполняют 3 – 4 примера из предложенного номера с комментированием и проговариванием выработанного алгоритма. Остальные ученики выполняют эти задания в тетрадях.
- А теперь поработаем в парах № 1214
- Как вы думаете, где возможна ошибка при решении таких примеров?
- При записи десятичных дробей поразрядно. При применении алгоритма. При вычислениях.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Готовы проверить научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?
- Да.
- Что надо сделать, чтобы это проверить?
- Выполнить самостоятельную работу.
- В своих тетрадях запишите: «самостоятельная работа». И выполните задания, которые вы
видите ,самостоятельно. На эту работу у вас 4 минуты (Слайд 17).
– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?» (Слайд 18, 19).
- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «?».
– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
- У кого три верных ответа? Хорошо. У кого два верных решения? Неплохо. А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок?
- Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.
- Не приписал нули.
- Ошибся в вычислениях.
- Подумайте, как исправить эти ошибки и больше их не повторять.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг применения нового способа действий при решении задач.
- Где вы можете применить новый способ?
- При решении примеров, уравнений, задач.
- Выполним задачу из учебника у доски.
Учитель называет номер задачи № 1215 К доске выходит ученик, читает задачу, анализирует её и предлагает план решения. Класс помогает в случае затруднения или неверного ответа. Ученик делает записи условия и решения на доске, комментируя свои действия, все остальные ребята работают в тетрадях.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение и вычитание десятичных дробей.
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Достигли цели? Докажите.
Учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?
- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?
- Справились ли вы с трудностями?
- Что мы должны помнить?
- Преодолевая трудности, мы учимся.
– Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы.
Фамилия_____________________________ Имя___________________________________
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею складывать дроби. | |
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
– В чем еще надо потренироваться?
- Выучить правило. Закрепить его при решении примеров, уравнений, задач.
- Какие номера из учебника помогут нам это сделать?
Ученики называют несколько номеров.
- Хорошо. Вот мы и составили домашнее задание:
Обязательно: выучить правило. №1211, №1219( 1 столбик), страница193
Дополнительно: №1212 (для тех, кто не справился с самостоятельной работой)
По желанию творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которая может встретится в жизненной ситуации.
Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС
С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....
Урок Математика 5 класс (ФГОС)
Тема: Вычитание натуральных чисел...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Современный урок математика в рамках ФГОС. Заседание методического объединения учителей математики.
Повестка дня: 1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.2. Рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.3. Схема анализа со...
разработка урока математики 5 класс ФГОС по теме "Порядок выполнения действий"
полный конспект урока математики с картинками и заданиями...
Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...