разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Представленный урок алгебры в 7 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева идр. разработан с позиции системного подхода на основе современных психолого-педагогических и методических концепций, где на передний план выдвигается личность школьника, создание условий для ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 547 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными
Тип урока: урок изучения нового.
Вид урока: традиционный
Диагностируемые цели урока:
Обучающие: выявить содержание понятия «системы линейных уравнений», используя методы аналогии, индукции, дедукции;
Развивающие: развивать учебно-познавательную компетентность, коммуникативную и ценностно-смысловую компетентности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, культуру общения; создать условия для самооценки учащихся.
В результате ученик:
- Знает определение системы линейных уравнений с двумя переменными;
- Знает, что значит решить систему линейных уравнений с двумя переменными;
- Умеет записывать систему линейных уравнений с двумя переменными;
- Понимает, сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными;
- Умеет определять, имеет ли система решения, и если имеет, то сколько.
Этапы урока.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Итог урока.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. 1.1.Актуализация знаний и умений учащихся. | |
-Какую тему мы изучаем на последних нескольких уроках алгебры? | -Уравнения с двумя переменными. |
- Чему вы научились, за время изучения этой темы покажут задания, которые я предлагаю вам решить. | Выполняют задания устно. |
а)3х-у=17 в)13х+6у=0 б)х2-2у=5 г)ху+2х=9. 2.Является ли пара чисел и решением уравнения х+у=6? Укажите еще два решения этого уравнения. 3. Из линейного уравнения 2х+у=4 выразите: а)переменную х; б) переменную у. 4. Что представляет собой график уравнения 2х+у=6? 5.Определите координаты точки пересечения прямых: | |
1.2.Создание проблемной ситуации, мотивация. | |
6.Не выполняя построения, найдите координаты точки пересечения графиков функций 5х-4у=16 и х-2у=0 (выполнение этого задания вызывает у учащихся затруднение). | |
-Почему вы не можете решить это задание? | -Мы умеем находить координаты точки пересечения графиков функций с помощью графиков. |
-То есть у вас недостаточно знаний для решения этого задания? | -Да. |
-Давайте разберемся, каких знаний «не хватает», т.е. проанализируем каждое уравнение по плану: 1) вид уравнения 2)решение уравнения. | -Уравнение 5х-4у=16. 1)линейное уравнение с двумя переменными 2)решение – пара чисел, например (4;1). -Уравнение х-2у=0 1) линейное уравнение с двумя переменными 2) решение – пара чисел, например (2;1). |
-Какой из анализа можно сделать вывод? | -Учащиеся пытаются сформулировать вывод. |
Учитель подводит итог: нужно найти такую пару чисел, которая обращала бы каждое уравнение в верное равенство. -В таких случаях говорят, что требуется решить систему линейных уравнений с двумя переменными. | |
| |
-Итак, чему необходимо научиться, чтобы решить проблему? | -Решать системы линейных уравнений с двумя переменными. |
-Значит, цель нашего урока: (учитель записывает цель на доске) | -Научиться решать системы линейных уравнений с двумя переменными. (ученики цель – в тетради) |
-Давайте составим план изучения систем линейных уравнений с двумя переменными. (план записывается на доске) План: 1.Как записать систему линейных уравнений. 2. Сформулировать определение решения системы линейных уравнений с двумя переменными. 3.Определить, что значит решить систему линейных уравнений с двумя переменными. 4.Сколько решений может иметь система. 5.Выяснить способы решения систем. | Идет бурное обсуждение вопроса с чего начать. Помогают уроки физики, где учащиеся физические величины изучают по определенному плану. Можно это им напомнить. |
2.Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности. | |
-Итак, план работы нам известен. Чтобы работать более оперативно и качественно, давайте разобьемся на группы. | Разбиение на 3 группы. |
-Обратимся к плану. | Один из учеников 1 группы зачитывает 1 вопрос. |
-Предлагаю обсудить его в течение 2-3 минут и предложить свою запись. (Если вдруг произойдет заминка, то можно: а) навести на мысль: если мы хотим что-то рассмотреть вместе, найти объединение, то мы ставим … скобку. б) попросить открыть учебники на стр.195 и прочитать первый абзац сверху). Запись найдена. | Идет обсуждение. |
-Из предложенных уравнений составьте системы линейных уравнений с двумя переменными: 3х-4у=8 (1) 2х+5у=-10 (2) 4ху-9х=0 (3) 3х2-2у=4 (4) +=11 (5) | Работа в группах 3 минуты. Результат на доске записывает группа, быстрее других составившая системы линейных уравнений с двумя переменными. |
-Обратимся вновь к плану. | Один из учеников 2 группы зачитывает 2 вопрос. |
-Давайте вспомним определение решения линейного уравнения с двумя переменными. | Один из учеников формулирует определение. |
-Подумайте, а если у нас два таких уравнения, что должно добавиться в определении. | -Слово «каждое». |
Итак, используя метод аналогии, вы сами сформулировали определение решения системы линейных уравнений с двумя переменными. | |
-Обратимся вновь к плану. | Один из учеников 3 группы зачитывает 3 вопрос. |
- А теперь вспомните, что значит решить уравнение? | -Найти его решение или доказать, что решений нет. |
-А тогда что значит решить систему уравнений? | - Найти ее решение или доказать, что решений нет. |
-Какой метод вы использовали? | -Метод аналогии. |
-Проверьте, является ли пара чисел х=3,у=1 (х=7, у=5) решением системы | Учащиеся в течение 2 минут обсуждают задание. Отвечает группа, первая поднявшая руку. |
-Обратимся вновь к плану. | Один из учеников 1 группы зачитывает 4 вопрос. |
-Предлагаю вам поработать с учебником. Откройте учебник на стр.196. Первая группа работает с примером 1. Вторая – с примером 2. Третья – с примером 3. Ваша задача: прочитать пример и выяснить, при каком условии система имеет решения и сколько. | Работа с учебником в течение 5 минут. |
-Давайте заслушаем ваши ответы. | 1 группа: если угловые коэффициенты различны, то система имеет единственное решение. 2 группа: если угловые коэффициенты одинаковы, то система не имеет решений. 3 группа: если и угловые коэффициенты и свободные члены одинаковы, то система имеет бесконечное множество решений. |
-Скажите, какие алгебраические преобразования проводились в каждом примере? | -Выражалась переменная у через переменную х. |
-Для чего это было нужно? | -Чтобы определить угловой коэффициент каждой прямой, а затем сравнить их. |
-Проверим ваши выводы на практике. Выясните, сколько решений имеет система уравнений: а) б) в) Каждая группа решает по одной системе. | Работа в группах 3-5 минут. |
-Время вышло. Представьте ваши ответы. | Представитель каждой группы рассказывает о получившихся результатах. |
3.Первичная проверка усвоения знаний. | |
- Вы сегодня много рассуждали, много нового открыли для себя. Но для того, чтобы выяснить, все ли вам понятно, предлагаю выполнить проверочный тест. Время выполнения 10 минут. | |
Тест (см.приложение) | |
Проверка тестов по представленным ответам. | Каждый ученик проверяет тест и самостоятельно выставляет себе отметку. |
4.Итог урока 4.1.Подведение итогов урока. | |
-Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы пытались достичь на уроке. | -Научиться решать системы линейных уравнений с двумя переменными. |
-Откуда возникла потребность в изучении данной темы? | -Не смогли решить задание. |
-А теперь вы можете решить это задание? | -Да, мы можем составить систему и определить, имеет ли данная система решение, а также подбором найти это решение. |
-Давайте вернемся к плану, который мы составили в начале урока. Все ли вопросы мы смогли разобрать на сегодняшнем уроке? | -Нет. У нас остался последний вопрос: выяснить способы решения систем линейных уравнений. |
-Найти ответ на этот вопрос – цель следующего нашего урока. | |
4.2. Оценка деятельности учащихся на уроке. | |
Учитель предлагает двум – трем учащимся высказаться по следующим вопросам: 1)Доволен ли я своей работой на уроке? 2)Что мне было не понятно? 3)Какой момент мне больше всего понравился? 4) К обсуждению каких вопросов мне хотелось бы вернуться? Затем учитель подводит итог урока, касающегося личного участия ребят в открытии нового для них знания; отмечает, кто как себя проявил. | Высказывания учащихся. |
4.3 Задание на дом | |
П.42 №1056,1057,1058 дополнительно№1166,1167 |
Литература
- Алгебра. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Макарычев Ю.Н.,Миндюк Н.Г. и др.- М.: Просвещение,2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по алгебре в 7классе по теме"Линейные уравнения с двумя переменными"
Урок формирования новых знаний имеет важное место в главе"Линейная функция"...
Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"
Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...
Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"
Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для 7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...
Презентация к уроку алгебры в 7 классе "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный материал представлен в виде презентации к уроку алгебры в 7 классе по теме "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными", предназначен для проведения урока обобщения....
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Линейное уравнение с одной переменной"
Урок - новых знаний....
Открытый урок в 7 классе "Система двух линейных уравнений с двумя переменными, как математическая модель реальных ситуаций"
Урок открытый для молодых специалистов...
Конспект урока по алгебре 7 класс на тему "Линейное уравнение с одной переменной"
Конспект урока по алгебре 7 класс на тему "Линейное уравнение с одной переменной" Тип урока : урок изучения первичного закрепления новых знаний.Цели: - общеобразовательные:...