элективный курс по математики 11 класс
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по математике 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс по математики 11 класс | 25.18 КБ |
elektivnii_kurs_matematika_9_klas.odt | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике».
Пояснительная записка к элективному учебному предмету по алгебре и началам математического анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике».
Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экзамена. В предложенной программе рассматриваются задачи с параметрами, причем, кроме использования определенных алгоритмов решения уравнений и неравенств, приходится обдумывать, по какому признаку нужно разбить множество значений параметра на классы, следить за тем, чтобы не пропустить какие-либо тонкости. Кроме этого, стандартные задачи систематизируются: делятся на классы. Причем идея решения «элементарных задач с параметрами» прослеживается и при решении иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Цели:
-понимание смысла решаемых задач;
-расширение знаний по математике, выходящих за курс средней школы;
-воспитание понимания значимости математики.
Задачи:
-развитие интеллекта;
-обогащение и совершенствование знаний.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения данного элективного предмета учащиеся должны:
- уметь решать сложные и нестандартные задачи по математике;
- анализировать и обобщать полученные в результате изучения знания.
Содержание программы.
10 класс
Тема 1. Квадратные уравнения и неравенства с параметрами. (4ч)
В данной теме рассматриваются квадратные уравнения и неравенства, сводящиеся к ним, решаются задачи с использованием свойств квадратного трехчлена, причем выделяются четыре основных подхода к изучению квадратного трехчлена:
- метод выделения полного квадрата;
- нахождение корней квадратного трехчлена с последующей работой
с полученными корнями;
- использование теоремы Виета;
- использование графических представлений о квадратном трехчлене.
При решении конкретных задач не исключается одновременное использование нескольких подходов.
Тема 2. Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля, при наличии параметра. (4ч)
В данной теме рассматривается решение уравнений аналитическим способом (методом интервалов в том числе), а также графическим способом решения, который является более наглядным и в ряде случаев дает более простое решение.
Тема 3. Решение показательных уравнений и неравенств с параметрами. (5ч)
В данной теме рассматриваются показательные уравнения и неравенства с параметрами, которые зависят от вида конкретного уравнения и неравенства, причем при решении уравнений и неравенств с параметрами надо помнить, что функция вида у = а х (а> 0) всегда больше нуля.
Тема 4. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами. (5ч)
При решении иррациональных уравнений и неравенств основным методом решения иррациональных уравнений и неравенств является сведение их к рациональным путем возведения обеих частей в одинаковую степень. При этом нужно следить за эквивалентностью получаемых уравнений и неравенств исходным. Кроме того, следует помнить, что функция у = , n Є N всегда неотрицательна, а областью определения этой функции является множество решений неравенства f (x) ≥ 0. Во многих случаях удобно пользоваться также равносильными переходами.
Тема 5. Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметрами.(5ч)
При решении логарифмических уравнений и неравенств с параметрами надо помнить, что функция у = log а x определена при а > 0, а ≠ 1 и х > 0, поэтому решение логарифмических уравнений надо начинать с нахождения области допустимых значений (ОДЗ) неизвестной величины и параметров.
Тема 6. Задачи с параметрами в заданиях Единого Государственного экзамена. ( 5ч)
В данной теме рассматриваются задания ЕГЭ различных лет, различного уровня сложности.
Тема 7. Избранные задачи с параметрами. (6ч)
В данной теме рассматриваются задачи, относящиеся ко всем ранее разобранным разделам. Они представляют набор тренировочных задач, данных неупорядоченно. При таком подходе не происходит отработки навыков решения задач какого-то определенного типа, поэтому перед обучающимся ставится задача: самостоятельно проводить классификацию задач и выбор способа решения.
11 класс
Тема 8. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. ( 8ч)
В данной теме рассматривается решение тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами, сводящиеся к квадратным, уравнения и неравенства, при решении которых учитываются свойства тригонометрических функций, уравнения и неравенства, решаемые с использованием ограниченности синуса и косинуса.
Тема 9. Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции. ( 6ч)
В данной теме рассматривается решение уравнений и неравенств с параметрами, содержащие обратные тригонометрические функции. В уравнениях требуется определить неизвестное по заданному значению одной из аркфункций. Необходимо также учитывать область допустимых значений переменных. При решении уравнений и неравенств используются также графический способ решения.
Тема 10. Системы уравнений и неравенств с параметрами. ( 8ч)
В данной теме рассматриваются системы, содержащие показательную, логарифмическую функции, тригонометрические уравнения и неравенства, а также иррациональные уравнения и неравенства. При решении таких систем используются методы замены переменных, подстановки, разложения на множители, использование свойств логарифмической, показательной, тригонометрических функций в сочетании с методами решения задач с параметрами.
Тема 11. Графические способы решения уравнений и неравенств с параметрами. ( 6ч)
Стандартный способ решения уравнений и неравенств в отдельных случаях приводит к сложным и утомительным преобразованиям. Процесс решения может быть иногда упрощен, если применить графоаналитический прием. Можно выделить две разновидности рассматриваемого приема:
- изображение на плоскости (х; а), где х – неизвестное; а – параметр;
- на плоскости (х; у) рассматривается семейство кривых, зависящих от параметра а.
Первый способ используется в задачах, которые содержат лишь неизвестную х и параметр а, или сводящихся к таким.
Второй способ оказывается удобен в задачах с двумя неизвестными х и у и одним параметром а. Именно эти приемы рассматривается в данной теме.
Тема 12. Задачи с параметрами в заданиях Единого Государственного экзамена. ( 6ч)
В данной теме рассматриваются задания ЕГЭ (С5) 2009, 2010 года, 2011 года.
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
1ч в неделю, всего 34 часа
Номер темы | Содержание материала | Количество часов | Дата |
1 | Квадратные уравнения и неравенства с параметрами | 4 | |
2 | Решение уравнений, содержащих знак модуля, при наличии параметра | 4 | |
3 | Решение показательных уравнений и неравенств с параметрами | 5 | |
4 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | 5 | |
5 | Логарифмические уравнения с параметрами | 5 | |
6 | Задачи с параметрами в заданиях Единого Государственного Экзамена | 5 | |
7 | Избранные задачи с параметрами | 6 |
Календарно-тематическое планирование, 11 класс
1ч в неделю, всего 34 часа
Номер темы | Содержание материала | Количество часов | Дата |
8 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. | 8 | |
9 | Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции. | 6 | |
10 | Системы уравнений и неравенств с параметрами. | 8 | |
11 | Графические способы решения уравнений и неравенств с параметрами. | 6 | |
12 | Задачи с параметрами в заданиях Единого Государственного Экзамена | 6 |
Используемая литература.
- П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков Школа,.решения задач с параметрами. - М.: Илекса, 2007.
- В.В. Мочалов, В.В. Сильвестров Уравнения и неравенства с параметрами: Учебное пособие. - 2-е изд., доп., перераб. - Чебоксары: изд-во Чуваш. Унта, 2000.
- В.И. Голубев Решение сложных задач по математике. - М.: Илекса, 2007
- А.П. Власова, Н.И.Латанова Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства, системы уравнений 10-11 классы: Учебное пособие. - Москва, Дрофа, 2005.
- А.Х.Шахмейстер Задачи с парметрами в ЕГЭ. - С. - Петербург, Москва, изд. Московского университета ЧеРо на Неве МЦНМО, 2004.
- Материалы ЕГЭ, допущенные ФИПИ 2009-2011 гг.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Пилюгино
«Рассмотрено» «Утверждено» Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ
________Сафонова О.В. с. Пилюгино __________Ломакова О.В.
Протокол № 1 от Приказ № от
«28» августа 2012 г. «28» августа 2012 г.
Рабочая программа
элективного курса.
Решение нестандартных задач по математике.
Учитель: Сафонова Ольга Валентиновна
9 класс.
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2012
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
- Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа разработана на основе учебных пособий: Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами; Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: 2006.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс «Решение нестандартных задач по математике» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту вуз, особенно вуз высокого уровня.
Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с параметрами и модулями.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике.. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
- Цели и задачи обучения.
- подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
- Место предмета в учебном плане лицея.
Рабочая программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.
3. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Беседа, лекция | Сообщения учащихся | Практикум | Творческое исследование | Тренажер | Формы контроля | Дата | ||||||||
1. | Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. | 1 ч. | 1 ч. | |||||||||||||
2. | График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем. | 1 ч. | 1 ч. | |||||||||||||
3. | Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |||||||||||
4. | Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений. | 1 ч | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Сам. работа 1 ч. | ||||||||||
1. | Понятие параметра. | 1 ч. | ||||||||||||||
2. | Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. | 1 ч. | 1 ч. | |||||||||||||
3. | Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. | 1 ч. | 1 ч. | |||||||||||||
4. | Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным. | 1 ч. | 1 ч. | |||||||||||||
5. | Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч | ||||||||||||
6. | Количество корней в зависимости от значений параметров. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Сам. работа | |||||||||||
1. | Графические и аналитические методы. Классификация задач. | |||||||||||||||
2. | Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. | |||||||||||||||
3. | Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. |
Содержание курса (34 ч., 1 час в неделю)
- Решение задач с модулем. (12 часов).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
- Решение задач с параметрами. (12 часов).
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- понятие параметра
- прочно усвоить понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с параметрами.
Учащиеся должны уметь:
- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
- уметь решать неравенства с параметром;
- находить корни квадратичной функции;
- строить графики квадратичных функций;
- исследовать квадратный трехчлен;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
- Список литературы.
для учителя:
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
- Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.
- Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
- Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
- Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
- Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
- Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
для учащихся:
- Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре
8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...