Методика решений текстовых задач на движение и работу
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Описываю простой подход к решению задач на движение и работу с помощью известной таблицы (v, t, S). Способ хорошо усваивают учащиеся разного уровня подготовки. Данный тип задач включен в ГИА и ЕГЭ. Эта группа задач связана известной формулой: S=V*t.  Вторая группа - это задачи на нахождение средней скорости. которые легко решаются по готовым формулам, что помогает сэкономить время учащегося на экзамене.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya_2013_god.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация  2013 год

№ 1.  Из пункта  А в пункт  В, расстояние между которыми 30 км, одновременно выехали автомобилист и  велосипедист. За час автомобилист проезжает на 105 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт  В на       1 час 45 минут позже автомобилиста. Ответ дайте в км/час.

Решение.

V, км/час

t, час

S, км

автомобилист

x

30

велосипедист

x+105

30

Для составления уравнения четко определяем, какая  из дробей больше.

Составить уравнение - это значит уравнять две различные  величины.

                                                   

                                    +1        =                                                 , х>0.

Опыт работы показывает, что составление уравнений – самый сложный этап решения.                Учащиеся, которым трудно решать задачи, могут  использовать рисунок (большой и малый овалы) при обдумывании уравнения.

№ 2. Первый рабочий за час делает на 6 деталей больше, чем второй рабочий, и заканчивает работу над заказом, состоящим из 432 деталей, на 2 часа раньше, чем второй рабочий выполняет заказ, состоящий из 360 таких же деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий?

Решение.

Используем такую же таблицу и формулу для нахождения времени  t =  .

v, дет/час

t, час

S, дет.

1 рабочий

x+6

432

2 рабочий

x

360

                                                   

                                              + 2    =                                                                    , x>0      

 

№3. Из А в В одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на              16 км/час, а вторую половину пути проехал со скоростью 96 км/час, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилем. Найдите скорость первого автомобиля, если известно, что она больше 60 км/час. Ответ дайте в км/час.

Решение.

V, км/час

t, час

S

1 автомобиль

x

1

2 автомобиль

x-16

2 автомобиль

96

 =  +   , x>16

№4. Первый насос наполняет бак за 24 минуты,  второй - за 40 минут, а третий – за 1 час. За сколько минут наполнят бак три насоса, работая  одновременно?

Решение.

v

t, мин

S

1 насос

24

1

2 насос

40

1

3 насос

60

1

( + +)t = 1,         t- искомое время.

Для решения задач на нахождения средней скорости есть смысл использовать формулы:

Общая:  средняя скорость =                       (1)

Частный случай  (t1 = t2 ):   v = (v1 +v2):2                  (2)  

Частный случай (S1 =S2 ):   v= 2 v1*v2/(v1 +v2)         (3)

Примеры применения формул:

№1.  Первые 120 км пути автомобиль ехал со скоростью 80 км/час, следующие 170 км - со скоростью 100 км/час, а затем 40 км - со скоростью 50 км/час. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/час.

(используется формула (1)).

№2.  Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 74 км/ч, а вторую половину времени - со скоростью 66 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

(используется формула (2)).

№3.  Автомобиль ехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч, а вторую половину – со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути. Ответ дайте в км/час.

(используется формула (3)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся при решении текстовых задач на движение».

Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается на столько тесно связан с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в о...

Методика решения текстовых задач на производительность и грузоперевозки.

Методика решения текстовых задач на производительность и грузоперевозки, подборка задач с решением....

Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах

Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах...

Подготовка к ОГЭ. Конспект урока "Решение текстовых задач на движение".

Разработка урока «Решение текстовых задач» (ОГЭ  по математике: задачи на движение)...

Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...

Решение текстовых задач на движение.

Урок направлен на развитие навыков решения задач на движение, что является важной частью алгебры и математики в целом. Учащиеся учатся работать в команде, анализировать условия задач и применять получ...