Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Фёдорова Ольга Владимировна

Технологическая карта урока и презентация по теме "Задачи на движение" по математике в 5 классе по образовательной система "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Федорова О.В.

Класс: 5б

Дата проведения: 5.12.

 Тема урока. Задачи на движение.

Цели:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курса по решению задач на движение

Задачи урока:

1.Закрепить и проконтролировать усвоение учащимися формул нахождения скорости, времени, расстояния и решение задач на движение разных видов.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.

3. Развивать навык самостоятельной  и коллективной деятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, схемы движений, карточки с задачами, карточки-рефлексия.

Этап урока

Слайды презентации

Действия учителя

Действия ученика

УУД

1

Организационный момент урока.

(1 мин)

Слайд 1

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

Устный счет

(2 мин)

Слайд 2

Слайд 3 (проверка)

- Но, какая математика без вычислений – давайте повычисляем!

Учащиеся решают задание на нахождение значение числового выражения.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний

3

Актуализация знаний

(7 мин)

Слайд  4,

Слайд 5 (проверка)

Сегодня мы побываем в  роли ученых. Мы начнем урок - исследование. Вместе с исследованием мы закрепим полученные знания на предыдущих уроках о задачах на движение.

Давайте вспомним: - Что же такое движение?

- Движущимися телами могут быть разнообразные объекты как одушевленного, так и неодушевленного характера. Чаще – это люди (пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, наездники), машины, поезда, теплоходы, катера,  лодки, животные (птицы, рыбы).

Я вам предлагаю игру, я назову прилагательные, а вы скажите к какой величине: скорости, времени или расстоянию  они подходят?

-Быстрее, медленнее?

-Длиннее, короче?

- Раньше, позже?

- Мы с вами будем решать задачи с величинами скорость, время, расстояние.

Ответы учащихся:

Движение – это перемещение, какого-нибудь объекта.

Учащиеся отвечают:

скорость

расстояние

время

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний

Задание 2. Простые задачи на движение.

- Прочитайте задание.

- Проанализируйте.

- Вспомните, как взаимосвязаны величины скорость, время,  расстояние.

- Установите, что необходимо найти.

-  Как найти расстояние, зная скорость и время?

- Как найти время, зная расстояние и скорость?

-Как найти скорость, зная расстояние и время?

- Определим тему и цель нашего урока.

Определим план нашей работы.

- Решение задач в группе

- Представление результатов задания.

- Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Подведение итогов

- Домашнее задание

Учащиеся анализируют задачи, представляют свои ответы, объясняют  свои результаты.

Используют формулы:

S = υ · t;

t = S : υ;

υ = S : t;

Учащиеся определяют тему урока. Тема: «Задачи на движение»

Устанавливают цели урока: совершенствование умений решать задачи на движение

Вспоминают формулы к  решению задач на движение

Регулятивные УУД: умение определять  и формулировать тему

4

Обобщение актуализированных знаний 

(15 мин)

Слайд 6

Задание 3. Задачи на движение в различных направлениях.

- Решите ее.

- А в каких направлениях могут двигаться поезда?

- А как вы думаете, ответы задач будут одинаковы?

Учащиеся анализируют условие задачи.  

Выясняют, что в ней не хватает данных  - не указанно в каком направлении двигались поезда, поэтому решить ее невозможно.

Направления:

  1. навстречу;
  2. в противоположных направлениях;
  3. в одном направлении;
  4. вдогонку;
  5. с отставанием.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;

совершенствовать умения решать  составные задачи на движение; умение соотносить  схему  к определенному направлению  движения.

Организует работу в группах

- Вам предлагаются схемы, необходимо:

1) определить  направление движения, представленное на схеме,

2) используя условие задачи, рассмотренной ранее, составить задачу с предложенным направлением и решить ее, выбрав для решения в условии необходимые данные (в задачах могут использоваться не все данные).

В итоге получим, пять задач  с одинаковыми условиями, но с различным направлением.

- А как вы думаете, ответы задач будут одинаковы?

- Вам дается определенное время для выполнения задания

Учащиеся работают в 5 группах. Определяют направление и решают задачу по полученной схеме, данной для их группы. Решение оформляют в тетради и на листке.

Регулятивные УУД: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: умеют ориентироваться в своей системе знаний

- Обсуждение результатов

Решение задачи демонстрируют на доске, оформив его на листке. (Возможно решение двумя способами.)

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

5

Физминутка

(2 мин)

Слайд 8

Организует физминутку

Выполняют упражнения

6

Закрепление

(5 мин)

Слайд 9

Задачи на смекалку.

Организует обсуждение способов решения.

Учащиеся решают задачу.

Высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: высказывают свои предположения.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.

(8 мин)

Слайд 10, слайд 11

- А можно ли решать задачи на движение разными способами? Попробуйте решить задачу самостоятельно.

Учащиеся решают самостоятельно  двумя способами.

 Делают самопроверку по эталону.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний

- Определите, какой из способов рациональнее?  Почему?

Сегодня мы решали задачи на движение наземного транспорта. На следующих уроках продолжим решать задачи на движение водного транспорта с учетом направления и скорости течения реки.

1 способ рациональнее, т. к. производится меньшее количество действий

8

Домашнее задание.

 (2 мин)

Слайд 12

Составить задачу на движение двух объектов. Скорость движения транспортных средств найдите в учебнике на стр. 14 №20;

на выбор № 21(а) или 22,

прочитать стр. учебника 10

Записывают домашнее задание в дневниках

9

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставляет отметки.

- Что – то удалось нам сегодня открыть на уроке? Расскажите.

 

- Какое задание показалось наиболее трудным? А какое наиболее интересным?

 

-Ответьте на вопросы на листочке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке - Решали задач с одними и теми же данными, но использовали  разные направления двух объектов;

сделали вывод, что ответы у них разные;

выяснили, что можно решать задачи на движение разными способами.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Литература:

  1. Козлова С.А. , Рубин А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. Часть 2. – М.: Баласс, 2012.
  2. Козлова С.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 5 класса. – М.: Баласс, 2012.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука. Интересная наука- Математика!

Слайд 2

Найдите значение выражения: 5110 : 146 + 3 · 408

Слайд 3

Проверка 5110 : 146 = 35; 3 · 408 = 1224; 35 + 1224 = 1259.

Слайд 4

Задачи на движение одного объекта 1. За 3 часа теплоход прошёл 180 км. Какова средняя скорость теплохода? 2. Поезд шел со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние он пройдет за а часов ? 3. Самолету нужно пролететь х км. Он уже пролетел а часов со скоростью с км/ч. Сколько километров ему осталось пролететь?

Слайд 5

Проверка 1. Ʋ = S : t ; 180 : 3 = 60 ( км/ч) – средняя скорость теплохода. 2. S = Ʋ · t ; 70 · a (км) –пройдет поезд за а часов. 3. x – c · a ( км) – осталось пролететь самолету.

Слайд 6

З а д а ч а Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км , шли два поезда. Первый шёл со скоростью 80 км/ч , а другой 90 км/ч . Какое расстояние будет между ними через 4 часа ?

Слайд 7

Работа в группах

Слайд 8

Физминутка На разминку становись! Вправо – влево покрутись. Повороты посчитай, Раз – два – три, не отставай, Начинаем приседать – Раз , два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кучки Летним солнечным деньком. А теперь ходьба на месте, Левой – правой, стой раз, два. Мы за парты сядем вместе, Вновь возьмемся за дела.

Слайд 9

Задача на смекалку Узнайте, нарушил ли правила дорожного движения водитель ? На участке дороги длиной 284 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

Слайд 10

Скорость трактора 8 км/ч , а скорость повозки 6 км/ч . Чему равно расстояние между деревнями, если встреча произошла через 2 часа после начала движения ? Самостоятельная работа Из двух деревень одновременно навстречу друг другу выехали трактор и повозка с сеном.

Слайд 11

1 способ: 1) 8 + 6 = 14 (км/ч)- скорость сближения трактора и повозки; 2) 14 ∙ 2 = 28 (км) – расстояние между деревнями. (8+ 6) ∙ 2 = 28 км 2 способ: 1) 8 ∙ 2 = 16 (км)- проехал до встречи трактор; 2) 6 ∙ 2 = 12 (км) – проехала повозка до встречи; 3 ) 16 + 12= 28 (км)- расстояние между деревнями (8 ∙ 2) + (6 ∙ 2) = 28 км Ответ: 28 км расстояние между деревнями

Слайд 12

Домашнее задание Составить задачу на движение двух объектов. Скорость движения транспортных средств найдите в учебнике на стр. 14 №20; на выбор № 21(а) или 22; прочитать стр. учебника 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс по теме: "Задачи на движение"

Автор учебника Дорофеев В.Г. Урок закрепления изученного материала. Урок практикум в форме бизнес-игры....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

Урок математики по теме:"решение задач на движение"

Урок-закрепление разработан с требованиями ФГОС.  на данном уроке применяются личностные УУД, коммуникативные....

План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Движение по реке»....