Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Технологическая карта урока и презентация по теме "Задачи на движение" по математике в 5 классе по образовательной система "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к уроку | 39.87 КБ |
презентация к уроку | 821.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Федорова О.В.
Класс: 5б
Дата проведения: 5.12.
Тема урока. Задачи на движение.
Цели:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курса по решению задач на движение
Задачи урока:
1.Закрепить и проконтролировать усвоение учащимися формул нахождения скорости, времени, расстояния и решение задач на движение разных видов.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.
3. Развивать навык самостоятельной и коллективной деятельности.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, схемы движений, карточки с задачами, карточки-рефлексия.
Этап урока | Слайды презентации | Действия учителя | Действия ученика | УУД | |
1 | Организационный момент урока. (1 мин) | Слайд 1 | Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |
2 | Устный счет (2 мин) | Слайд 2 Слайд 3 (проверка) | - Но, какая математика без вычислений – давайте повычисляем! | Учащиеся решают задание на нахождение значение числового выражения. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний |
3 | Актуализация знаний (7 мин) | Слайд 4, Слайд 5 (проверка) | Сегодня мы побываем в роли ученых. Мы начнем урок - исследование. Вместе с исследованием мы закрепим полученные знания на предыдущих уроках о задачах на движение. Давайте вспомним: - Что же такое движение? - Движущимися телами могут быть разнообразные объекты как одушевленного, так и неодушевленного характера. Чаще – это люди (пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, наездники), машины, поезда, теплоходы, катера, лодки, животные (птицы, рыбы). Я вам предлагаю игру, я назову прилагательные, а вы скажите к какой величине: скорости, времени или расстоянию они подходят? -Быстрее, медленнее? -Длиннее, короче? - Раньше, позже? - Мы с вами будем решать задачи с величинами скорость, время, расстояние. | Ответы учащихся: Движение – это перемещение, какого-нибудь объекта. Учащиеся отвечают: скорость расстояние время | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний |
Задание 2. Простые задачи на движение. - Прочитайте задание. - Проанализируйте. - Вспомните, как взаимосвязаны величины скорость, время, расстояние. - Установите, что необходимо найти. - Как найти расстояние, зная скорость и время? - Как найти время, зная расстояние и скорость? -Как найти скорость, зная расстояние и время? - Определим тему и цель нашего урока. Определим план нашей работы. - Решение задач в группе - Представление результатов задания. - Самостоятельная работа с взаимопроверкой - Подведение итогов - Домашнее задание | Учащиеся анализируют задачи, представляют свои ответы, объясняют свои результаты. Используют формулы: S = υ · t; t = S : υ; υ = S : t; Учащиеся определяют тему урока. Тема: «Задачи на движение» Устанавливают цели урока: совершенствование умений решать задачи на движение | Вспоминают формулы к решению задач на движение Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему | |||
4 | Обобщение актуализированных знаний (15 мин) | Слайд 6 | Задание 3. Задачи на движение в различных направлениях. - Решите ее. - А в каких направлениях могут двигаться поезда? - А как вы думаете, ответы задач будут одинаковы? | Учащиеся анализируют условие задачи. Выясняют, что в ней не хватает данных - не указанно в каком направлении двигались поезда, поэтому решить ее невозможно. Направления:
| Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; совершенствовать умения решать составные задачи на движение; умение соотносить схему к определенному направлению движения. |
Организует работу в группах - Вам предлагаются схемы, необходимо: 1) определить направление движения, представленное на схеме, 2) используя условие задачи, рассмотренной ранее, составить задачу с предложенным направлением и решить ее, выбрав для решения в условии необходимые данные (в задачах могут использоваться не все данные). В итоге получим, пять задач с одинаковыми условиями, но с различным направлением. - А как вы думаете, ответы задач будут одинаковы? - Вам дается определенное время для выполнения задания | Учащиеся работают в 5 группах. Определяют направление и решают задачу по полученной схеме, данной для их группы. Решение оформляют в тетради и на листке. | Регулятивные УУД: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: умеют ориентироваться в своей системе знаний | |||
- Обсуждение результатов | Решение задачи демонстрируют на доске, оформив его на листке. (Возможно решение двумя способами.) | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | |||
5 | Физминутка (2 мин) | Слайд 8 | Организует физминутку | Выполняют упражнения | |
6 | Закрепление (5 мин) | Слайд 9 | Задачи на смекалку. Организует обсуждение способов решения. | Учащиеся решают задачу. Высказывают свои предположения. | Регулятивные УУД: высказывают свои предположения. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам. (8 мин) | Слайд 10, слайд 11 | - А можно ли решать задачи на движение разными способами? Попробуйте решить задачу самостоятельно. | Учащиеся решают самостоятельно двумя способами. Делают самопроверку по эталону. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний |
- Определите, какой из способов рациональнее? Почему? Сегодня мы решали задачи на движение наземного транспорта. На следующих уроках продолжим решать задачи на движение водного транспорта с учетом направления и скорости течения реки. | 1 способ рациональнее, т. к. производится меньшее количество действий | ||||
8 | Домашнее задание. (2 мин) | Слайд 12 | Составить задачу на движение двух объектов. Скорость движения транспортных средств найдите в учебнике на стр. 14 №20; на выбор № 21(а) или 22, прочитать стр. учебника 10 | Записывают домашнее задание в дневниках | |
9 | Рефлексия учебной деятельности (3 мин) | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставляет отметки. - Что – то удалось нам сегодня открыть на уроке? Расскажите.
- Какое задание показалось наиболее трудным? А какое наиболее интересным?
-Ответьте на вопросы на листочке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке - Решали задач с одними и теми же данными, но использовали разные направления двух объектов; сделали вывод, что ответы у них разные; выяснили, что можно решать задачи на движение разными способами. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Литература:
- Козлова С.А. , Рубин А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. Часть 2. – М.: Баласс, 2012.
- Козлова С.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 5 класса. – М.: Баласс, 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите значение выражения: 5110 : 146 + 3 · 408
Проверка 5110 : 146 = 35; 3 · 408 = 1224; 35 + 1224 = 1259.
Задачи на движение одного объекта 1. За 3 часа теплоход прошёл 180 км. Какова средняя скорость теплохода? 2. Поезд шел со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние он пройдет за а часов ? 3. Самолету нужно пролететь х км. Он уже пролетел а часов со скоростью с км/ч. Сколько километров ему осталось пролететь?
Проверка 1. Ʋ = S : t ; 180 : 3 = 60 ( км/ч) – средняя скорость теплохода. 2. S = Ʋ · t ; 70 · a (км) –пройдет поезд за а часов. 3. x – c · a ( км) – осталось пролететь самолету.
З а д а ч а Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км , шли два поезда. Первый шёл со скоростью 80 км/ч , а другой 90 км/ч . Какое расстояние будет между ними через 4 часа ?
Работа в группах
Физминутка На разминку становись! Вправо – влево покрутись. Повороты посчитай, Раз – два – три, не отставай, Начинаем приседать – Раз , два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кучки Летним солнечным деньком. А теперь ходьба на месте, Левой – правой, стой раз, два. Мы за парты сядем вместе, Вновь возьмемся за дела.
Задача на смекалку Узнайте, нарушил ли правила дорожного движения водитель ? На участке дороги длиной 284 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
Скорость трактора 8 км/ч , а скорость повозки 6 км/ч . Чему равно расстояние между деревнями, если встреча произошла через 2 часа после начала движения ? Самостоятельная работа Из двух деревень одновременно навстречу друг другу выехали трактор и повозка с сеном.
1 способ: 1) 8 + 6 = 14 (км/ч)- скорость сближения трактора и повозки; 2) 14 ∙ 2 = 28 (км) – расстояние между деревнями. (8+ 6) ∙ 2 = 28 км 2 способ: 1) 8 ∙ 2 = 16 (км)- проехал до встречи трактор; 2) 6 ∙ 2 = 12 (км) – проехала повозка до встречи; 3 ) 16 + 12= 28 (км)- расстояние между деревнями (8 ∙ 2) + (6 ∙ 2) = 28 км Ответ: 28 км расстояние между деревнями
Домашнее задание Составить задачу на движение двух объектов. Скорость движения транспортных средств найдите в учебнике на стр. 14 №20; на выбор № 21(а) или 22; прочитать стр. учебника 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс по теме: "Задачи на движение"
Автор учебника Дорофеев В.Г. Урок закрепления изученного материала. Урок практикум в форме бизнес-игры....
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».
Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...
Урок математики по теме:"решение задач на движение"
Урок-закрепление разработан с требованиями ФГОС. на данном уроке применяются личностные УУД, коммуникативные....
Урок математики. Тема: Часы. Циферблат, стрелки, направление движения стрелок. Определение времени по часам.
Урок математики во 2 классе по программе VIII вида...
План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Движение по реке»....