План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».
план-конспект урока по математике (5 класс)

Светлакова Ольга Батыровна

План - конспект урока

Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)

Тема урока: «Движение по реке».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)

Тема урока: «Движение по реке».

Тип урока: изучения нового материала

Цель: Создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут анализировать и осмысливать текст задачи на движение по реке, устанавливать взаимосвязь между собственной скоростью объекта, скоростью по течению и скоростью против течения

Задачи:

  • сформировать представление о собственной скорости объекта, скорости по течению, против течения;
  • научиться решать основные типы задач на движение по реке;
  • использовать задачи на движение по реке для отработки навыка действий с десятичными дробями;
  • развить математическое мышление, математическую речь.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная 

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Формируемые УУД

Организационный

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Батыровна. Внимательно посмотрите на свои рабочие места. Все ли готово к уроку?

Спасибо, присаживайтесь.

Проверяют готовность к уроку: наличие учебной книги, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные: осознают себя в роли ученика

Регулятивные: оценка готовности к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Спрашивает учеников:

Вспомните, что вы делали на предыдущем уроке?

Отвечают на вопросы учителя:

решали задачи

Познавательные: умение анализировать и синтезировать знания с целью их применения для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: целеполагание, планирование

Коммуникативные: планированиеучебногосотрудничествасучителем, умение вступать в диалог с учителем и вести его

Про что же были эти задачи?

про машины, про велосипедистов, про движение…

Устно решим задачу:

  1. Плот плывет по реке со скоростью a км/ч. Какое расстояние он пройдет за b ч?

Учитель пишет данные на доске:a км/ч, b ч

а*b

Какой формулой вы пользовались для решения данной задачи?

Учитель записывает эту формулу на доске.

S=v*t

Чему равно пройденное расстояние, если скорость плота = 10,8 км/ч, а время его плавания b= 3ч?

Учитель пишет на доске: а = 10,8 км/ч, b= 3ч. S - ?

10,8*3=32,4км

Верно. Ребята, а как поменяется скорость плота, если к нему приделать мотор?

увеличится

Правильно. Вы уже, наверное, догадались, о каких задачах мы сегодня будем говорить на уроке. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

Задачи на движение по реке

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Задачи на движение по реке».

Учитель записывает на доске число, классная работа и тему урока. Можно нарисовать рисунок реки и лодки на доске.

Открывают тетради, записывают

Постановка проблемы

Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока.

Давайте пофантазируем и представим такую ситуацию: мы всем классом находимся в лодке, которая движется по реке. За счет чего происходит движение лодки?

Отвечают: за счет мотора в лодке, за счет течения реки

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем и вести его

Как лодка идет быстрее: по течению или против него? Что мы можем сказать о скорости лодки?

По течению быстрее, по течению скорость больше, чем против течения

А теперь представим, что река, по которой мы плыли, впала в озеро, и теперь мы плывем в лодке по озеру. Есть ли в озере течение?

В озере нет течения

А что происходит со скоростью лодки в озере? На нее влияет течение?

На скорость лодки в озере ничего не влияет, так как течение отсутствует

Открытие учениками нового знания

Цель этапа: организовать решение  проблемной ситуации.

Верно, и такую скорость лодки, на которую течение не влияет, принято называть собственной скоростью лодки.

Кто еще раз повторит, что такое собственная скорость лодки?

Собственная скорость лодки – скорость движения по воде без влияния течения

Познавательные: умение работать с информацией, структурировать полученные знания

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем и вести его

Верно, запишите это определение в тетрадь.

Записывают определение

Представим, что из озера вытекает река, и теперь мы все опять плывем в лодке по реке. Как вы думаете, где лодка плывет быстрее, по реке или по озеру? Ответ поясните.

Возможные варианты ответов: по реке поплывет быстрее, так как течение будет помогать, по реке поплывет медленнее, так как течение будет мешать…

Представим, что мы плывем по реке по течению. Как найти общую скорость движения лодки, если известна ее собственная скорость и скорость течения реки?

Если возникнут затруднения: течение помогает лодке ей, и как будто отдает свою скорость.

Отвечают: Для того, чтобы найти скорость лодки по течению реки, нужно к собственной скорости лодки прибавить скорость течения реки

Верно. А теперь пора возвращаться назад – плывем против течения. Как в таком случае найти скорость лодки?

Отвечают: для того, чтобы найти скорость лодки против течения реки, нужно из собственной скорости лодки вычесть скорость течения реки

Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать решение и объяснение задания.

Молодцы! Теперь решаем задачи.

Задача появляется на экране.

  1. Первая задача устная. (Рабочая тетрадь №2 стр. 22 зад. 30(3)) Катер в стоячей воде (озере) развивает скорость 24,8 км/ч. Скорость течения реки  равна 1,3 км/ч. Определите скорость катера:

А) по течению;

Б) против течения.

Когда дети дают ответы, решение появляется на экране.

Устно считают:

А) 24,8+1,3 = 26,1км/ч

Б) 24,8 – 1,3 = 23,5 км/ч

Сверяют решение и ответ с ответами на экране.

Познавательные: умение поставить учебную задачу, выбрать способ ее решения, уметь анализировать и синтезировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, умение выбрать данные и искомое в задаче

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка учебной деятельности

Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его

Следующую задачу решим письменно. Запишите в тетрадях: Задача.

Задача появляется на экране.

  1. (учебник стр.51 зад.1) Собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч. Сколько времени потребуется для того, чтобы проплыть на этой лодке по течению реки 24 км?

Давайте запишем, что дано и что требуется найти в задаче.

Ученики диктуют, учитель записывает на доске.

Записывают в тетрадях: Задача.

Диктуют и записывают в тетрадь:

Дано: Vсобств = 10 км/ч

Vтеч = 2км/ч

S = 24 км

По течению

Найти: t

Какой формулой воспользуемся для нахождения времени?

Записывает формулу на доске

T=s:v

Расстояние нам известно по условию, а как мы найдем скорость, если известно, что моторная лодка движется по течению?

Для того, чтобы найти скорость лодки по течению реки, нужно к собственной скорости лодки прибавить скорость течения реки

Верно. Какое действие выполните первым?

Ученики диктуют, учитель записывает.

  1. 10+2 =12 (км/ч) – скорость лодки по течению

Теперь можем найти время?

Да:

  1. 24:12 = 2 (ч) – время, затраченное лодкой при движении по течению

А теперь представим ситуацию, что лодка развернулась и поехала обратно, как в таком случае найдем время, затраченное на обратный путь?

Сначала найдем скорость лодки, а затем и само время:

  1. 10-2 = 8 (км/ч) – скорость лодки против течения
  2. 24:8 = 3 (ч) - время, затраченное лодкой при движении против течения

Так, а сейчас посчитаем время затраченное лодкой на весь путь. Как это сделать?

Нужно время, затраченное лодкой при движении по течению, прибавить к времени, затраченному лодкой при движении против течения:

  1. 2+3 =5 (ч) – время, затраченное лодкой на весь путь

Посмотрим, правильно ли мы решили задачу.

На экране появляется слайд с решением и ответом.

Сверяют свое решение и ответ с решением и ответом на экране.

Самостоятельная работа

Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения задачи

Молодцы! Учитель раздает карточки с задачей по одной на парту. Условие задачи появляется и на экране.

Теперь самостоятельно решите задачу (рабочая тетрадь №2 стр.32 зад 44 (3)):

  1. Скорость катера в стоячей воде (озере) равна 16,2 км/ч, скорость течения реки 1,2 км/ч. Сколько км проплывет катер, двигаясь 2ч по течению, 1ч по озеру, а затем 3ч против течения?

На решение задачи отводится 5 минут.

Ученики решают задачу, учитель проходит, смотрит, если нужно, помогает, поправляет.

Познавательные: умение поставить учебную задачу, выбрать способ ее решения, уметь анализировать и синтезировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

Регулятивные:прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей, целеполагание, планирование, контроль внимания, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Домашнее задание

Убеждается в том, что задачу решила большая часть класса

Говорит: А теперь проверим, правильно ли вы решили задачу.

Раздает образцы решения задачи по одному на парту. Одновременно верное решение задачи появляется и на экране.

Ученики сверяют свое решение с решением на карточке-образце.

Личностные: формирование самооценки

Познавательные: умение работать с информацией, структурировать полученные знания

Регулятивные: оценка учебной деятельности, поиск причины ошибки и способа ее устранения

Поднимите руки, у кого решение и ответ полностью сошлись/не сошлись. (Что вызвало сложность?

При необходимости вновь повторить правило нахождения скорости движения)

Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебная книга, страница 235, упражнения 379, 380, 385. (Домашнее задание появляется на экране)

Затем открываем книгу, читаем заданные задачи и если возникают какие-либо вопросы, задаем.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Открывают книгу, читают задачи, задают необходимые вопросы.

Подведем итог сегодняшнего урока:

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  2. Узнали ли вы что-то новое?
  3. Что было самым интересным на уроке?
  4. Что было самым трудным на уроке?

Отвечают на вопросы

Хочу сказать всем спасибо за урок, вы все сегодня очень активно работали и очень меня порадовали. До свидания!


Приложение

Карточка – образец выполнения самостоятельной работы

  1. 16,2+1,2 = 17,4 (км/ч) – скорость катера по течению реки;
  2. 17,4*2 = 34,8 (км) – расстояние, пройденное катером по течению реки;
  3. 16,2-1,2 = 15 (км/ч) – скорость катера против течения реки;
  4. 15*3 = 45 (км) – расстояние, пройденное катером против течения реки;
  5. 34,8+16,2+45 = 96 (км)

Ответ: катер проплыл 96 км.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

25 Февраля. Классная работа .

Слайд 3

№1. Плот плывет по реке со скоростью а км/ч. Какое расстояние он проплывет за b км? ПЛОТ а км/ч ? t = b ч

Слайд 4

a = 10,8 км/ч b = 3 ч S - ?

Слайд 5

Задачи на движение по реке.

Слайд 6

= + =

Слайд 7

Катер в стоячей воде (озере) развивает скорость 24,8 км/ч. Скорость течения реки равна 1,3 км/ч. Определите скорость катера : А) по течению; Б) против течения.

Слайд 8

Решение: А ) 24,8+1,3 = 26,1 (км/ч) Б) 24,8 – 1,3 = 23,5 (км/ч)

Слайд 9

Собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч. Сколько времени потребуется для того, чтобы проплыть на этой лодке по течению реки 24 км ?

Слайд 10

Сколько времени затратит лодка на весь путь, если поплывет обратно?

Слайд 11

Решение: 10+2 =12 (км/ч) – скорость лодки по течению 24:12 = 2 (ч) – время, затраченное лодкой при движении по течению 10-2 = 8 (км/ч) – скорость лодки против течения 24:8 = 3 (ч) - время, затраченное лодкой при движении против течения 2+3 =5 (ч) Ответ: лодка потратила на весь путь 5 часов

Слайд 12

Скорость катера в стоячей воде равна 16,2 км/ч, скорость течения реки 1,2 км/ч. Сколько км проплывет катер, двигаясь 2ч по течению, 1ч по озеру, а затем 3ч против течения?

Слайд 13

Образец выполнения самостоятельной работы 16,2+1,2 = 17,4 (км/ч) – скорость катера по течению реки; 17,4*2 = 34,8 (км) – расстояние, пройденное катером по течению реки; 16,2-1,2 = 15 (км/ч) – скорость катера против течения реки; 15*3 = 45 (км) – расстояние, пройденное катером против течения реки; 34,8+16,2+45 = 96 (км) Ответ: катер проплыл 96 км.

Слайд 14

Д омашнее задание: учебная книга страница 235, упражнения 379, 380, 385


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"

План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока ОБЖ "Дорожное движение". 5 класс.

Цель урока:Актуализировать знания о составных частях дороги, о понятии «дорога». Показать учащимся возможные опасности на дороге, способы обеспечения безопасности на дороге.Задачи:Обучающи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.», КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕН В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ ИЛИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИКА" НА ПЕРВОМ КУРСЕ УЧЕБНЫ...