План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».
план-конспект урока по математике (5 класс)
План - конспект урока
Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)
Тема урока: «Движение по реке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nigomatova._konspekt_uroka_5_klass._dvizhenie_po_reke.docx | 33.66 КБ |
prezentatsiya_na_urok._dvizhenie_po_reke._5_klass.pptx | 70.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)
Тема урока: «Движение по реке».
Тип урока: изучения нового материала
Цель: Создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут анализировать и осмысливать текст задачи на движение по реке, устанавливать взаимосвязь между собственной скоростью объекта, скоростью по течению и скоростью против течения
Задачи:
- сформировать представление о собственной скорости объекта, скорости по течению, против течения;
- научиться решать основные типы задач на движение по реке;
- использовать задачи на движение по реке для отработки навыка действий с десятичными дробями;
- развить математическое мышление, математическую речь.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Батыровна. Внимательно посмотрите на свои рабочие места. Все ли готово к уроку? Спасибо, присаживайтесь. | Проверяют готовность к уроку: наличие учебной книги, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: осознают себя в роли ученика Регулятивные: оценка готовности к уроку Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Спрашивает учеников: Вспомните, что вы делали на предыдущем уроке? | Отвечают на вопросы учителя: решали задачи | Познавательные: умение анализировать и синтезировать знания с целью их применения для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: целеполагание, планирование Коммуникативные: планированиеучебногосотрудничествасучителем, умение вступать в диалог с учителем и вести его |
Про что же были эти задачи? | про машины, про велосипедистов, про движение… | ||
Устно решим задачу:
Учитель пишет данные на доске:a км/ч, b ч | а*b | ||
Какой формулой вы пользовались для решения данной задачи? Учитель записывает эту формулу на доске. | S=v*t | ||
Чему равно пройденное расстояние, если скорость плота = 10,8 км/ч, а время его плавания b= 3ч? Учитель пишет на доске: а = 10,8 км/ч, b= 3ч. S - ? | 10,8*3=32,4км | ||
Верно. Ребята, а как поменяется скорость плота, если к нему приделать мотор? | увеличится | ||
Правильно. Вы уже, наверное, догадались, о каких задачах мы сегодня будем говорить на уроке. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? | Задачи на движение по реке | ||
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Задачи на движение по реке». Учитель записывает на доске число, классная работа и тему урока. Можно нарисовать рисунок реки и лодки на доске. | Открывают тетради, записывают | ||
Постановка проблемы Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока. | Давайте пофантазируем и представим такую ситуацию: мы всем классом находимся в лодке, которая движется по реке. За счет чего происходит движение лодки? | Отвечают: за счет мотора в лодке, за счет течения реки | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем и вести его |
Как лодка идет быстрее: по течению или против него? Что мы можем сказать о скорости лодки? | По течению быстрее, по течению скорость больше, чем против течения | ||
А теперь представим, что река, по которой мы плыли, впала в озеро, и теперь мы плывем в лодке по озеру. Есть ли в озере течение? | В озере нет течения | ||
А что происходит со скоростью лодки в озере? На нее влияет течение? | На скорость лодки в озере ничего не влияет, так как течение отсутствует | ||
Открытие учениками нового знания Цель этапа: организовать решение проблемной ситуации. | Верно, и такую скорость лодки, на которую течение не влияет, принято называть собственной скоростью лодки. Кто еще раз повторит, что такое собственная скорость лодки? | Собственная скорость лодки – скорость движения по воде без влияния течения | Познавательные: умение работать с информацией, структурировать полученные знания Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем и вести его |
Верно, запишите это определение в тетрадь. | Записывают определение | ||
Представим, что из озера вытекает река, и теперь мы все опять плывем в лодке по реке. Как вы думаете, где лодка плывет быстрее, по реке или по озеру? Ответ поясните. | Возможные варианты ответов: по реке поплывет быстрее, так как течение будет помогать, по реке поплывет медленнее, так как течение будет мешать… | ||
Представим, что мы плывем по реке по течению. Как найти общую скорость движения лодки, если известна ее собственная скорость и скорость течения реки? Если возникнут затруднения: течение помогает лодке ей, и как будто отдает свою скорость. | Отвечают: Для того, чтобы найти скорость лодки по течению реки, нужно к собственной скорости лодки прибавить скорость течения реки | ||
Верно. А теперь пора возвращаться назад – плывем против течения. Как в таком случае найти скорость лодки? | Отвечают: для того, чтобы найти скорость лодки против течения реки, нужно из собственной скорости лодки вычесть скорость течения реки | ||
Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление Цель этапа: организовать решение и объяснение задания. | Молодцы! Теперь решаем задачи. Задача появляется на экране.
А) по течению; Б) против течения. Когда дети дают ответы, решение появляется на экране. | Устно считают: А) 24,8+1,3 = 26,1км/ч Б) 24,8 – 1,3 = 23,5 км/ч Сверяют решение и ответ с ответами на экране. | Познавательные: умение поставить учебную задачу, выбрать способ ее решения, уметь анализировать и синтезировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, умение выбрать данные и искомое в задаче Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка учебной деятельности Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его |
Следующую задачу решим письменно. Запишите в тетрадях: Задача. Задача появляется на экране.
Давайте запишем, что дано и что требуется найти в задаче. Ученики диктуют, учитель записывает на доске. | Записывают в тетрадях: Задача. Диктуют и записывают в тетрадь: Дано: Vсобств = 10 км/ч Vтеч = 2км/ч S = 24 км По течению Найти: t | ||
Какой формулой воспользуемся для нахождения времени? Записывает формулу на доске | T=s:v | ||
Расстояние нам известно по условию, а как мы найдем скорость, если известно, что моторная лодка движется по течению? | Для того, чтобы найти скорость лодки по течению реки, нужно к собственной скорости лодки прибавить скорость течения реки | ||
Верно. Какое действие выполните первым? Ученики диктуют, учитель записывает. |
| ||
Теперь можем найти время? | Да:
| ||
А теперь представим ситуацию, что лодка развернулась и поехала обратно, как в таком случае найдем время, затраченное на обратный путь? | Сначала найдем скорость лодки, а затем и само время:
| ||
Так, а сейчас посчитаем время затраченное лодкой на весь путь. Как это сделать? | Нужно время, затраченное лодкой при движении по течению, прибавить к времени, затраченному лодкой при движении против течения:
| ||
Посмотрим, правильно ли мы решили задачу. На экране появляется слайд с решением и ответом. | Сверяют свое решение и ответ с решением и ответом на экране. | ||
Самостоятельная работа Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения задачи | Молодцы! Учитель раздает карточки с задачей по одной на парту. Условие задачи появляется и на экране. Теперь самостоятельно решите задачу (рабочая тетрадь №2 стр.32 зад 44 (3)):
На решение задачи отводится 5 минут. | Ученики решают задачу, учитель проходит, смотрит, если нужно, помогает, поправляет. | Познавательные: умение поставить учебную задачу, выбрать способ ее решения, уметь анализировать и синтезировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; Регулятивные:прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей, целеполагание, планирование, контроль внимания, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности Домашнее задание | Убеждается в том, что задачу решила большая часть класса Говорит: А теперь проверим, правильно ли вы решили задачу. Раздает образцы решения задачи по одному на парту. Одновременно верное решение задачи появляется и на экране. | Ученики сверяют свое решение с решением на карточке-образце. | Личностные: формирование самооценки Познавательные: умение работать с информацией, структурировать полученные знания Регулятивные: оценка учебной деятельности, поиск причины ошибки и способа ее устранения |
Поднимите руки, у кого решение и ответ полностью сошлись/не сошлись. (Что вызвало сложность? При необходимости вновь повторить правило нахождения скорости движения) | |||
Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебная книга, страница 235, упражнения 379, 380, 385. (Домашнее задание появляется на экране) Затем открываем книгу, читаем заданные задачи и если возникают какие-либо вопросы, задаем. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. Открывают книгу, читают задачи, задают необходимые вопросы. | ||
Подведем итог сегодняшнего урока:
| Отвечают на вопросы | ||
Хочу сказать всем спасибо за урок, вы все сегодня очень активно работали и очень меня порадовали. До свидания! |
Приложение
Карточка – образец выполнения самостоятельной работы
- 16,2+1,2 = 17,4 (км/ч) – скорость катера по течению реки;
- 17,4*2 = 34,8 (км) – расстояние, пройденное катером по течению реки;
- 16,2-1,2 = 15 (км/ч) – скорость катера против течения реки;
- 15*3 = 45 (км) – расстояние, пройденное катером против течения реки;
- 34,8+16,2+45 = 96 (км)
Ответ: катер проплыл 96 км.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
25 Февраля. Классная работа .
№1. Плот плывет по реке со скоростью а км/ч. Какое расстояние он проплывет за b км? ПЛОТ а км/ч ? t = b ч
a = 10,8 км/ч b = 3 ч S - ?
Задачи на движение по реке.
= + =
Катер в стоячей воде (озере) развивает скорость 24,8 км/ч. Скорость течения реки равна 1,3 км/ч. Определите скорость катера : А) по течению; Б) против течения.
Решение: А ) 24,8+1,3 = 26,1 (км/ч) Б) 24,8 – 1,3 = 23,5 (км/ч)
Собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч. Сколько времени потребуется для того, чтобы проплыть на этой лодке по течению реки 24 км ?
Сколько времени затратит лодка на весь путь, если поплывет обратно?
Решение: 10+2 =12 (км/ч) – скорость лодки по течению 24:12 = 2 (ч) – время, затраченное лодкой при движении по течению 10-2 = 8 (км/ч) – скорость лодки против течения 24:8 = 3 (ч) - время, затраченное лодкой при движении против течения 2+3 =5 (ч) Ответ: лодка потратила на весь путь 5 часов
Скорость катера в стоячей воде равна 16,2 км/ч, скорость течения реки 1,2 км/ч. Сколько км проплывет катер, двигаясь 2ч по течению, 1ч по озеру, а затем 3ч против течения?
Образец выполнения самостоятельной работы 16,2+1,2 = 17,4 (км/ч) – скорость катера по течению реки; 17,4*2 = 34,8 (км) – расстояние, пройденное катером по течению реки; 16,2-1,2 = 15 (км/ч) – скорость катера против течения реки; 15*3 = 45 (км) – расстояние, пройденное катером против течения реки; 34,8+16,2+45 = 96 (км) Ответ: катер проплыл 96 км.
Д омашнее задание: учебная книга страница 235, упражнения 379, 380, 385
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"
План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
План конспект урока Тема: Социальные движения второй половины XVII в.
Социальные движения второй половины XVII в....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока ОБЖ "Дорожное движение". 5 класс.
Цель урока:Актуализировать знания о составных частях дороги, о понятии «дорога». Показать учащимся возможные опасности на дороге, способы обеспечения безопасности на дороге.Задачи:Обучающи...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.», КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕН В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ ИЛИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИКА" НА ПЕРВОМ КУРСЕ УЧЕБНЫ...