Разработка урока по теме "Текстовые задачи в 5 классе"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Учите детей решать задачи. Они станут успешными не только в математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_state.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, 5 класс
Тема : Алгебраический и арифметический способы решения задач.
Цель урока: Отработать решение задач алгебраическим и арифметическим способами, показать взаимосвязь между двумя способами решения задач.
Ход урока:
- Устные упражнения;
- Работа по теме ;
- Итог урока;
IV. Домашнее задание
I.Устные упражнения :
Задача № 1
Книга стоит 200 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Ход решения задачи:
1) Сколько половин может быть? (Две);
2) Чему равна половина стоимости книги? (200 рублей);
3) Сколько стоит книга? (200 ∙ 2 = 400 рублей).
Ответ : 400 рублей.
Задача № 2
В домашней библиотеке у Иры 250 книг, а в школьной библиотеке - в 20 раз больше. Сколько книг в школьной библиотеке? (250 ∙·20 = 5000 книг).
Ответ : 5000 книг.
Задача № 3
Мастер за месяц изготовил 240 деталей, а ученик - в 3 раза меньше деталей.
А) Сколько деталей изготовил ученик за месяц? (240 : 3 = 80деталей;)
Б) Сколько деталей изготовили мастер и ученик вместе? (240 + 80 = 320деталей);
В) Сколько месяцев потребовалось бы ученику на изготовление всех этих деталей? (320 : 80 = 4 месяца или на изготовление нормы мастера потребуется времени в три раза больше, т.е. 1 + 3 = 4 месяца).
II.Работа по теме
Задача № 4
К классе 24 ученика. Известно, что девочек в 2 раза меньше, чем мальчиков. Сколько девочек и сколько мальчиков в классе?
Мальчики - ? Девочки - ?, в 2 раза меньше, чем мальчиков | 24 уч. |
Алгебраический способ:
Пусть х девочек в классе,
тогда 2х - мальчиков.
Зная, что всего в классе 24 ученика, имеем уравнение:
2х + х = 24;
3х = 24;
х = 24:3;
х = 8.
8 девочек в классе;
24 – 8 = 16 мальчиков.
Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.
Арифметический способ:
Девочек в два раза меньше, чем мальчиков. Отсюда, одна часть учащихся – девочки, а еще две такие части приходится на мальчиков.
- 1 + 2 = 3 (части) – приходится на всех учеников класса;
- 24 : 3 = 8 (уч.) – девочки;
- 24 - 8 = 16(уч.) –мальчики.
Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.
Задача № 5
(Задачу решать с демонстрацией – 2 пачки тетрадей)
В двух пачках было 54 тетради. Когда из первой пачки убрали 10 тетрадей, а из второй - 14 тетрадей, то в обеих пачках стало тетрадей поровну. Сколько было тетрадей в каждой пачке первоначально?
Было | Убрали | Стало |
1 пачка - ? 54 тет. 2 пачка – ? | 10 тет. 14 тет. | поровну |
Решим задачу арифметическим способом:
1) Сколько всего тетрадей убрали из обеих пачек?
10 + 14 = 24 (тет.);
2) Сколько стало тетрадей в двух пачках?
- – 24 = 30 (тет.);
3) Сколько стало в каждой пачке тетрадей?
30 : 2 = 15 (тет.);
- Сколько было тетрадей в 1 пачке первоначально ?
15 + 10 = 25 (тет.);
- Сколько было тетрадей во 2 пачке первоначально?
54 – 25 = 29 (тет.).
Ответ : 25 тетрадей, 29 тетрадей.
Можно ли составить уравнение для решения этой задачи?
Какую величину обозначить через х ?
1 случай
Пусть х тетрадей было в 1 пачке,
тогда (54 – х) тетрадей было во 2 пачке.
(х – 10) тетрадей стало в 1 пачке,
(54 – х – 14) тетрадей стало во 2 пачке.
Зная,что стало в каждой пачке поровну, имеем уравнение :
х – 10 = 54 – х – 14;
х – 10 = 40 – х
Получили уравнение, которое в 5 классе еще не умеем решать.
Какую еще величину можно обозначить через х ?
Как будет выглядеть уравнение, если через х обозначить количество тетрадей в 1 или во 2 пачке после перекладывания?
2 случай
Пусть х тетрадей стало в 1-ой (или во 2-ой) пачке после перекладывания,
тогда (х + 10) тетрадей было первоначально в 1 пачке,
(х + 14) тетрадей было первоначально во 2 пачке.
Зная, что в двух пачках было 54 тетради, имеем уравнение:
х + 10 + х + 14 = 54;
2х + 24 = 54;
2х = 54 – 24;
2х = 30;
х = 30:2;
х = 15.
15 + 10 = 25 (тет.) – в 1 пачке было первоначально;
15 + 14 = 29 (тет.) – было во 2 пачке первоначально.
Ответ : 25тетрадей, 29 тетрадей.
Можно ли составить уравнения для задач №№ 1 -3?
Какую величину можно обозначить через х ?
Как будут выглядеть уравнения?
Получаются такие же ответы, как и при другом способе решения ?
Задача № 1
Обозначим через х стоимость книги, тогда 0,5 х – стоимость половины книги. Уравнение будет иметь вид:
х – 0,5х = 200;
0,5х = 200;
х = 200 : 0,5;
х = 400.
400 рублей – стоимость книги.
Ответ: 400 рублей.
Задача № 2
Пусть х книг в школьной библиотеке.
Уравнение будет иметь вид:
х : 20 = 250;
х = 250 20
х = 5000.
Ответ : 5000 книг.
Задача № 3
Пусть х деталей изготовил ученик.
Уравнение будет иметь вид:
3х = 240;
х = 240 : 3;
х = 80.
Ответ : 80 деталей.
Какой можно сделать вывод ?
(Для решения всех этих задач можно составить уравнение или решить задачи по действиям).
IV.Итог урока:
1. Какой способ решения задачи вам больше понравился?
2. При каком способе решения задачи приходится больше рассуждать ? (Арифметический способ требует рассуждений, он развивает логическое мышление)
3. Что интересного вы заметили в ходе решения задач арифметическим и алгебраическим способами? Какие можно сделать выводы ?
1) Задачу можно решать по действиям (арифметический способ) или составляя уравнение (алгебраический способ);
2) Через х могут быть обозначены различные величины;
3) Уравнения могут иметь разный вид;
4) В уравнении прослеживаются все действия, которые выполняются при арифметическом способе решения задачи.
х + 10 + х + 14 = 54; (1 действие из арифметического способа)
2х = 54 – 24; (2 действие )
х = 30:2; (3 действие)
15 + 10 = 25 (тет.) (4 действие)
15 + 14 = 29 (тет.) (5 действие)
5) Значение искомой величины при разных способах решения задачи одинаково.
6) Если есть затруднения при решении арифметическим способом, можно сначала решить задачу алгебраическим способом. При решении уравнения проследить выполняемые действия и потом попробовать перейти к решению задачи арифметическим способом.
Домашнее задание :
№ 672 (а,б) 2 способа решения задач, рисунки к задачам.
№ 685 составить уравнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по математике в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. Задачи С6 на тему "Целочисленное решение"
Представлена разработка урока для 11 класса для подготовки выпускников к ЕГЭ (повышенный уровень - часть С)...
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме «Решение задач на составление пропорций»
Цель урока: совершенствовать навыки составления пропорций по условию задачи, сформировать умение применять пропорции при решении задач, использовать условие и решение задачи для сохранения и укреплени...
Разработка урока по математике в 11 классе Тема: Подготовка к ЕГЭ. Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач. Задачи В10
Урок-практикум направлен на формирование навыков решения задач В10 единого государственного экзамена. В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, зате...
Разработка урока химии "Комбинированные задачи" 10 класс
Методическая разработка урока химии "Комбинированные задачи" поможет учителю, работающему в 10 классе, отработать с учащимися навыки решения основных типов задач, показать пути решения, комбинированны...
Разработка урока по математике в 11 классе по подготовке ЕГЭ -2015 Тема: « Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач. Задачи В10»
Тип урока: урок применения знаний на практике.Форма урока: урок-практикум.Цели: повторение теоретического материала – правила умножения для комбинаторных задач; основной формулы для вычисления в...