Разработка урока химии "Комбинированные задачи" 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Методическая разработка урока химии "Комбинированные задачи" поможет учителю, работающему в 10 классе, отработать с учащимися навыки решения основных типов задач, показать пути решения, комбинированных задач, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
г Суража, Брянской области
Методическая разработка
урока химии
по теме: «Комбинированные задачи»
10 класс
Учитель химии
МБОУ СОШ №2
Бусарова Елена Васильевна
Тема урока: «Решение комбинированных задач».
Класс: 10 класс.
Цели урока:
Развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся: умение анализировать, обобщать, систематизировать, излагать свои мысли точно, последовательно и выразительно;
Образовательные:
- отработать навыки решения основных типов задач, показать пути решения комбинированных задач.
Воспитательные:
- формировать умение критически оценивать результаты своего труда;
- развивать интерес к предмету.
Методы:
- беседа;
- объяснение;
- пошаговая детализация решения расчетных задач.
Раздаточный материал:
- тексты расчетных задач разного уровня;
- схема «Две стороны химической задачи».
Ход урока:
I этап. Организационн-мотивационный момент.
- Приветствие
- Определение отсутствующих
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Организация внимания
- Объявление темы урока
II этап. Разминка (Повторение и обобщение пройденного материала).
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим решать расчетные задачи, а именно задачи части «В» и «С». Подготовка к выполнению заданий части «С» требует тщательной и кропотливой работы. Но она оправдывает себя. Во-первых, набранные в этой части экзамена баллы играют приоритетную роль при поступлении в вуз. Во-вторых, вы приобретёте умения и навыки, необходимые при работе с любым типом задач.
На прошлом уроке мы вспомнили основные типы расчетных задач.
Поэтому, я не буду долго останавливаться на них и в качестве разминки я предлагаю вашему вниманию следующие задачи.
( Задачи написаны на доске ).
Вас же попрошу предложить логическую схему решения данных задач. И определить к какому типу они относятся.
Задача №1. Какой объем газа (н.у.) получается при разложение 8г оксида ртути (II).
2HgO = 2Hg + O2.
Ответ уч-ся: m(Hg)→ n(Hg)→ n(O2)→V(O2)
Тип: нахождения объёма (массы и кол-ва вещества ) одного вещества по известной массе, объёму или количеству другого вещества.
Задача №2. Вычислить массу оксида кальция, полученного при разложении 200г известняка, содержащего 10% примесей.
CaCO3=CaO + CO2
Ответ уч-ся: mсм→m(CaCO3)→n(CaCО3)→n(CaO)→m(CaO)
Тип: нахождение массы, объёма или кол-ва вещества продукта реакции по массе или объёме исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.
Задача №3: Какой объём водорода выделится при взаимодействии 73г соляной кислоты с 20г цинка. Zn+2HCl=ZnCl2+H2
Ответ уч-ся:
m(Zn)→n(Zn)→n(H2)→V(H2)
m(HCl)→n(HCl)
Тип: нахождение массы или объёма продукта реакции, по известным массам исходных веществ, одно из которых дано в избытке.
Задача №4: Какой объём хлороводорода образуется при взаимодействии 200л водорода с хлором, если выход продукта реакции составляет 50%.
Ответ уч-ся:V(H2)→Vтеор(HCI)→Vпрак(HCI)
Тип: нахождение массы или объёма продукта реакции по объёмной или массовой доле выхода.
Учитель: решая химические задачи необходимо помнить, что каждая из них имеет две стороны химическую и математическую.
III этап. Решение комбинированных задач из части В.
Учитель. А теперь, я предлагаю перейти к решению более сложных, так называемых комбинированных задач. Тексты задач находятся у вас на столах.
Задача №5 (В-1 на листочках уч-ся).
Масса этилового эфира масляной кислоты, полученного при взаимодействии 92г этилового спирта и 100г 44%раствора масляной кислоты, равна___г.
Учитель. Прошу вас внимательно прочитать текст задачи и проанализировать химическую часть решения задачи.
В ходе фронтальной беседы выясняем, что дано, что надо найти и какой хим. процесс происходит. Затем к доске выходит уч-ся и оформляет решение задачи, остальные работают в рабочих тетрадях.
Решение задачи.
Дано: Решение: О
m(C2H5OH)=92г 1.5моль 0.5моль 0.5моль
mр-ра(C3H7COOH)=100г C2H5OH+C3H7COOH→C3H7-C-O-C2 H5+H2O
ω%(C3H7COOH)=44% 1моль 1моль
m(эфира)- ?
mр-ра(C3H7COOH)→m(C3H7COOH)→ n(C3H7COOH)
↓
n(эфира)→m(эфира)
m(C2H5OH)→n(C2H5OH)
n(C2H5OH) = m/M=92/46 = 2моль (избыток)
M(C2H5OH) = 12•2+1•5+16+1 = 46г/моль
m(C3H7COOH) = mр-ра* ω%(C3H7COOH)/100% =
= 100*44/100 = 44г
n(C3H7COOH) = m/M = 44/88 = 0,5 моль (недостаток)
M (C3H7COOH) = 12•4+8+16•2 = 88 г/моль
n(эфира) = 0,5моль
M (эфира) = 102г/моль
m(эфира) = 102г/моль•0,5моль = 51г
Ответ:m(эфира) = 51г.
Учитель: А кто помнит, запах чего имеет данный эфир и где используется?
Учащиеся: Запах ананасов, используется как ароматизатор в пищевой и парфюмерной промышленности.
Учитель. Хорошо. А знаете ли вы, что первыми стали получать и использовать душистые вещества арабы, а в Европе греки и римляне ещё в античные времена.
После античных времён духи снова появились только в эпоху возрождения.
При дворе французского короля дамы в изобилии расходовали благовония, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. В те времена не принято было мыться: считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Известно, что король Франции Людовик IV за 78 лет жизни мылся всего … четыре раза.
А теперь продолжим решения задач и попытаемся решить ещё более сложную задачу из части С ЕГЭ. Этот этап урока обязателен только для учащихся ряда, т.к. они собираются сдавать экзамен, остальные могут приступить к самостоятельному решению задач, критерий оценок указан на выданных вам листах.
IV этап. Решение комбинированной задачи из части С.
Задача№6 (С-1). Карбонат кальция массой 10г растворили при нагревании в 150мл хлороводородной кислоты (плотность равна 1,04г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?
Учитель вместе с учащимися анализирует условия задачи, определяя, что дано, что надо найти и знание каких типов задач необходимо для решения данной задачи.
Затем один из уч-ся у доски решает задачу.
Дано: Решение:
V(HCI)=150мл
p(HCI)= 1,04г/мл CaCO3+2HCI = CaCI2+H2O + CO2
mCaCO3)=10г 1моль 2моль 1моль
ω%( CaCO3)=9% V(HCI)→n(HCI)
n(HCI)ост.→m(HCI)→ω%( HCI)
m(CaCO3)→ nCaCO3)
ω%(HCI)-?
n (CaCO3)=m/M=10/100=0,1моль (недостаток)
M(CaCO3)=100г/моль
m (HCI)=V•p• ω = 150•1,04•0,09=156•0,09= 14,04г
n(HCI)= m/M =14,04/36,5=0,38моль (избыток)
n(HCI)ост.=0,38-0,2=0,18моль
m (HCI)ост.= 0,18 • 36,5=6,57г
n (CO2)=n(CaCO3)=0,1моль
M(CO2)=44г/моль
m(CO2)=0,1•44=4,4г
ω% (HCI)=m(HCI)/mр-ра•100%
mр-ра2=m(CaCO3)+mр-ра(HCI)-m(CO2)
mр-ра2=10+156-4,4=161,6г
ω% (HCI)=6,57/161,6=4%
Ответ: ω% (HCI)= 4%
V этап. Самостоятельная работа.
После решения задачи учащиеся I ряда (эти учащиеся собираются сдавать экзамен по химии в форме ЕГЭ) приступают к самостоятельной работе.
Через 10 минут учитель собирает работы и подводит итог.
VI этап. Подведение итога урока. Домашнее задание.
Учитель: Сегодня мы с вами сделали первую попытку в решении задач части B и C ЕГЭ.
Чтобы ещё более детально разобраться в решении данных задач, дома вам предлагается составить обратную задачу к одной из предложенных и решить её.
Учитель выставляет и комментирует оценки.
VII этап. Рефлексия:
Вопросы к учащимся по восприятию урока:
- Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
- Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?
- Было ли трудно вам оценить свои знания?
- Какие у вас результаты?
- Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
- Что необходимо доработать?
Литература
1. Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко “Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы”.
M. , “Новая волна “ 2005г.
2. Методическая разработка урока по химии учителя химии МОУ СОШ №14 г. Магнитогорска Шайдуровой Ираиды Викторовны. 2004г
3. С.В. Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии». М. «5 за знания» 2008г
4. А. А. Каверин, А.С Корощенко, Ю.Н. Медведев и др. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Химия». “Интеллект центр” 2007
Задачи.
Часть А.
А-1
Согласно термохимическому уравнению реакции
CH4(г) + 2O2(г)→ CO2(г) + 2H2O(г) + 802 кДж
Количество теплоты, выделившейся при сжигании 24г метана равно
1) 1604 кДж 2) 1203 кДж 3) 601,5 кДж 4) 401 кДж
А-2
Объём сероводорода (н.у.), образующегося при действии серной кислоты на 35,2г сульфида железа (II), равен
1) 2,24л 2) 4,48л 3) 6,72л 4) 8,96л
А-3
Для полного гидрирования 10,5г пропена потребуется водород (н.у.) объемом:
1) 2,8л 2) 5,6л 3) 8,4л 4) 11,2л
Часть В.
В-1
Масса этилового эфира масляной кислоты, полученного при взаимодействии 92г этилового спирта и 100г 44%раствора масляной кислоты, равна___г.
В-2
Масса 92%-ного раствора этанола, необходимого для получения 1,12л этилена (н.у.), равна ___ г. (Запишите число с точностью до десятых)
В-3
Масса хлорида железа (III), образующегося при взаимодействии 16г оксида железа (III) с 20г 73% раствора соляной кислоты, равна ___ г.
часть С.
С-1
Карбонат кальция массой 10г растворили при нагревании в 150мл хлороводородной кислоты (плотность равна 1,04г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?
С-2
Для хлорирования 62,8г смеси алюминия и цинка потребовалось31,6л (н.у.) хлора. Полученные хлорпроизводные растворили в воде. Какой объём 40%-ного гидроксида калия (плотность равна 1,43г/см3) потребуется для полного осаждения из раствора гидроксидов металлов?
Критерии оценивания.
Оценка “3” – выполнено 2 задания из части А.
Оценка “4” – выполнено 1 задание из части А и одно из части В.
Оценка “5” – выполнено 1 задание из части С или два задания из части В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-153666-1354689009.jpg)
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226153-1363941110.jpg)
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-93369-1357233293.jpg)
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-131177-1390124043.jpg)
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...