Разработка урока химии "Комбинированные задачи" 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Бусарова Елена Васильевна

Методическая разработка урока химии "Комбинированные задачи" поможет учителю, работающему в 10 классе, отработать с учащимися навыки решения основных типов задач, показать пути решения, комбинированных задач, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kombinirovannye_zadachi.zip16.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  - СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №2

г Суража, Брянской области

                   

Методическая разработка

урока  химии

по теме: «Комбинированные задачи»

10 класс

 

Учитель химии

МБОУ СОШ №2

Бусарова Елена Васильевна

Тема урока: «Решение комбинированных задач».

Класс: 10 класс.

Цели урока: 

Развивающие:

- развивать мыслительные способности учащихся: умение анализировать, обобщать, систематизировать, излагать свои мысли точно, последовательно и выразительно;

    Образовательные:

- отработать навыки решения основных типов задач, показать пути решения комбинированных задач.

Воспитательные:

- формировать умение критически оценивать результаты своего труда;

- развивать интерес к предмету.

Методы: 

  1. беседа;
  2. объяснение;
  3. пошаговая детализация решения расчетных задач.

Раздаточный материал: 

  1. тексты расчетных задач разного уровня;
  2. схема «Две стороны химической задачи».

Ход урока:

I этап. Организационн-мотивационный момент.

- Приветствие

- Определение отсутствующих

- Проверка готовности учащихся к уроку

- Организация внимания

- Объявление темы урока

II этап. Разминка (Повторение и обобщение пройденного материала).

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим решать расчетные задачи, а именно задачи части «В» и «С». Подготовка к выполнению заданий части «С» требует тщательной и кропотливой работы. Но она оправдывает себя. Во-первых, набранные в этой части экзамена баллы играют приоритетную  роль при поступлении в вуз. Во-вторых, вы приобретёте умения и навыки, необходимые при работе с любым типом задач.

На прошлом уроке мы вспомнили основные типы расчетных задач.

Поэтому, я не буду долго останавливаться на них и в качестве разминки я предлагаю вашему вниманию следующие задачи.

( Задачи написаны на доске ).

Вас же попрошу предложить логическую схему решения  данных задач. И определить к какому типу они относятся.

Задача №1. Какой объем газа (н.у.) получается при разложение 8г оксида ртути (II).

2HgO = 2Hg + O2.

Ответ уч-ся: m(Hg)→ n(Hg)→ n(O2)→V(O2)

Тип: нахождения объёма (массы и кол-ва вещества ) одного вещества по известной массе, объёму или количеству  другого вещества.

Задача №2. Вычислить массу оксида кальция, полученного при разложении 200г известняка, содержащего 10% примесей.

CaCO3=CaO + CO2

Ответ уч-ся:  mсм→m(CaCO3)→n(CaCО3)→n(CaO)→m(CaO)

Тип: нахождение массы, объёма или кол-ва вещества продукта реакции по массе или объёме исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.

Задача №3: Какой объём водорода выделится при взаимодействии 73г соляной кислоты с 20г цинка.    Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Ответ уч-ся:

m(Zn)→n(Zn)→n(H2)→V(H2)

m(HCl)→n(HCl)

Тип: нахождение массы или объёма продукта реакции, по известным массам исходных веществ, одно из которых дано в избытке.

Задача №4: Какой объём хлороводорода образуется при взаимодействии 200л водорода с хлором, если выход продукта реакции составляет 50%.

Ответ уч-ся:V(H2)→Vтеор(HCI)→Vпрак(HCI)

Тип: нахождение массы или объёма продукта реакции по объёмной или массовой доле выхода.

Учитель: решая химические задачи необходимо помнить, что каждая из них имеет две стороны химическую и математическую.

III  этап. Решение комбинированных задач из части В.

Учитель. А теперь, я предлагаю перейти к решению более сложных, так называемых комбинированных задач. Тексты задач находятся у вас на столах.

Задача №5 (В-1 на листочках уч-ся).

Масса этилового эфира масляной кислоты, полученного при взаимодействии 92г этилового спирта и 100г 44%раствора масляной кислоты, равна___г.

Учитель. Прошу вас внимательно прочитать текст задачи и проанализировать химическую часть решения задачи.

        В ходе фронтальной беседы выясняем,  что дано, что надо найти и какой хим. процесс происходит. Затем к доске выходит уч-ся и оформляет решение задачи, остальные работают в рабочих тетрадях.

Решение задачи.

Дано:                                                                  Решение:           О

m(C2H5OH)=92г        1.5моль             0.5моль                 0.5моль

mр-ра(C3H7COOH)=100г        C2H5OH+C3H7COOH→C3H7-C-O-C2 H5+H2O

ω%(C3H7COOH)=44%        1моль                 1моль

  m(эфира)- ?

        mр-ра(C3H7COOH)→m(C3H7COOH)→ n(C3H7COOH)

                                                                                                                         

                                                                                                          n(эфира)→m(эфира)

                                                m(C2H5OH)→n(C2H5OH)

                                                n(C2H5OH) = m/M=92/46 = 2моль (избыток)

                                                M(C2H5OH) = 12•2+1•5+16+1 = 46г/моль

                                                m(C3H7COOH) = mр-ра* ω%(C3H7COOH)/100% =

                                                 = 100*44/100 = 44г

                                                 n(C3H7COOH) = m/M = 44/88 = 0,5 моль (недостаток)

                                                 M (C3H7COOH) = 12•4+8+16•2 = 88 г/моль

                                                 n(эфира) = 0,5моль

                                                 M (эфира) = 102г/моль

                                                 m(эфира) = 102г/моль•0,5моль = 51г  

                                                 Ответ:m(эфира) = 51г.

         

Учитель: А кто помнит, запах чего имеет данный эфир и где используется?

 Учащиеся:  Запах ананасов, используется как ароматизатор в пищевой и парфюмерной промышленности.

Учитель.   Хорошо. А знаете ли вы, что первыми стали получать и использовать душистые вещества арабы, а в Европе греки и римляне ещё в античные времена.

      После античных времён духи снова появились только в эпоху возрождения.

      При дворе французского короля дамы в изобилии расходовали благовония, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. В те времена не принято было мыться: считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Известно, что король Франции Людовик IV за 78 лет жизни мылся всего … четыре раза.

       А теперь продолжим решения задач и попытаемся решить ещё более сложную задачу из части С ЕГЭ. Этот этап урока обязателен только для учащихся  ряда, т.к. они собираются сдавать экзамен, остальные могут  приступить к самостоятельному решению задач, критерий оценок указан на выданных вам листах.

IV этап.  Решение комбинированной задачи из части С.   

Задача№6 (С-1).  Карбонат кальция массой 10г растворили при нагревании в 150мл хлороводородной кислоты (плотность равна 1,04г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?

        Учитель вместе  с учащимися анализирует условия задачи, определяя, что дано, что надо найти и знание каких типов задач необходимо для решения данной задачи.

        Затем один из уч-ся у доски решает задачу.

Дано:        Решение:        

V(HCI)=150мл

p(HCI)= 1,04г/мл        CaCO3+2HCI = CaCI2+H2O + CO2

mCaCO3)=10г        1моль           2моль                                            1моль

ω%( CaCO3)=9%              V(HCI)→n(HCI)      

                n(HCI)ост.→m(HCI)→ω%( HCI)

                                         m(CaCO3)→ nCaCO3)

ω%(HCI)-?        

                                                                                         

                                          n (CaCO3)=m/M=10/100=0,1моль (недостаток)

                                          M(CaCO3)=100г/моль

                                          m (HCI)=V•p• ω = 150•1,04•0,09=156•0,09= 14,04г

                                          n(HCI)= m/M =14,04/36,5=0,38моль (избыток)

                                           n(HCI)ост.=0,38-0,2=0,18моль

                                           m (HCI)ост.= 0,18 • 36,5=6,57г

                                          n (CO2)=n(CaCO3)=0,1моль

                                         M(CO2)=44г/моль

                                         m(CO2)=0,1•44=4,4г

                                          ω% (HCI)=m(HCI)/mр-ра•100%

                                          mр-ра2=m(CaCO3)+mр-ра(HCI)-m(CO2)

                                          mр-ра2=10+156-4,4=161,6г

                                          ω% (HCI)=6,57/161,6=4%

                                    Ответ:   ω% (HCI)= 4%    

V этап. Самостоятельная работа.

После решения задачи учащиеся  I ряда (эти учащиеся собираются сдавать экзамен по химии в форме ЕГЭ) приступают к самостоятельной работе.

Через 10 минут учитель собирает работы и подводит итог.

VI этап. Подведение итога урока. Домашнее задание.

Учитель: Сегодня мы с вами сделали первую попытку в решении  задач части B и C  ЕГЭ.

Чтобы ещё более детально разобраться в решении данных задач, дома вам предлагается составить обратную задачу к одной из предложенных и решить её.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

VII этап. Рефлексия:

Вопросы к учащимся по восприятию урока:

- Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

- Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

- Было ли трудно вам оценить свои знания?

- Какие у вас результаты?

- Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

- Что необходимо доработать?


Литература

1.   Г. П.  Хомченко, И. Г. Хомченко “Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы”.

      M. , “Новая волна “ 2005г.

2.  Методическая разработка урока по химии учителя химии МОУ СОШ №14 г. Магнитогорска Шайдуровой Ираиды Викторовны. 2004г

3.   С.В. Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии». М. «5 за знания» 2008г

4.   А. А. Каверин, А.С Корощенко, Ю.Н. Медведев и др. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки  учащихся к ЕГЭ. Химия». “Интеллект центр” 2007


Задачи.

      Часть А.

А-1  

Согласно термохимическому уравнению реакции

CH4(г) + 2O2(г)→ CO2(г) + 2H2O(г) + 802 кДж

Количество теплоты, выделившейся при сжигании 24г  метана равно

1) 1604 кДж                       2) 1203 кДж                          3) 601,5 кДж                          4) 401 кДж

 А-2

Объём сероводорода (н.у.), образующегося при действии серной кислоты на 35,2г сульфида железа (II), равен

1) 2,24л                           2) 4,48л                           3) 6,72л                              4) 8,96л

А-3

Для полного гидрирования 10,5г пропена потребуется водород (н.у.) объемом:

1) 2,8л                           2) 5,6л                           3) 8,4л                                 4) 11,2л

       Часть В.

В-1

Масса этилового эфира масляной кислоты, полученного при взаимодействии 92г этилового спирта и 100г 44%раствора масляной кислоты, равна___г.

В-2

Масса 92%-ного раствора этанола, необходимого для получения 1,12л этилена (н.у.), равна ___ г. (Запишите число с точностью до десятых)

В-3

Масса хлорида железа (III), образующегося при взаимодействии 16г оксида железа (III) с 20г 73% раствора соляной кислоты, равна ___ г.

       часть С.

С-1

Карбонат кальция массой 10г растворили при нагревании в 150мл хлороводородной кислоты (плотность равна 1,04г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?

С-2

Для хлорирования 62,8г смеси алюминия и цинка потребовалось31,6л (н.у.) хлора. Полученные хлорпроизводные растворили в воде. Какой объём 40%-ного гидроксида калия (плотность равна 1,43г/см3) потребуется для полного осаждения из раствора гидроксидов металлов?

Критерии оценивания.

Оценка “3” – выполнено 2 задания из части А.

Оценка “4” – выполнено 1 задание из части А и одно из части В.

Оценка “5” – выполнено 1 задание из части С или два задания из части В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...