разработка урока по математике в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. Задачи С6 на тему "Целочисленное решение"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Представлена разработка урока для 11 класса для подготовки выпускников к ЕГЭ (повышенный уровень - часть С)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 97.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
По математике в 11 классе
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Задачи С6 на тему
«Целочисленное решение»
Учитель Москвина Л.Ю.
МОБУ СОШ с.Амзя
г.Нефтекамск
2011 год
Разработка урока по математике в 11 классе
Задачи С6 по теме
«Целочисленное решение»
Цели:
- Дидактическая: Научить способам и приемам решений целочисленных преобразований.
- Техническая: Формировать общие способы и приемы решения задач С6 на целочисленное преобразование.
- Воспитательная : воспитание интереса к решению и овладению приемам решений нестандартных заданий части С6 по ЕГЭ.
a=5
b=3
a=-5
b=-3
- Выравнивание знаний
- a2-b2=?
5*3 - a*b=15
-5*(-3) - n!=1*2*…*n произведение всех натуральных
чисел от 1 до n
например
5!= 1*2*3*4*5
- если а-2b=1
2b –четное число, т.к. кратно 2,
то a – нечетное а=2n+1
- (m+3)2=?
m2+6m=y
Искусственно получить или выделить квадрат
- Изложение нового материала
- Решить в натуральных числах уравнение
n!+5n+13= k2
Решение
- Предположим, что n>=5, то
n! делиться на 2 и на 5 (n!=1*2*3*4*5*…n),
значит запись числа в левой части равенства оканчивается на 3 или 8 ,но правая часть квадратного числа не может оканчиваться на 3 и 8
- если n€[1;4], то единственное решение
n=2; k=5 (2!+5*2+13=52
1*2+10+13=25 – верно)
Ответ : n=2; k=5.
- Решить в целых числах уравнение:
m4-2n2=1 (*)
Решение: т.к. 2n2 четно, а разность - нечетное число, то m4 – нечетное число; пусть m= 2t+1, т.к. квадрат числа число не отрицательное, то если (m;n) – решение уравнения, то (-m;n); (m;-n); (-m;-n) – тоже решения уравнения.
Из (*) следует m4-1=2n2
m4-1=(m-1)(m+1)(m2=1)=(2t+1-1)(2t+1+1)(4t2+4t+2)=
=2t(2t+2)(4t2+4t+2)=2n2
8t(n+1)(2t2+2t+1)=2n2 /:2
4t(n+1)(2t2+2t+1)=n2 (**)
Левая часть четное число, то n – четное. Пусть n=2z
4t(n+1)(2t2+2t+1)=4z2 /:4
t(n+1)(2t2+2t+1)=z2
2t2+2t+1= 2t(t+1)+1
числа t; t+1; 2t(t+1)+1 - попарно взаимно простые, а их произведение – полный квадрат. Это возможно, если t=0, иначе t+1 не будет квадратом.
0*1*1=z2
z2=0
z=0, то n=0, m=±1
ответ: m=±1, n=0
- Решить в целых числах – разбираем вместе.
n2=9m2+7
n2-9m2=7
используем формулу разности квадратов.
(n-3m)(n+3m)=7
7= 7*1=1*7=-1*(-7)= (-7)*(-1) - 4 варианта.
n-3m=1 7 -7 -1
n+3m=7 1 -1 7
6m=6
m=1
n=1+3*1
m=1
n=4
аналогично другие варианты.
Ответ: (4;1), (4;-1) ;(±3;-+2); (±5;-+2)
- Найти все пары натуральных чисел, разность квадратов которых равна 33.
Решение:
1)Найдем все пары чисел (а,b), a,bЄN, что a2-b2=33
(a-b)(a+b)=33 33=1*33=33*1=11*3=3*11 т.к a+b>a-b, то возьмем 33=1*33 =3*11.
a-b=1 a+b=33 | a=1+b 2b=32 | a=17 b=16 |
a-b=3 a+b=11 | a-3+b 2b=8 | a=7 b=4 |
Ответ: (17;16); (7;4)
5.Найти все целые значения при которых число
m4-4m+3
является целым.
Решение:
m4-4m+3∊Z
То, m4-4 должно делиться на m+3
Искусственно получим в числителе квадрат двучлена (m+3)
m2-4=(m2+6m+9)-6m-9-4=(m+3)2-6m-13
(m+3)2-6m-13m+3=(m+3)2m+3-6m+13m+3+1==m+3-6m+3-18+13m+3==m+3-6m+3m+3+5m+3==m+3-6+5m+3=m-3+5m+3
Т.к. m-3∊Z, то ищем при каких m 5m+3∈Z
Перебираем.
Если m=-8, то5-8+3=-1∈Z
Если m=-4, то5-4+3=-5∈Z
Если m=-2, то5-2+3=5∈Z
Ответ: -8;-4;-2;2.
6.Найти все пары целых чисел х и у, при которых является верным равенство
-3ху-10х+13у+35=0
Решение:
- -3ху-10х+13у+35=0 /*(-3)
9ху+30х-39у-130+130-105=0
3х(3у+10)-13(3у+10)+25=0
3х(3у+10)-13(3у+10)+25=0
(3у+10)*(3х-13)=-25
6 способов разложения:
-25=-1*25=1*(-25)=25*(-1)=-25*1=-5*5=5*(-5)
1
3х-13=1 3у+10=-25 | х=4/3∉Z у=-35/3∉Z |
Не удовлетворяет условию
2 | 3х-13=-1 3у+10=25 | х=4∊Z у=5∊Z |
3 | 3х-13=5 3у+10=-5 | х=6∊Z у=-5∊Z |
4 | 3х-13=-5 3у+10=5 | х=8/3∉Z у=-5/3∉Z |
Не удовлетворяет условию
5 | 3х-13=25 3у+10=-1 | х=38/3∉Z у=-11/3∉Z |
Не удовлетворяет условию
6 | 3х-13=-25 3у+10=1 | х=-4∊Z у=-3∊Z |
Ответ: (4;5);(6;-5);(-4;-3)
6. Решить в натуральных числах уравнение:
1m+1n=125
Решение: уравнение тождественно 25m+25n=mn, где m>n
При n=25 равенство неверно
25*25+25m=25m
625=0 - неверно.
Выразим число m
m(25-n)=-25n
m(n-25)=25n
m=25nn-25=25n-25+625n-25=25(n-25)n-25+625n-25=25+625n-25
выясним, при каких m 625n-25∊Z
натуральные делители 625: 1;5;25;125;625
n-25=1 n=26, то m=650
n-25=5 n=30, то m=150
n-25=125 n=150, то m=30 30>150 -неверно
n-25=625 n=650, то m=26 26>650- неверно
ответ: m=650; n=26 или m=150; n=30.
7.Решить в целых числах уравнение
4*3х-35=у2
Решение:
1)Если (х;у) – решение уравнения, то (х;-у) – тоже решение. Рассмотрим вначале решение где у≥0
2)Рассмотрим два случая
Х- четное, т.е. х=2n, n∊N,то выражение можно разложить как разность квадратов.
4*32n-у2=(2*3n-у)(2*3n+у)=35
35=5*7=1*35
2*3n-у<2*3n+у
± | 2*3n-у=5 2*3n+у=7 | 4*3n=12 2у=2 | n=1 у=1 |
± | 2*3n-у=1 2*3n+у=35 | 4*3n=36 2у=34 | n=2 у=17 |
2 случай если х – нечетное, х=2n+1, n∊N, 4*3х⋮3, а у2не делится на 3, дает в остатке 1 или 0, а число 35:3 (ост 2) следовательно уравнение не имеет решений.
Ответ: (2;1) и (2;-1); (4;17); (4;-17)
Итог урока: применение формул ФСУ, искусственное получение выражений, кратных данным знаменателю, учет четности и нечетности слагаемых, способы разложения на числовые множители и др. дают нам способы решения целочисленных выражений.
IV Домашнее задание:
1)повторение способов;
2)закрепление их при решении следующих заданий С6.
а) Найти все пары натуральных чисел, разность квадратов которых равна 77
Ответ: (9;2); (39;38)
б)Найти все натуральные значения n, при которых число n2+13n+1 является натуральным.
Ответ:1;6;13
в) Решить в целых числах 2х-63=у2
Ответ: (6;1); (6;-1); (10;31);(10;-31)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....
Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)
Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен, используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...
Разработка урока по математике 6 класс.Действия с положительными и отрицательными числами.(урок повторение)
Продолжить флормировать представление о модуле числа, противоположных числах, понятия расстояние между точками на координатной прямой....