Средние величины и средние значения
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Средние величины и средние значения
(курс по выбору для учащихся общеобразовательных 9-х классов, 17 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средние величины и средние значения
(курс по выбору для учащихся общеобразовательных 9-х классов, 17 часов)
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 9 классов, изучающих предметы на базовом уровне. Курс рассчитан на 17 уроков.
Содержание курса «Средние величины и средние значения» демонстрирует единство математики, взаимосвязь основного курса с элективным. Все необходимые знания для изучения элективного курса «Средние величины и средние значения»» были получены учащимися, начиная с пятого и включительно по девятый класс. Изложение содержания происходит с учётом программы по математике для средней общеобразовательной школы, с последовательным переходом от известного материала к логически связанному с ним, с дальнейшим обобщением учебного материала.
Содержание элективного курса ориентировано на развитие качеств научного мышления. Развитие мышления школьников в процессе их учебной деятельности тесно связано и с формированием приёмов мышления. Достаточно сложное содержание элективного курса и методы обучения требуют высокого уровня самостоятельности, умения применять на практике приёмы и операции мышления. Например, при решении неравенств используются и формируются такие приёмы мышления, как сравнение, аналогия, анализ, обобщение и т. д. При этом мышление учащихся становится более глубоким, полным, разносторонним.
Кроме того, данный курс предусматривает различные формы проведения занятий. Ясно, что в группах, состоящих из учащихся, выбравших математику для углублённого изучения, можно строить работу более крупными блоками. Поэтому основными формами изложения теоретического материала на занятиях являются рассказ, беседа, семинар и использование презентаций на уроке.. На всех практических занятиях должна присутствовать самостоятельная работа учащихся: индивидуально, в парах, в группах – в зависимости от уровня обучаемости школьников. Такая организация способствует реализации развивающих целей курса, так как развитие способностей учащихся возможно лишь при сознательном, активном участии в работе самих учащихся.
Главная цель курса — расширить и углубить уже имеющиеся знания учащихся; обогатить новыми знаниями; показать неразрывную связь алгебры и геометрии со смежными предметами и их использования в повседневной жизни.
Цели курса:
- знакомство учащихся со средними величинами, средними значениями и умением использовать эти знания;
- оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
- показать возможность использования средних значений при статистической обработки в различных исследованиях.
- сформировать у учащихся знания, умения и навыки использования средних величин для решения более широкого, по сравнению с общеобразовательной школой класса задач.
Задачи курса:
- углубить и расширить знания учащихся;
- дать представление о средних величинах и их применении в других областях науки;
- уметь решать задачи по теме;
- развивать умения учащихся: умения работать с научно – популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
Промежуточный контроль:
- письменные задания по материалу;
- проверка домашнего задания;
- взаимоконтроль;
- устный ответ ученика.
Также на занятиях ученики будут получать баллы, выставляемые в таблицу:
Содержание изучаемого курса:
Тема 1. Введение в элективный курс. Средняя скорость (2 часа)
Сообщение цели и задачи курса. Показ его актуальности. Составление тем для проектов. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения.
Метод обучения: беседа, объяснение, решение задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Арифметическая и геометрическая прогрессии (1 час)
Характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий.
Метод обучения: беседа, объяснение, решение задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Средние величины в статистике (1 час)
Сущность и значение средней величины. Виды средних и методы их расчета.
Метод обучения: беседа, объяснение, презентация, решение задач.
Лабораторная работа: нахождение средних величин в заданных задачах.
Тема 3. Среднее значение при решении неравенств 1 час
Среднее арифметическое. Среднее гармоническое. Среднее геометрическое. Среднее квадратичное. Метод использования соотношений между средним арифметическим, геометрическим, гармоническим и квадратичным.
Метод обучения: беседа, объяснение, презентация, решение неравенств.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных неравенств.
Тема 4. Средние величины в геометрии (1часов)
Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции. Золотое сечение. Построение золотого треугольника, золотого прямоугольника, золотой спирали. Геометрические неравенства.
Метод обучения: беседа, объяснение, презентация, решение задач.
Формы контроля: решение задач по теме.
Лабораторная работа: построение золотого сечения с помощью циркуля и линейки.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
Средняя скорость | |||||
1-2 | Введение в элективный курс. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения. | 2 | 1 | 1 | 3.09 10.09 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии | |||||
3 | Характеристическое свойство арифметической прогрессии | 1 | 0,5 | 0,5 | 17.09 |
4 | Характеристическое свойство геометрической прогрессии | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.09 |
Средние величины в статистике | |||||
5 | Статистические характеристики среднего | 1 | 0,5 | 0,5 | 1.10 |
6 | Статистические характеристики разброса | 1 | 0,5 | 0,5 | 8.10 |
7 | Лабораторная работа №1 | 1 | - | 1 | 15.10 |
Средние значения при решении неравенств | |||||
8 | Среднее арифметическое | 4 | 1 | 3 | 22.10 219.11 19.11 26.11 |
9 | Среднее геометрическое | ||||
10 | Среднее гармоническое | ||||
11 | Среднее квадратичное | ||||
12-14 | Метод использования соотношений между средним арифметическим, геометрическим | 3 | 1 | 2 | 3.12 10.12 17.12 |
Средние величины в геометрии | |||||
15 | Средняя линия треугольника Средняя линия трапеции | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.12 |
16 | Геометрические неравенства | 1 | 0,5 | 0,5 | 31.12. |
17 | Лабораторная работа №2 | 1 | - | 1 | 14.01 |
Заключение
Введение элективного курса «Средние величины и средние значения» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ГИА. Владение приемами решения таких задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач, успешно справляются с другими задачами.
Литература
- Александров, А.Д. Геометрия [Текст] : Экспериментальное учебное пособие для учащихся VII класса средних учебных заведений / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик.– М.: Мирос, 1994.– 200 с.: ил.
- Александров, А.Д. Геометрия для 8 – 9 классов [Текст] : Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углублённым изучением математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик.– М.: Просвещение, 1991.– 415 с.: ил.
- Алгебра. 7 класс [Текст] : Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.– М.: Мнемозина, 1999.– 240 с.
- Алгебра. 8 класс [Текст] : Учебник для шк. и кл. с углубленным изучением математики / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.– 3-е изд., испр.– М.: Просвещение, 2005.– 367 с.
- Алгебра для 9 класса [Текст] : Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углубленным изучением математики / Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло и др., под ред. Н.Я. Виленкина.– М.: Просвещение : Моск. учеб., 1996.– 384 с.
- Алгебра. 9 класс [Текст] : Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.– 15-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 2008.– 272 с.
- Геометрия, 7 – 9 [Текст] : Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.– 16-е изд.– М.: Просвещение, 2006.– 384 с.: ил.
- Дорофеев, Г.В. Математика [Текст] : 6 кл. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.– М.: Ювента, 2008.– 112 с.: ил.
- Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]: Книга для учителя / С.Г. Манвелов.– 2-е изд.– М.: Просвещение, 2005.– 175 с.: ил.
- Математика [Текст] : Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.; под ред. Н.Я. Виленкина.– 18-е изд.– М.: Мнемозина, 2006.– 157 с.: ил.
- Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс [Текст] : Учебник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович.– М.: Мнемозина, 2001.– 223 с.: ил.
- Перельман, Я.И. Живая математика [Текст] : Математические рассказы и головоломки / Я.И. Перельман; под ред. В.Г. Болтянского – М.: Наука, 1967.– 160 с.: ил.
- (http://www.college.ru/modules.php). 12.01.2010
- (http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200700210). 5.11.2009
- (http://www.edu.nsu.ru/noos/math/minimum4.htm). 17.02.2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе "СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ" (ФГОС)
Технологическая карта урока № 145. (Открытый рок ФГОС)Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 22.04.2013. Тема урока: Средне...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»
Разработка урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода...
Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины" по ссылке https://forms.gle/nf6dGTuXEGKgXL6E9...
Урок "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Презентация к уроку математики, 5 класс, УМК Мерзляк А.Г....
Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины» 5 класс 2020-2021 учебный год
Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»5 класс2020-2021 учебный год...
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Урок закрепления знаний для учащихся 5 класса по теме "Среднее арифметическое. Среднее значение величины."...
Среднее арифметическое чисел.Среднее значение величин.
Методическая разработка обобщающего урока 5 класса по теме "Среднее арифметическое чисел. Среднее значение величин" по стандартам ФГОС....