Предмет, класс | Математика, 5 класс |
Тема урока | «Среднее арифметическое». |
Тип урока | урок комбинированный: обобщение, систематизация, контроль, оценка и коррекция знаний умений и навыков обучающихся.
|
Цель урока
| для учителя | для ученика | метапредметные результаты |
| Актуализировать опорные знания обучающихся по теме урока. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и их применение к практическим знаниям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;
| Обобщить свои знания по теме, выработать умение находить среднее арифметическое чисел, среднее значение величин. Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, пространственного воображения, творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества, интерес к математике.
| Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей. Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, развитие познавательного интереса учащихся. |
Задачи: Личностные
Метапредметные
Предметные
| организовать деятельность по формированию и развитию интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений на практику; использовать приобретённые знания для выполнения различных задач. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении формул и определений, провести рефлексию деятельности после работы. |
Организация работы в группах при повторении теоретических вопросов, инициирование устных ответов учащихся.
|
Актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Среднее арифметическое. Среднее значение». привести в систему умения и навыки по нахождению среднего арифметического чисел, среднего значения величин. |
Формы организации познавательной деятельности | Индивидуальная, дискуссия, фронтальная, творческое задание; тест.
|
Использование пед. технологий | информационно-коммуникационная, игровая, обучение в сотрудничестве (групповая работа), разноуровневое обучение.
|
Образовательная среда урока | мультимедиа проектор, презентация; электронная презентация, выполненная в программе Power Point, компьютер. |
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Метапредметные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. | Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности
Рефлексия |
Презентация Слайд № 1,2,
Слайд2,3, 4, 5
Слайд 6
| Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в математике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам. Мы все готовы с вами к новым открытиям. Нас ждет интересная работа
Каждый из вас получает лист контроля, в которой вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока. Вы должны поставить знак "+", если задание выполнено вами верно и знак "-", если задание выполнено неверно Но прежде чем начать работу посмотрев на портрет Кеплера, помогите сформулировать тему нашего урока и цель, опираясь на изученный на прошлом уроке материал. Цель сегодняшнего урока: отработать правило нахождения среднего арифметического чисел. Закрепим это правило при решении задач, использовать это правило при проведении тестовой работы. - Я хочу знать ваше настроение. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его. | Ученики предполагают и называют тему урока Вместе с учителем определяют цель урока. Обучающиеся записывают в тетради число, тему урока, подписывают лист контроля. Ученики выбирают Мне хорошо, я готов к Уроку Мне хорошо, но я немного волнуюсь Я тревожусь, все ли у меня получится?
|
2 | Регулятивные: организация своей учебной деятельности, Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: умение слушать, планирование учебного сотрудничества |
II | Актуализация опорных знаний
Повторение действий над десятичными дробями
|
Презентация Слайд № 7
Презентация Слайд № 6, 7 | Работаем устно, вспомнив правила действий над десятичными дробями. Вычислите 0, 012*100= 3,18-1,08= 5,4*0,1= 2, 85-1,5= 100:0,1= 0,14+0,06= 20:0,5= 5, 7+0,13= Для понимания темы нам нужны знания, полученные на предыдущих уроках. Повторим ранее изученные правила, выполнив опрос: Прием «Проблемные вопросы» - Что могут означать выражения? Как бы вы объяснили выражения? - Средний возраст футболистов.
- Средняя скорость
- Среднемесячная температура.
- Среднее число продаж.
- Среднесуточная температура.
| Устно выполняют предложенные задания. Ученики вспоминают правила действий над десятичными дробями и выполняют задания. (Учащиеся называют ответы по цепочке, дети поднимают сигнальные карточки-светофоры: красный цвет – ошибка, зелёный цвет –ответ правильный). Исправляют ошибки Вспоминают понятие среднего арифметического чисел. Примеры ответов: Учащиеся отвечают на вопросы. Ответы, обсуждение Затем вспоминают правило нахождения среднего арифметического чисел и среднего значения величин.
|
5
3 | Познавательные: применение предметных знаний, построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следсвенных связей Коммуникативные приобретение опыта публичного выступления, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение оформлять свои мысли в устной речи корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Регулятивные: Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей |
III. | Закрепление изученного материала
Организация восприятия, осмысления и запоминания учебного материала как единого процесса
Работа в парах с проговариванием правил(разноуровневые задания) Проверка заданий с последующей самопроверкой |
Презентация Слайд № 8-10
Презентация Слайд № 11
| Работаем в парах проговаривая правила. Прием « Блиц – опрос» - Что нужно знать, чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел? - Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? - Может ли среднее арифметическое быть дробным числом? - Для чего используют среднее арифметическое? (для понятия последнего вопроса предлагается ситуация: Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, что мы хотим поехать отдыхать в другую страну. Например, в Грецию. Что вы будите с собой брать? Смотрим погоду в Интернете. И видим температура 40°, очень жаркий день. Что брать с собой? Или другая ситуация. Видим в Интернете, что идет ливень и температура 10°. Что брать с собой? Сколько придется брать вещей?. -Как быть? Давайте найдем среднюю температуру за неделю. Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 10° | 40° | 30° | 30° | 30° | 30° | 30° |
Ответ: чуть больше 28°С. Это среднее арифметическое поможет нас ориентировать на выбор одежды.) -Выполнить задания со слайда: Найти среднее арифметическое чисел:3,5; 4,2;3,7 1 вариант:3,5; 4,2;3,7(желтые карточки) 2 вариант: 85; 65;60(синие карточки) Решаем задачи со слайда:на желтых и синих карточках. | -Ответ обсуждается в паре
-Поднимают руки -Возможные ответы учащихся:
-Ответ обсуждается в паре -Заполняют лист контроля -Решают задания.
Выполняют упражнение в парах
-Отвечают на вопросы
Какая погода там и какие взять вещи с собой. -Легкие вещи. -Зонт, плащ, а может даже и резиновые сапоги. -Выполняют упражнение в парах по эталону с последующим комментированием : Нужно рассмотреть температуру хотя бы за последнюю неделю и посчитать СА температур.
Проверка заданий. |
6
5 | Познавательные: умение преобразовывать информацию в знаково-символической форме, систематизировать, анализировать,обобщать информацию Коммуникативные: формировать собственную позицию, координировать ее со значимыми интересами других. Умение интегрироваться, аргументация своего мнения. Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности Регулятивные: Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
|
| Динамическая пауза | Слайд 12
| Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. Итак, среднее арифметическое: - Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
- Пианино и баяна. (Аккордеон.)
- Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
- Носка и чулка. (Гольф.)
- А сейчас давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 3 раза. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза.- Сели все ровно, продолжим работу. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
|
3 |
|
IV. |
Проверка правильности понимания учебного материала в форме фронтального опроса
|
Презентация Слайд № 13
| - Отметьте на координатном луче числа и их среднее арифметическое. 2 и 8(у доски). 7 и 3(самостоятельно).
- Какой вывод можно сделать?
Итак, давайте выберем верное утверждение, а затем перейдем к выполнению теста. | Учащиеся выходят к доске и решают с подробным комментарием и проговариванием правил -Исправляют товарищей в случае ошибки.
Предлагают алгоритмы. Алгоритм: -Найти сумму всех чисел; -Найти количество слагаемых; -Разделить сумму чисел на их количество. Читают. Записывают формулу
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают краткие записи в тетради
-
|
5
2 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с партнерами Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия
|
V. | Организация контроля и закрепления полученных знаний
Тест с самопроверкой |
Презентация Слайд № 14
Презентация Слайд № 15
|
Тест - Я предлагаю вам выполнить тест в контрольном листе, который позволит мне и вам судить о том, насколько хорошо вы усвоили тему, которую мы изучили и повторили. Предлагаю вам на выбор карточки двух цветов: синюю ( оценка «4»), жёлтую (оценка «5»). - Проверим, что у вас получилось?! У кого все ответы совпали? Кто нашел ошибки? Значит, есть над чем еще работать!!!
|
-Выполняют задание на обратной стороне листа контроля. В конце проверяют по ключу.
|
5 | Познавательные: устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи Коммуникативные: оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; слушать партнёра по общению (деятельности), Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме |
VI | Подведение итогов урока |
| – Ребята! Подведем итог: - Что мы сегодня на уроке повторили? - Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока. Среднее арифметическое находят при решении задач на движение. Посмотрите в свои контрольные листы. Оцените свою работу на уроке. (Самооценка) - А теперь я оценю вашу работу. (Выставление оценок)
| Дети с помощью учителя делают вывод о значимости среднего арифметического в математике и жизни, повторяют правило его нахождения. | 2 | Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, умение делать выводы и умозаключения Коммуникативные:формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения Регулятивные: оценка результата своей деятельности |
Рефлексия | Презентация Слайд № 17 | - Молодцы, ребята, я вижу, вы успешно справились с заданиями. А с каким настроением вы подошли к концу урока? Отметьте свое настроение на рисунках в маршрутном листе.
| Выбирают смайлик в листе контроля. | 1 |
Домашнее задание | Презентация Слайд №16 | Творческое: найти средний рост членов семьи. | Записывают домашнее задание | 1 |
|
VII. | Дополнительные задания | Презентация Слайд №18 | Предлагается решить три задания, с более сложными вычислениями. | Кто успевает на дополнительную оценку выполняет решение заданий. |
|
|