Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Закандыкина Татьяна Анатольевна

Разработка  урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Закандыкина Татьяна Анатольевна, учитель математики

Технологическая карта

Предмет: математика

Класс: 5 класс

Автор УМК: Мерзляк А.Г., «Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  организаций, изд. «Вентана-Граф»,  2016 год.

Тема: «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели

       Предметные: научить учащихся находить среднее значение нескольких чисел, сформировать представление о среднем значении величины.

      Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретенные знания и умения

      Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые результаты: учащийся научится находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднее значение величины.

Основные понятия: среднее значение нескольких чисел,  среднее значение величины.

Оборудование: учебники по математике, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, компьютер.

                                                                                               Содержание урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1 Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные: самоопределение, настраиваются на урок

2. Проверка домашнего задания

Показывает на доске решение заданий из  домашней работы.

Выявляет затруднения при выполнении работы.

.

Учащиеся проверяют задания. Исправляют ошибки.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи

корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

3. Актуализация опорных знаний

Прием «Проблемные вопросы»

- Что могут означать выражения из ленты новостей?

Как бы вы объяснили выражения?

  1. Средний возраст футболистов.
  2. Средняя производительность.
  3. Среднемесячная температура.
  4. Среднее число продаж.
  5. Среднесуточная температура.
  6. Средний возраст
  7. Средняя скорость

Учащиеся отвечают на вопросы.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи

корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.

 Тема урока «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»

Задачи урока:

 - усвоить сущность понятия «средняя величина»;

 - усвоить сущность понятия «среднее арифметическое»;

 - научиться находить среднее арифметическое

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

5. Мотивация учебной деятельности

Мотивационные вопросы:

- Как тема урока связана с моими познавательными интересами?

- Что нужно делать  на уроке, чтобы усвоить сущность понятий

«среднее арифметическое»,«средняя величина»?

- Какая моя личная цель на данный урок?

Отвечают на поставленные вопросы

Личностные: самоопределение Познавательные: целеполагание, ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

6. Изучение нового материала

Прочитайте и решите задачи, предложенные вам на карточках.

ЗАДАЧИ

№1. Миша, Коля и Петя, Саша были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 , у Коли 6, у Саши 8. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков в среднем съел каждый мальчик? (2+4+6+8):4=5

№2.Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4.Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок в среднем досталось каждому? (8+4):2=6

№3  В одной школе  города  N 3 пятых класса. В 5 «а»- 32 ученика, в 5 «б»-25, а в 5 «в»-21. Сколько бы человек было в среднем в каждом классе, если детей разделить поровну? (32+25+21):3=26

Похожи ли решения этих задач? Почему мы сумму делили на 4,2,3? Ведь этих данных в задаче нет? Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.

1.Найти сумму всех слагаемых.

2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

Ребята, решив эти задачи и составив план их решения, мы, и познакомились с понятием среднее арифметическое.

Давайте сейчас постараемся сформулировать правило нахождения среднего арифметического.

 (Среднее арифметическое - это частное от деления суммы чисел на число слагаемых.)

Учащиеся записывают решения.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

Составляют план решения таких задач

Находят или пытаются сами сформулировать название.

Формулируют правило нахождения среднего арифметического

 

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные:

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

− учёт разных мнений, координирование разных позиций

7. Закрепление изученного материала

Прием « Блиц – опрос»

-  Что такое средние величины?

-  Какое число называют средним значением нескольких чисел?

-  Что нужно знать, чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел?

-  Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?

-  Может ли среднее арифметическое быть дробным числом?

-  Для чего используют среднее арифметическое?

Решить задачи № 1033, 1035, 1036

Ученики дают ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся решают задачи на доске и в тетрадях.

Личностные: понимать личную ответственность за будущий результат

Регулятивные:

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Познавательные:

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Коммуникативные:

Умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности

8.Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока. Среднее арифметическое находят при решении задач на движение. О других применениях среднего арифметического  мы с вами поговорим на следующих уроках

 

 

Ученики дают самооценку своей работы на уроке.

Оценку работы своих аппонентов.

1.Самым интересным на уроке для меня было....

2.Я научился (научилась) ... .

3.Я хотел(а) бы ещё узнать ....

4.Мне понравилось ... .

5 Мне не понравилось ...

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Самоопределение своей деятельности.

Регулятивные:

Коррекция и оценка качества уровня усвоения

9.Информация о домашнем задании

Параграф 36, вопросы 1,2;   № 1034, 1037

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе "СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ" (ФГОС)

Технологическая карта урока № 145. (Открытый рок ФГОС)Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 22.04.2013. Тема урока: Средне...

Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"

Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины" по ссылке https://forms.gle/nf6dGTuXEGKgXL6E9...

Урок "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"

Презентация к уроку математики, 5 класс, УМК Мерзляк А.Г....

Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины» 5 класс 2020-2021 учебный год

Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»5 класс2020-2021 учебный год...

Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

Урок закрепления знаний для учащихся 5 класса по теме "Среднее арифметическое. Среднее значение величины."...

Конспект урока в 5 классе "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"

Девиз урока: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух»....

Урок-игра. Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

Презентация к открытому уроку в 5 классе на тему: Среднее арифметическое. Среднее значение величины....