Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_10_klass.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
10 класс.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.
Цели:1) способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении тригонометрических уравнений
2) учить грамотному чтению математических текстов;
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале;
- развивать самостоятельность учащихся через использование проблемной ситуации и решение творческих задач;
3) воспитывать ответственное отношение к учебному труду,
умение преодолевать трудности.
Методический комментарий.
Тригонометрические уравнения весьма разнообразны, поэтому не существует общего метода их решения. Чтобы научиться решать такие уравнения, надо хорошо знать свойства тригонометрических функций, основные соотношения между ними. Изучение тригонометрических функций в школьном курсе математики – трудная работа. Трудности связаны с тем, что определение тригонометрических функций отличается от определения других функций. Они связаны с геометрическими понятиями и поэтому носят более сложный характер. Кроме того, определяется не одна тригонометрическая функция, а сразу несколько тригонометрических функций. Возникает целый ряд вопросов о зависимости между этими функциями, отсюда обилие формул для усвоения и запоминания.
Задача учителя – добиться безусловного усвоения темы каждым учеником, поскольку умение решать тригонометрические уравнения относится к числу важнейших умений в курсе алгебры 10 класса.
Знание особенностей тригонометрических уравнений, приемов решения тригонометрических уравнений, вошедших в программу средней (полной) школы, способствует успешной сдаче ЕГЭ.
Опорная таблица конструирования урока
Этапы урока | Вре- мя | Цели и задачи | Содержание | Методы и приемы обучения | Формы организа- ции учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели выполне- ния задач |
1.Орга низа- ция начала урока | 5 мин | Мобилизация учащихся для активной работы на уроке. Активизация и актуализация опорных знаний и умений. | Приветствие. Фикса- ция отсут- ствую- щих -Органи-зация внима- ния уч-ся. Прило- жение 1. | -Эмоциональное стимулирование -Психологический настрой. Устный счет, метод целесообразных задач ассоциативный ряд. | -Фрон- тальная работа, инди- видуаль- ная работа | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку (наличие у них учебников, тетрадей, пишущих принадлежнос- тей, раздаточ- ного материала). | Собранность, подготовка рабочего места, классного по- мещения к уроку, (проветри- вание, освещение, кл. доска); Устный счет. Приложение 1. | Верное решение. Скорость выполнения. |
2.Про- верка домашне го зада- ния | 7 мин | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания. Устранить обнаружен ные пробелы. Осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков. | Прило- жение 2,3 | Тестовые задания открытой формы, выполнение учащимися заданий подобных домашним упражнениям. | Контроль учителя. Само- контроль (по образцу на доске). Фрон тальная работа. | Выявление качества усвоения знаний, определение типичных недочетов и выявление причин их появления. Ликвидация недочетов. Теоретический опрос. | Выполнение мини-проверочной работы по тексту упражнений домашнего задания. Проверка своих результатов по эталонам и оценивание качества выполнения своей работы. Определение своих ошибок и рефлексия причин их появления. | Результа- тивность решения. |
3.Под готов- ка уча- щихся к актив ной УПД. Целеполага- ние. | 5 мин | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие целей урока. Актуализация опорных знаний учащихся. Создание условий для формулировки темы и целей урока вместе с учащимися | Прило- жение 4 | Мозговая атака, использования обыденных аналогий как способа включения в содержание субъективного опыта уч-ся. Задания на выделение существенных признаков (глубина) | Фронталь-ная, индиви- дуальная работа. Само- контроль (по образцу). Самоо- ценка. | Предложение учащимся серии упражнений для повторения базового материала. Создание проблемной ситуации через включение проблемного задания в указанную серию. | Выполнение серии упражнений на развитие навыков и умений по решению тригонометрических уравнений различной степени трудности. | Стратегия действий |
4.Зак- репле ние знаний | 19 мин | Закрепить с уч-ся способы решения уравненийразной степени трудности. | Прило- жение5. | Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов. Задания на использование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) | Фронталь-ная работа. Работа в группах. | Организация интеллектуаль- ной учебной деятельности учащихся на основе операций мышления: сравнения, выделения существенных признаков, обобщения. Организация фактического применения знаний. | Оперирование и включение знаний в систему ранее изученного. | Стратегия действий |
5.Под веде- ние итогов учеб- ной дея- тель- ности Ин- фор- мация о дом. зада- нии. | 4 мин. | Дать анализ успешной учебной деятельности учащихся через овладение ЗУН и способами деятельности. | Прило- жение 6. | Сообщение учителя. Особое задание. | Фронталь-ная работа | Организация общения для самостоятель- ного подведения итогов. Рекомендации учащимся по ликвидации «пробелов» при выполнении домашнего задания. Оценка активности работы учащихся. Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками. | Составление картины деятельности на уроке и ее успешности: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…». Выставление отметок в дневник. | ЗУН |
Приложение 1. Устно. 1) Решите уравнения. sinX = 0, cosX = 1, tgX = 1, ctg X = 0
2) Назовите хотя бы одно уравнение, решением которого являются числа:
Пn, nэZ;, 2Пn, nэZ;,П/2 +Пn, nэZ.
3) При каких значениях а имеет место равенство . sinХ = cosX
4) Является ли число П корнем уравнения sinX +1 = 0
5) Объясните, каким способом можно решить уравнение: sin 2X - 2 sinX -3 = 0
sin 2X – cosX + 1 = 0
6) Найти корни уравнения, принадлежащие промежутку ( 0; 2П ).
1) sinX = / 2; 2) sin 3X = 1/ 2
Приложение 2.
Задание 1.
Предлагаем заполнить одну из таблиц:
В-1 | Уравнение | Ответ ( n э Z) | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | sin 2X + 1= 0 | - П/4 +Пn | П/2+ Пn | П/4 +Пn |
2 | sin 2X +2 cos 2 Х = 0 | П/3+Пn | П/2+Пn | - П/4 +Пn |
3 | 7 sin 2X = 8 sinX cosX - cos 2X | arctg 1/7 + Пn | - П/4 +Пn | П/4 +Пn |
Ключ для самопроверки.
Верный ответ для В-1 (1; 2 и 3; 1 и 3)
В-2 | Уравнение | Ответ ( n э Z) | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
1 | cos2X –1/2 = 0 | - П/6 +Пn + | П/2+ Пn | - П/4 +Пn | ||
2 | 2 sinX cosX = cosX | П/2+Пn | ( - 1)n | П/6+Пn | П/3+Пn | |
3 | 2 cos 2 Х -1= sin 4X | П/16 +Пn/4 | П/8+Пn | П/4 +Пn |
Ключ самопроверки:
Верный ответ для варианта В-2 (1; 2 и 3; 1)
Приложение 3.
Фронтальная работа с классом.
1) Какие уравнения называются тригонометрическими ?
2) Какова их отличительная особенность ? (Если область их определения не ограничена условием задачи, то уравнения имеют либо бесконечное множество решений, либо не имеют решений. Если область определения ограничена условием задачи, то уравнения зачастую имеют конечное множество решений.)
Приложение 4.
Среди данных уравнений выбрать те, которые решаются
а) приведением к квадратному;
б) как однородные;
в) разложением на множители;
г) с помощью универсальной подстановки;
д) графически;
е) методом оценки обеих частей.
1) 2 sinx + 1 = 0
2) 2 ctgx – 3 tgx + 5 = 0
3) 4 sin 2x– sin2x = 3
4) 2 cos2x - cosx = 0
5) sin3x + 5 cos119x +8 sin1057x =14
6)2 sin 2x + sinx – 1 = 0
7) cos2x + cos6x = 0
8) cos2x + 3 sinx = 3
9) 2 sinx – 3 cosx = 0
10) 2 cos2x + cosx sinx = 0
11) sin 16x + cos 16x = 2
12) sinx = x2 + 1
Приложение 5
Работа в группах.
Решить уравнения несколькими способами. Отметить “+” и “ - “ найденных способов решения.
1 группа. sin x + cos x = 1
2 группа . sin 3 x + cos 2x sinx + cosx sin2х + cos3x + 1
3 группа 4 cos2x – 4 cosx – 1 = 0
Приложение 6
Дома: решить уравнения: sin x + cos x = 1 (на «5» необходимо найти 3 способа решения данного уравнения ) Отв. 2Пt ; П/2+2Пn, t, n э Z
2 cos2x + 5 sinx – 4 = 0
Отв.(- 1)n П/6 + Пn , n э Z
sin3x + sinx = sin2x
Отв.Пn/2 , +_ П/3 + 2Пk, k,n э Z
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"
Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...
Семинарское занятие по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Урок следует после изучения «Тригонометрических уравнений» и на базе имеющихся у учащихся знаний о таких понятиях, как преобразование тригонометрических выражений, решение простейших тригонометр...
Урок обобщения по теме: «Решение тригонометрических уравнений».
Тип урока: урок обобщения знаний. Класс: 10 класс. Продолжительность урока: 90 минут. Учебник: А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа 10-11. Цели урока: Образовательная - выр...
Урок по алгебре в 10 классе по теме: "Решение тригонометрических уравнений (классификация)"
Комбинированный урок с дифференцированным подходом к опросу учащихся и обяснению материала....
Открытый урок -семинар по теме "Решение тригонометрических уравнений" в 10 классе
Отработать навыки решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, и однородных уравнений....
Разработка урока в 10-м классе с примененим модульной технологии. Тема: "Решение тригонометрических уравнений"
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.Цели урока: Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;Продолжить работу по развитию тв...
Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
Алгебра и начала анализа. 10 класс. Урок в технологии деятельностного метода. Урок рефлексии. Тема "Решение тригонометрических уравнений"....