Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Салова Наталья Владимировна

 

Размышления учителя об уроке.

Урок построен по технологии деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения,  с элементами французской мастерской.

На этапе мотивации происходит обращение к личности каждого ребенка, к его «Я», к его подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям. Данный этап направлен на стремление учителя вызвать чувства ребенка.

На этапе актуализации в ходе диалога на основе знаний, полученных из начальной школы, происходит разбиение задач на движение на типы. Выделяются проблемы, вопросы, на которые необходимо найти ответ. Каждому учащемуся предоставлена возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.

Содержательная часть урока построена в форме самостоятельного исследования.

Этап созидания направлен к внутренней культуре учащегося. Происходит творение нового знания. Это основной этап урока, сложный и несказанно радостный для ребенка, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций.

Далее происходит социализация – показ, предъявление своих наработок, идей.

Следующий этап – корректировки, внесения исправлений, дополнений в сделанном ранее, оформление окончательных результатов.

На этапе рефлексии сравниваются полученные результаты с поставленными в начале урока целями путем возвращения к выполняемым действиям. Намечается домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_dvizhenie.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»

Цели урока:

  • Ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, создать условия для открытия общего способа решения задач на движение вдоль прямой,  продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.
  • Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.
  • Формировать умение работать в группе (паре), развивать чувство ответственности.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор, интерактивная доска.
  • презентация «Задачи на движение».
  • раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

1)Мотивация (мотив, имя)

В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже.  Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Учащиеся решают ее стоя, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. После того, как задача решена, учащиеся садятся.

 Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

  • Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

2)Актуализация  (формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы)

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

- виды задач на движение

- что общего у них и в чем различие

- способы решения

- как самостоятельно составить задачу на движение

Все проблемы учитель записывает на доске.

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)

3) Содержательная часть урока

Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?

- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. У каждой группы есть на столах информационно-исследовательская карта, банк задач и банк идей для их решений. Вы должны выбрать любую задачу, попробовать решить ее в группе. Затем в банке идей для решения выбрать те величины, которые можно найти, исходя из данных задачи и выписать их в нужной последовательности в таблицу. Дополнить задачу  вопросами, на которые можно найти ответ. Тоже самое проделать с остальными задачами. (см. Приложение 1)

Информационно-исследовательская карта.

  1. Выберите из банка задачу и попробуйте ее решить в группе.
  2. Решение или основные идеи его поиска запишите в тетради.
  3. В банке решений найдите решение своей задачи, изучите его, выделите метод решения и запишите его в тетрадь.
  4. Продолжите аналогичную работу с остальными задачами.

Защита работы групп (по 1 задаче), комментарии учителя.

(все учащиеся записывают решение в тетрадь)

4) Рефлексия

А теперь вспомните, какие проблемы мы поставили с вами в начале урока? На какие вопросы мы нашли ответ, а на какие нет?

  • осталось самостоятельно научиться составлять задачи.

Посмотрите из каких величин состоит условие задачи?

  • Скорости движения двух объектов V1 и V2, расстояние, пройденное объектами S и время, затраченное на движение t.

Рассмотрите задачи из банка задач и скажите сколько необходимо известных величин?

  • Три

Как из решенной задачи составить еще одну задачу?

  • Надо убрать из условию одну величину.

Сколько таких задач можно составить? Каких?

  • Три: неизвестна скорость одного из объектов, неизвестно расстояние и неизвестно время движения.

Такие задачи называют обратными. А теперь посмотрите на свои задачи из банка. Что вы можете про них сказать?

  • Они являются обратными задачами.

Итак, подведем итоги. С какими видами задач мы с вами сегодня познакомились? Сколько существует видов задач на движение по прямой? Задача, рассмотренная в начале урока к какому виду относится? В чем сходство и в чем отличие в решении таких задач? Как из условия данной задачи составить обратную? Сколько таких задач можно составить?

В качестве домашнего задания вам предлагается самостоятельно составить на выбор:

а) 4 задачи на движение (по одной каждого типа);

б) задачу на движение любого типа  и обратные к нему.

На последующих уроках каждый получит задание для решения от своего одноклассника. (см. Приложение 3)

В дальнейшем мы с вами создадим сборник задач на движение.

А теперь на полях тетради отметьте свое отношение к работе на уроке. Дети рисуют «мордашки», сигнализируя о своем эмоциональном состоянии.

ЗадачиПриложение 1

Банк задач для 1 группы.

  1. Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч  меньше скорости первой. Расстояние между городами 615 км. Через сколько часов машины встретятся?
  2. Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч. Расстояние между городами 615 км. Через 3 часа машины встретились. Какова скорость второй машины?
  3. Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч  меньше скорости первой. Через 3 часа машины встретились. Каково расстояние между городами?

Банк задач для 2 группы.

  1. Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?
  2.  Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Через сколько часов расстояние между автомобилями будет 540 км.
  3. Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В». Скорость первого автомобиля  115 км/ч. Расстояние между автомобилями 615 км. Через 3 часа расстояние между ними стало 540 км. Какова скорость второго автомобиля?

Банк задач для 3 группы.

  1. Из одного и того же пункта   одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Через 3 часа расстояние между ними стало 615 километров. Найти скорость второй машины, если скорость первого автомобиля 115 км/ч .
  2. Из одного и того же пункта   одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля  115 км/ч, а второго 90 км/ч. Через какое время расстояние между автомобилями стало 615 км?
  3. Из одного и того же пункта   одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля  115 км/ч, а второго 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Банк задач для 4 группы.

  1. Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля  90 км/ч, а скорость второго на   25 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
  2. Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля  90 км/ч, а скорость второго на   25 км/ч больше. Через какое время расстояние между ними будет 75 км?
  3. Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость одного автомобиля 90 км/ч.  Через 3 часа расстояние между ними стало 75 км. Какова скорость второго автомобиля?

Банк идей для решения задачи.

  1. Скорость первого объекта.
  2. Скорость второго объекта.
  3. Общая скорость движения (скорость сближения/удаления).
  4. Расстояние, пройденное первым объектом.
  5. Расстояние, пройденное вторым объектом.
  6. Расстояние между объектами через t часов.
  7.  Время движения первого объекта.
  8. Время движения второго объекта.
  9. Общее время движения объектов (время встречи).


Приложение 2

Тренажер для устной работы

v = 2 км/ч

t =  6 ч

s - ?

s = 12 км

v =  3 км/ч

t - ?

v = 10 км/ч

t =  8 ч

s - ?

 s = 2 м

t =  2 мин

s - ?

v = 6 км/ч

t =  3 ч

s - ?

s = 8 км

t =  2 ч

v - ?

v = 20 км/ч

t =  4 ч

s - ?

s = 12 м

t =  6 ч

s - ?

v = 12 км/ч

t =  5 ч

s - ?

v = 6 м/мин

t =  15мин

s - ?

s = 60 см

v =  15 см/с

t - ?

s = 90 км

t =  6 ч

v - ?

v = 5 м/ч

t =  16 мин

s - ?

s = 70 км

v =  14 км/ч

s - ?

v = 25 км/ч

t =  4 мин

s - ?

s = 60 км

t =  12 мин

v - ?


Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс по теме: "Задачи на движение"

Автор учебника Дорофеев В.Г. Урок закрепления изученного материала. Урок практикум в форме бизнес-игры....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

Урок математики по теме:"решение задач на движение"

Урок-закрепление разработан с требованиями ФГОС.  на данном уроке применяются личностные УУД, коммуникативные....

План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Движение по реке»....