Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Размышления учителя об уроке.
Урок построен по технологии деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения, с элементами французской мастерской.
На этапе мотивации происходит обращение к личности каждого ребенка, к его «Я», к его подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям. Данный этап направлен на стремление учителя вызвать чувства ребенка.
На этапе актуализации в ходе диалога на основе знаний, полученных из начальной школы, происходит разбиение задач на движение на типы. Выделяются проблемы, вопросы, на которые необходимо найти ответ. Каждому учащемуся предоставлена возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
Содержательная часть урока построена в форме самостоятельного исследования.
Этап созидания направлен к внутренней культуре учащегося. Происходит творение нового знания. Это основной этап урока, сложный и несказанно радостный для ребенка, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций.
Далее происходит социализация – показ, предъявление своих наработок, идей.
Следующий этап – корректировки, внесения исправлений, дополнений в сделанном ранее, оформление окончательных результатов.
На этапе рефлексии сравниваются полученные результаты с поставленными в начале урока целями путем возвращения к выполняемым действиям. Намечается домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_dvizhenie.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»
Цели урока:
- Ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, создать условия для открытия общего способа решения задач на движение вдоль прямой, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.
- Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.
- Формировать умение работать в группе (паре), развивать чувство ответственности.
Оборудование:
- мультимедиа проектор, интерактивная доска.
- презентация «Задачи на движение».
- раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
1)Мотивация (мотив, имя)
В начале урока учащимся предлагается логическая задача.
Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?
Учащиеся решают ее стоя, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. После того, как задача решена, учащиеся садятся.
Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?
- Это задача на движение.
Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.
2)Актуализация (формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы)
На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?
- виды задач на движение
- что общего у них и в чем различие
- способы решения
- как самостоятельно составить задачу на движение
Все проблемы учитель записывает на доске.
Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?
- скорость, время, расстояние.
Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?
- S=V·t, V=S:t, t=S:V
Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)
3) Содержательная часть урока
Ребята, какие виды движений вы знаете?
- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)
- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).
Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?
- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.
Групповая работа:
Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. У каждой группы есть на столах информационно-исследовательская карта, банк задач и банк идей для их решений. Вы должны выбрать любую задачу, попробовать решить ее в группе. Затем в банке идей для решения выбрать те величины, которые можно найти, исходя из данных задачи и выписать их в нужной последовательности в таблицу. Дополнить задачу вопросами, на которые можно найти ответ. Тоже самое проделать с остальными задачами. (см. Приложение 1)
Информационно-исследовательская карта.
- Выберите из банка задачу и попробуйте ее решить в группе.
- Решение или основные идеи его поиска запишите в тетради.
- В банке решений найдите решение своей задачи, изучите его, выделите метод решения и запишите его в тетрадь.
- Продолжите аналогичную работу с остальными задачами.
Защита работы групп (по 1 задаче), комментарии учителя.
(все учащиеся записывают решение в тетрадь)
4) Рефлексия
А теперь вспомните, какие проблемы мы поставили с вами в начале урока? На какие вопросы мы нашли ответ, а на какие нет?
- осталось самостоятельно научиться составлять задачи.
Посмотрите из каких величин состоит условие задачи?
- Скорости движения двух объектов V1 и V2, расстояние, пройденное объектами S и время, затраченное на движение t.
Рассмотрите задачи из банка задач и скажите сколько необходимо известных величин?
- Три
Как из решенной задачи составить еще одну задачу?
- Надо убрать из условию одну величину.
Сколько таких задач можно составить? Каких?
- Три: неизвестна скорость одного из объектов, неизвестно расстояние и неизвестно время движения.
Такие задачи называют обратными. А теперь посмотрите на свои задачи из банка. Что вы можете про них сказать?
- Они являются обратными задачами.
Итак, подведем итоги. С какими видами задач мы с вами сегодня познакомились? Сколько существует видов задач на движение по прямой? Задача, рассмотренная в начале урока к какому виду относится? В чем сходство и в чем отличие в решении таких задач? Как из условия данной задачи составить обратную? Сколько таких задач можно составить?
В качестве домашнего задания вам предлагается самостоятельно составить на выбор:
а) 4 задачи на движение (по одной каждого типа);
б) задачу на движение любого типа и обратные к нему.
На последующих уроках каждый получит задание для решения от своего одноклассника. (см. Приложение 3)
В дальнейшем мы с вами создадим сборник задач на движение.
А теперь на полях тетради отметьте свое отношение к работе на уроке. Дети рисуют «мордашки», сигнализируя о своем эмоциональном состоянии.
ЗадачиПриложение 1
Банк задач для 1 группы.
- Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч меньше скорости первой. Расстояние между городами 615 км. Через сколько часов машины встретятся?
- Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч. Расстояние между городами 615 км. Через 3 часа машины встретились. Какова скорость второй машины?
- Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч меньше скорости первой. Через 3 часа машины встретились. Каково расстояние между городами?
Банк задач для 2 группы.
- Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?
- Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Через сколько часов расстояние между автомобилями будет 540 км.
- Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В». Скорость первого автомобиля 115 км/ч. Расстояние между автомобилями 615 км. Через 3 часа расстояние между ними стало 540 км. Какова скорость второго автомобиля?
Банк задач для 3 группы.
- Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Через 3 часа расстояние между ними стало 615 километров. Найти скорость второй машины, если скорость первого автомобиля 115 км/ч .
- Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 115 км/ч, а второго 90 км/ч. Через какое время расстояние между автомобилями стало 615 км?
- Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 115 км/ч, а второго 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Банк задач для 4 группы.
- Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля 90 км/ч, а скорость второго на 25 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
- Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля 90 км/ч, а скорость второго на 25 км/ч больше. Через какое время расстояние между ними будет 75 км?
- Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость одного автомобиля 90 км/ч. Через 3 часа расстояние между ними стало 75 км. Какова скорость второго автомобиля?
Банк идей для решения задачи.
- Скорость первого объекта.
- Скорость второго объекта.
- Общая скорость движения (скорость сближения/удаления).
- Расстояние, пройденное первым объектом.
- Расстояние, пройденное вторым объектом.
- Расстояние между объектами через t часов.
- Время движения первого объекта.
- Время движения второго объекта.
- Общее время движения объектов (время встречи).
Приложение 2
Тренажер для устной работы
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? | s = 12 км v = 3 км/ч t - ? | v = 10 км/ч t = 8 ч s - ? | s = 2 м t = 2 мин s - ? |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? | s = 8 км t = 2 ч v - ? | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 12 м t = 6 ч s - ? |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? | s = 60 см v = 15 см/с t - ? | s = 90 км t = 6 ч v - ? |
v = 5 м/ч t = 16 мин s - ? | s = 70 км v = 14 км/ч s - ? | v = 25 км/ч t = 4 мин s - ? | s = 60 км t = 12 мин v - ? |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс по теме: "Задачи на движение"
Автор учебника Дорофеев В.Г. Урок закрепления изученного материала. Урок практикум в форме бизнес-игры....
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».
Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...
Урок математики по теме:"решение задач на движение"
Урок-закрепление разработан с требованиями ФГОС. на данном уроке применяются личностные УУД, коммуникативные....
Урок математики. Тема: Часы. Циферблат, стрелки, направление движения стрелок. Определение времени по часам.
Урок математики во 2 классе по программе VIII вида...
План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Движение по реке»....
- Мне нравится (1)