Урок по теме: «Производная и её применение» 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Урок по теме:
«Производная и её применение»
10 класс
(социально-экономический профиль)
учебник «Алгебра и начала математического анализа»
профильный уровень 10 класс А.Г. Мордкович, П.В. Семенов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«Производная и её применение»
10 класс
(социально-экономический профиль)
учебник «Алгебра и начала математического анализа»
профильный уровень 10 класс А.Г. Мордкович, П.В. Семенов
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Производная
и ее применение»
Задачи:
- образовательные:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков
учащихся по теме «Производная и ее применения»;
- проверка умений реализовывать полученные знания при решении
заданий Единого государственного экзамена;
- осуществление контроля знаний;
- развивающие:
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей учащихся;
- воспитательные:
- повышение учебной мотивации учащихся;
- формирование организованности, ответственности, честности.
Знания, умения, навыки:
Закрепление знаний по теме «Производная и ее применения»:
- повторение понятия производной, ее геометрического смысла;
- построение эскиза графика функции;
- нахождение точек экстремума функции, ее наибольшего и наименьшего значения.
Применение имеющихся знаний в новых условиях.
Оборудование и материалы:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран, сборники для подготовки к ЕГЭ, лист самооценки.
Ход урока
I. Организационный этап
Слайд 1: Тема урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычность его заключается в том, что у нас в гостях учителя других школ. И в то же время – это обычный урок, т.к. мы повторяем ранее изученный материал и в частности сегодня мы будем систематизировать свои знания по теме: «Производная и её применение», чтобы легко уметь применять их при решении задач ЕГЭ. Вследствие этого целью нашего урока будет осмыслить свои возможности, закрепить на практике и оценить их, что несомненно поможет вам при сдаче предстоящего экзамена.
В течение всего урока вы сможете выставить себе балл за каждый вид работы с помощью листа самооценки (см. Приложение №1), который имеется у каждого на парте и подвести итог, а в конце урока у нескольких учеников будут собраны тетради. Будьте аккуратны и сосредоточены.
II. Актуализация субъектного опыта
Итак, откройте тетради, записываем число и тему урока.
Как строятся знания? Есть база, её осмысление и применение.
Вы уже накопили опыт нахождения производной. И сегодня мы посмотрим, чему же вы научились. Повторим теоретический материал.
У доски 2 ученика.
1 ученик на доске выписывает известные правила нахождения производной.
(х + y)' = x' + y'
(х - y)' = x' - y'
(х * y)' = x' y + x y'
x x' y - x y'
__ = ________
y y2
2 ученик устанавливает соответствие между функцией и её производной.
ФУНКЦИЯ | ПРОИЗВОДНАЯ | ||
1 | y=x-5 | А | -2sin4x |
2 | y=3x2+2x+5 | Б | 6x+2 |
3 | y=x2+3sinx | В | - 1 Sin2(x-π/4) |
4 | y= | Г | - 5x-6 |
5 | y=cos22x | Д | 1 √2x |
6 | y=ctg(x-) | Е | 40 (6-2x)5 |
7 | y= | Ж | 2x+3cosx |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Г | Б | Ж | Д | А | В | Е |
В это время класс отвечает на вопросы учителя:
а) что такое производная?
б) какие смыслы производной существуют?
в) что такое производная с механической точки зрения?
е) что значит продифференцировать?
ж) какая функция называется дифференцируемой в точке?
з) что такое критические точки?
Давайте остановимся на геометрическом смысле производной.
Запишите формулу и сформулируйте.
( 1 ученик записывает формулу на доске
f (х0)=tgα=k
и говорит формулировку:
Если к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой х0 можно провести касательную, непараллельную оси y, то f' (х0) выражает угловой коэффициент касательной.)
Работаем в тетрадях. На доске рисунок:
Подпишите на рисунке все необходимые элементы и поясните.
(1 ученик записывает на рисунке все необходимые элементы и поясняет)
Мы повторили геометрический смысл производной.
Давайте опустимся в 7 класс, т.е. повторим некоторые знания, связанные с уравнением прямой y=kx+b
На доске рисунок:
(1 ученик записывает на доске)
Вопросы: 1. Условие параллельности прямых (k1=k2)
2. Уравнение оси ОХ (у=0)
3. Уравнение прямой, параллельной оси ОХ (у=b)
4. Значение k у прямой, параллельной оси ОХ (k=0)
А теперь соедините знания 7 класса и 10 класса и продолжите:
Если касательная параллельна оси ОХ или любой прямой, параллельной оси ОХ, то .…
(f ' (x) = k = 0)
Сейчас мы составили с вами математическую модель.
Оцените себя за теоретический материал.
III. Решение заданий типа В8
Теперь обратимся к заданиям В8 из ЕГЭ и ваша цель пронаблюдать, понять и запомнить – как эта модель работает на практике.
Слайд 2:
Найти значение производной в точке х0.
(1 ученик у доски показывает указкой на рисунке и рассказывает алгоритм решения.)
Ответ: 1,4
А теперь проверьте свои знания в индивидуальной работе.
Перед вами сборники для подготовки к ЕГЭ, автор Ф.Ф. Лысенко.
I вариант – Вариант 5, с. 83, В8 (ответ: 1) (Задания дублируются на слайде 3)
II вариант – Вариант 6, с. 86, В8 (ответ: -0,5)
Выполняем задание в тетради, кто справился – поднимаем руку.
Оцените себя за это задание.
А теперь, давайте рассмотрим обратную задачу.
Слайд 4:
Найти абсциссу точки, в которой касательная к графику функции параллельна прямой у=1 или совпадает с ней.
Обратите внимание, что на рисунке изображён график производной, а не график функции, как в предыдущих заданиях.
(1 ученик отвечает у доски). Ответ: 5
А сейчас проверяем, как вы в индивидуальной работе примените свои знания в немного изменённой ситуации.
Открываем сборники Лысенко.
I вариант – Вариант 9, с. 96, В8 (ответ: -1) (Задания дублируются на слайде 5)
II вариант – Вариант 10, с. 99, В8 (ответ: 2)
(Во время работы учитель подходит к нескольким учащимся и спрашивает алгоритм работы.)
Сверим ответы.
Оцените себя за эту работу.
IV. Физминутка
А сейчас давайте дадим нашим глазам отдых, быстро проведём гимнастику для глаз.
1 ученик проводит гимнастику для глаз:
- Плотно закрывать и широко открывать глаза 3 раза
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону
- Быстро моргать
V. Решение заданий типа В 14
Скажите, а где применяется производная?
- исследование функции на монотонность
- отыскание точек экстремума
- для доказательств тождеств и неравенств
- нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на
промежутке
- задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин.
Обращаясь к словам А.Н. Крылова:
Слайд 6: «Теория без практики мертва или бесплодна, а практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, а для практики умения».
Я предлагаю повторить некоторые теоретические факты через практическую задачу.
Слайд 7
Задача: Построить эскиз графика функции по следующим данным:
- D(y) = [0 ; 9]
- Нули функции: х1 = 0; х2 = 4; х3 = 8
- хmax = 1 ymax = 5
хmin = 7 ymin = - 2
4) унаим = - 2 при х = 7
5) унаиб = 8 при х = 9
В тетрадях прошу построить эскиз графика, и кто справится первым – к доске.
(Затем задаются вопросы)
1. Что такое хmax и хmin ?
2. Что такое ymax и ymin ?
3. Что такое унаим и унаиб ?
4. Расскажите алгоритм отыскания точек экстремума с помощью
производной
5. Расскажите алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений
непрерывной функции на промежутке
Оцените себя за построение эскиза графика и знание теоретического материала по этому разделу.
А теперь применим эти алгоритмы к задачам ЕГЭ.
(у доски 2 ученика, остальные – в тетрадях)
I вариант – сборник 500 заданий, с. 76, В11-3 (ответ: 1)
II вариант – сборник 500 заданий, с. 77, В11-8 (ответ: 3)
(Задания дублируются на слайде 8)
Если вы замечаете расхождения своего решения и решения на доске – исправляем ошибки. Сверьте результаты и оцените себя за эту работу в листе самооценки.
VI. Самостоятельная работа
А сейчас я предлагаю вам написать небольшую самостоятельную работу, по результатам которой будет ясно, насколько успешно вы справитесь с заданиями В8 и В11 на предстоящем переводном экзамене в форме ЕГЭ.
(см. Приложение №2)
VII. Итог урока
Учитель: Итак, что же мы с вами ребята, сделали на уроке?
Учащиеся:
- Вспомнили геометрический и физический смысл производной.
- Обсудили вопросы, связанные с исследованием графика производной и самой функции.
- При выполнении практических заданий ещё раз отметили значимость производной.
VII. Информация о домашнем задании
На боковой доске записаны 2 задания на дом. Перепишите их в свою тетрадь. Обратите внимание, что эти задания более высокого уровня сложности, и мы их называем? (задания с параметрами).
На следующем уроке обязательно проверим д/з, и если возникнут проблемы, рассмотрим их подробнее.
- При каких значениях параметра а функция у = - х3 + ах2 - 3х + 16 убывает на всей числовой прямой?
- При каком значении параметра р минимум функции
у = 1/3 х3 - х2 - 3х + р равен -3?
VIII. Этап рефлексии
Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно?
А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно?
А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день?
Слайд 9: Лестница
Посмотрите на экран и поставьте себя на ступеньку, на которой вы себя ощущаете на конец урока. Впишите в лист самооценки своё настроение.
Я хочу вам пожелать, чтобы знания ваши только возрастали. Спасибо за урок.
Прошу сдать листы самооценки и ….. сдать тетради на проверку.
Приложение № 1
Лист самооценки
№ | Этапы урока | Оценка |
1 | Теоретический материал. Геометрический смысл производной. | |
2 | Задание В8 (нахождение производной в т. Х0) | |
3 | Задание В8 (график производной) | |
4 | Построение эскиза графика функции | |
5 | Задание В11 | |
Средний балл | ||
Эмоциональное состояние |
Приложение № 2
I вариант |
№ 1 Найдите значение производной в точке х0. |
№ 2 Найдите наибольшее значение функции у = 4/3 х3 – 2х2 – 0,5 на отрезке [ 0 ; 1] |
II вариант |
№ 1 На рисунке изображён график производной некоторой функции, которая задана на промежутке (-3;6). Укажите точку х0, в которой касательная параллельна оси абсцисс. (Если их несколько, то в ответе укажите их сумму) |
№ 2 Найдите точки экстремума и определите их характер у = -1/5 х5 + 49/3 х3 – 3/5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Производная степенной функции. Применение производной в решении задач физики» 11 класс
Урок соответствует технологии модульного обучения....
Конспект урока по теме "Производная и её применение"
Обобщающий урок с презентацией по теме : " Производная и её примение"...
Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс
Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по теме: «Производная и её применение на уроках физики».
Учащимся была показана целостность знаний, получаемых на уроках математики и физики, их прикладном характере и эффективности использования при решении физических задач....
Итоговый урок по теме " Производная .Применение производной"
Итоговый урок для 11 класса по "теме" Производная .Применение производной"...
урок по теме "Производная и ее применение" 11 класс
применение производной функции...
Интегрированный урок математики и физики по теме "Производная и ее практическое применение"
Урок на основе сетевого обучения с применением электронной системы оценивания. Quizalize/com/user по теме "Производная и ее практическое применение"...