Конспект урока по теме "Производная и её применение"
методическая разработка по алгебре (11 класс)
Обобщающий урок с презентацией по теме : " Производная и её примение" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_proizvodnaya_i_eyo_primenenie_.docx | 15.1 КБ |
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy.ppt | 1.34 МБ |
zimenkova_1.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:«Производная и её применение»
Цель урока:
- Повторить и систематизировать знания по теме «Производная, её геометрический и механический смысл».
Оборудование:
- Мультимедийная установка.
- Карточки для самостоятельной работы.
I этап урока – организационный.
Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя: Математический анализ в виде дифференциального и интегрального исчисления был создан в XVII веке, как инструмент естествознания. Его ошеломляющая эффектив-ность стала очевидна сразу, и с тех пор он прочно вошел в арсенал ученых.
Для математических исследований явлений реального мира особо значимыми оказываются понятия предела и производной, ибо это основные понятия того языка на котором говорит природа, определенный золотой фонд общечеловеческой культуры.
II этап урока – повторение теоретического материала.
Вопросы для учащихся:
- Что называют производной функции?
- В чем состоит геометрический смысл производной?
- Каков механический смысл производной перемещения?
Решение задач (устно) по теме «Геометрический смысл производной» (презентация 1).
Учитель: Что такое математический анализ? Как можно охарактеризовать, предсказать особенности протекания любого процесса, использовать эти особенности. Пойдем по пути Ньютона и Лейбница, и посмотрим каким способом можно анализировать процесс, рассматривая его как функцию времени.
Презентация 2 «Построение графика производной функции методом касательных» (Чичиль В., Ковальчук В.).
III этап урока – самостоятельная работа.
1 вариант (повышенный уровень) – исследовательское задание с целью получения механических характеристик функции, анализируя график её производной (приложение 1) с последующим отчетом о проделанной работе.
2,3 варианты – решение теста (проверка с помощью компьтера).
Сегодня на уроке у вас есть прекрасная возможность узнать, как применяется производная в физике, химии и других науках (презентация 3) «Применение производной в физике» (Зименкова К.).
IV этап урока – рефлексия.
Продолжите фразу:
- «Сегодня на уроке я узнал …»
- «Сегодня на уроке я научился …»
- «Сегодня на уроке я повторил …».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи, приводящие к понятию производной При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления. Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница.
Дифференциальное и интегральное исчисление Лейбниц ввел термины : 1)«дифференциальное исчисление» 2)«интегральное исчисление»
Differentia по-латыни — «разделение», «раздробление». Процесс дифференцирования состоит в замене функции на малом участке ее дифференциалом, т. е. кусочком ее касательной. Участкок ,на котором производится замена, Лейбниц дал название «бесконечно малый». Процесс дифференцирования
Дифференцирование, по Лейбницу, — это расчленение функции на бесконечно малые элементы. Integer по-латыни — «целый»; интегрирование — процесс объединения в целое малых элементов, из которых составлена фигура (нахождение площади, объема и т.п.).
Подход Лейбница был геометрическим: он стремился дать общий метод определения касательных к кривым и способ вычисления площадей фигур, ограниченных графиками функций.
Ньютон пришел к анализу, исходя из необходимости описывать движение тел и развитие различных процессов. Суть дифференцирования, по Ньютону,— нахождение скорости тела по пройденному пути, интегрирование — обратная операция, а именно восстановление пути по скорости.
Механический смысл производной заключается в том, что производная от координаты по времени есть скорость, а производная от скорости по времени -ускорение Механический смысл производной (t)=x (t) a(t) = (t) X - перемещение -скорость а –ускорение t- время
примеры в физике Материальная точка движется прямолинейно по закону X(t)=t³-4t². Найдите скорость и ускорение в момент t =5с (Перемещение измеряется в метрах) Решение: X(t)=t³-4t² , t=5 с = x (t)=3 t² -8t (5)= 3 • 5 2 -8 • 5= 75-40=3 5м/с ; a(t)= (t)=6t-8 ; a(5)=6 • 5-8=30-8=22 м/с ² Ответ: 35м/с, 22м/с ²
Применение: Охлаждение тела. Радиоактивный распад. Гармонические колебания. Нахождение закона движения тела по его ускорению(скорости ).
Охлаждение тела. ...быстрое охлаждением расплава в жидком азоте
Радиоактивный распад
Грандиозные успехи естествознания и математики в последующие три столетия во многом были определены великим открытием Ньютона и Лейбница .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Волейбол" с применением групповых технологий в 11 классе
Современные групповые технологии на уроках волейбола в школе....
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока по теме Спорт с применением ИКТ
Данный урок предназначен для проведения среди учащихся 7-х классов, обучающихся по УМК-7 (под редакцией Афанасьевой О,В,)...
Конспект урока в 6 классе с применением технологии индивидулизации и дифференциации. Учитель английского языка Гурова О.В.
Материал будет полезен для учителей, применяющих в своей работе технологии индивидуализации и дифференциации....
Конспект урока по физической культуре с применением АМО для учащихся начальной школы
Цели урокаСоздание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культурыЗадачи урока· Помочь освоить ...
Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"
Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....