урок по теме "Производная и ее применение" 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока « Производная и её применение»
Форма урока: урок- бенефис.
Цель урока: обеспечение усвоения материала по теме на уровне комплексного применения знаний и способов действий в стандартной и изменённой ситуации.
Задачи урока:
1) продолжить формирование умений и навыков при применении производной; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой; показать межпредметные связи математики и физики и роль производной в этом;
2)содействовать формированию ценностного отношения учащихся к своему здоровью, воспитывать сознательное отношение к учебному труду.
3)развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, культуру речи учащихся.
Ход урока.
-Кто, ребята, знает, что такое « бенефис»?
-Бенефис- это спектакль в честь одного актёра или спектакль одного актёра.
Сегодня у нас урок « Бенефис производной»
Весь урок мы посвятим одному математическому понятию – производной, увидим, что с её помощью решаются не только алгебраические задачи, но и геометрические, и физические, попытаемся проследить важную роль производной как математического средства в других дисциплинах.
I. Теоретическая разминка.
«Производная: сложно, просто, интересно!»
Диктант.
У математиков существует свой язык – это формулы. Проверим как вы знаете формулы. Подготовьтесь к диктанту.
1.Напишите правила дифференцирования: а) (f ∙ g)`; б) (f / g)`.
2.Запишите производную функций: a) (x)p; б) ekx; в) ax; г) sin(kx + b).
3.Напишите формулу уравнения касательной к графику функции f(x) в точке с абсциссой x0.
4.Запишите формулу, выражающую геометрический смысл производной.
5.Сформулируйте достаточные условия возрастания и убывания функции.
6.Сформулируйте определение стационарной точки.
II. Историческая справка
Термин « производная» является буквальным переводом на русский французского слова «derivee», которое ввёл в 1797 году Ж. Лагранж ( 1736- 1813); он же ввёл современные обозначения y’,f’. Такое название отражает смысл понятия :функция f’(x) происходит из f(x), т.е. является производным от f(x). И. Ньютон называл производную функцию флюксией, а саму функцию –флюентой.
Обратите внимание на слова А.Н. Крылова: «Теория без практики мертва или бесплодна: практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, - и умение».
III.Практические задачи
Производная в физике.
№1.Тело движется прямолинейно по закону S(t) = t3 – t. (Координаты измеряются в метрах, время – в секундах)
Определите: 1) скорость в момент времени t = 3 c.;
2) ускорение движения в момент времени t = 0,2 c.
Производная в химии.
Задача по химии
№3. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью:
р(t) = t /2 + 3t –3 (моль)
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Решение:
Понятие на языке химии | Обозначение | Понятие на языке математики |
Количество в-ва в момент времени | p = p(t) | Функция |
Интервал времени | ∆t = t– t | Приращение аргумента |
Изменение количества в-ва | ∆p= p(t+ ∆ t ) – p(t) | Приращение функции |
Средняя скорость химической реакции | ∆p/∆t | Отношение приращения функции к приращению аргумента |
V (t) = p' (t)
№4.
№5. 1.а) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = х3 + х2 - 2х + 1 в точке с абсциссой х0 = -1.
б). Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)= 0,5x2-2x в точке с абсциссой х0=4.
2.Дана функция f(x) = 2х3 + 6х2- 1.
Найдите:
а) промежутки возрастания и убывания функции;
б)экстремумы функции
в) наибольшее и наименьшее значения функции на
отрезке [-3; 0].
Самостоятельная работа.
- Найдите точки минимума функции f(x)= х2 – 3х.
1) 0; 2) 2; 3) -2; 4) 1/5. - Найдите производную функции y = (-2х + 3)8
1) -16(-2х + 3)7; 2) 24(-2х + 3)7; 3) 8(-2х + 3)7; 4) -8(-2х + 3)7. - Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции f(x) = 9x – 4x3 в его точке с абсциссой х = 1.
1) -3; 2) 0; 3) 3; 4) 5. - Найдите наибольшее и наименьшее значение функции f(x)= -x3 + 2x2 – 8x+ 1 на отрезке [-2; 1].
Домашнее задание
VIII. Итог урока: сегодня на уроке мы увидели с вами, что с помощью Великой Производной можно решать физические задачи, получать уравнение касательной к графику функции, не видя и не строя этот график. На последующих уроках мы научимся с помощью производной строить графики сложных функций, решать нестандартные уравнения, решать текстовые задачи на выбор оптимальных условий .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"
Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает сильный эмоциональный отклик, радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...
Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.
Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР. Оборудование: Раздаточный материал с историч...