Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_v_8_klasse_po_teme_teorema_vieta.docx | 124.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме «Теорема Виета»
Составитель: учитель Грицан Т. А. МОУ РСОШ №10 Песчанокопского района Ростовской области.
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета".
Задачи:
- закрепить умения учащихся выполнять различные задания на применение теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета
- совершенствовать умения и навыки решения квадратных уравнений различными способами;
- расширить общий кругозор учащихся;
- развивать внимание, логическое и математическое мышление, работоспособность, умение анализировать, математические и коммуникативные компетенции, интерес к математике;
- воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами;
- побуждать учеников к взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
УМК: Алгебра. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Г. К. Муравин, К. С. Муравин, О. В. Муравина. – М.: Дрофа, 2008.
Дидактический материал:
слайды с таблицей для проверки теоретических знаний учащихся по теме "Решение квадратных уравнений", ромашки с заданиями, карточки с трёхуровневыми заданиями, слайды с ответами к трехуровневым заданиям и критериями оценки.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Продолжительность урока: 45 мин.
План урока:
1. Организационный момент, инициализация урока (1 мин.).
2. Проверка домашнего задания ( 2 мин.)
3. Устный опрос (4 мин.)
4. Закрепление изученного материала (20 мин.)
5. Выполнение задания исследовательского характера (5 мин.)
6. Самостоятельная работа (5 мин.)
7. Контроль и проверка знаний (2 мин.)
8. Домашнее задание (2 мин.).
9. Подведение итогов занятия (2 мин.)
10.Рефлексия учащихся (2 мин.)
Ход урока
Организация начала занятия.
Класс делится на несколько групп по 5 человек. Каждый участник группы имеет свой номер. Номер каждого ученика записан на цветном бейджике. Бейджик с номером 1 - красного цвета, 2 - голубого, 3 - зеленого, 4 - желтого, 5 - розового.
Для каждого ученика на парте приготовлены листы с индивидуальными заданиями.
I. Организационный момент, инициализация урока.
Объявление темы, цели и плана урока.
II. Актуализация знаний учащихся
- Проверка домашнего задания. (№329(2), №330(2), №333(4))
№329(2)
№330(2)
так как коэффициенты должны быть целыми.
№333(4))
2. Устный опрос
1) Проверка теоретических знаний по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета" проводится фронтально с использованием мультимедийного проектора. На экране высвечивается задание № 1.
Задание № 1
Квадратное уравнение и его корни.
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | И | Л | Н |
1 | Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx + c = 0, x - переменная, a,b,c - числа, причем a - не равно нулю. |
|
|
|
2 | Если в квадратном уравнении один из коэффициентов равен 0, то такое уравнение называется неполным. |
|
|
|
3 | Выражение b2+4ac - называется дискриминантом квадратного уравнения. |
|
|
|
4 | Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен 1, то оно называется приведенным. |
|
|
|
5 | Неполное квадратное уравнение всегда имеет решения. |
|
|
|
6 | Если дискриминант целое число, то корней в квадратном уравнении - два. |
|
|
|
7 | Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, а произведение корней равно свободному члену. |
|
|
|
8 | Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна нулю, то один из корней этого уравнения равен одному, а второй - свободному члену. |
|
|
|
В левой части таблицы записаны утверждения, прочитав которые ученики определяют его истинность или ложность. Напротив каждого записанного предложения ставится соответствующая буква: "И" - если это истинное утверждение, "Н" - неполное, "Л" - ложное. В ложные и неполные утверждения ученики вносят поправки, приводящие данные утверждения к истинным.
Ответы к заданию №1
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | И | Л | Н |
1 | Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx + c = 0, x – переменная, a,b,c – числа, причем a – не равно нулю. | √ | ||
2 | Если в квадратном уравнении один из коэффициентов равен 0, то такое уравнение называется неполным. | √ | ||
3 | Выражение b2+4ac – называется дискриминантом квадратного уравнения. | √ | ||
4 | Количество решений квадратного уравнения зависит от коэффициентов. | √ | ||
5 | Неполное квадратное уравнение всегда имеет решения. | √ | ||
6 | Если дискриминант целое число, то корней в квадратном уравнении – два. | √ | ||
7 | Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. | √ | ||
8 | Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен 1, то оно называется приведенным. | √ |
2). Устно разбирается упражнение № 327(3,4) (фронтальный опрос)
(3)
(4)
№332(2,4)
(2) ,
(4)
III. Закрепление изученного материала.
1) Можно ли сказать чему, равна сумма корней квадратного уравнения
Это уравнение вообще не имеет корней: D=4-12<0.
2)Повторение обратной теоремы Виета.
-Применим её для нахождения корней уравнений.
Фронтально рассматриваются уравнения №335. Ученик, подобравший корни, поднимает руку и отвечает, называя два корня, их сумму и произведение.
Обсуждение плана подбора корней:
- свободный член разными способами раскладывается на множители
- находится их сумма, которая должна оказаться противоположной второму коэффициенту квадратного уравнения.
В заданиях 2,5,6,7 корни подобрать не удается. Чтобы их решить нужно вычислить дискриминант и т.д. оформить письменное решение этих заданий дома.
3) выполнение упражнения №336(1)
Обсуждение плана решения и самостоятельное выполнение задания.
-Как использовать условие, что один корень больше другого на 6? ( )
4)Учащимся предлагается сыграть в игру "Кто быстрее?".
На данном этапе урока работа по закреплению знаний и совершенствованию навыков и умений решения квадратных уравнений и применения теоремы Виета проводится в группах, на которые был разделен класс в начале урока. Каждая группа получает цветок (ромашку) с разноцветными лепестками, на обороте которых записаны квадратные уравнения. 1-й ученик решает задание, написанное на красном лепестке, 2-й - на голубом, 3-й - на зеленом, 4-й - на желтом, 5-й - на розовом, т.е. цвета выбранных учениками лепестков и их бейджиков совпадают.
1.
После того, как каждый ученик группы решает свое уравнение, ответы заданий на всех пяти лепестках суммируются.
0 - 4,5 + 0 + 9 + 0 + 4 + 5 - 5 +8 - 8 = 8,5
На столе учителя лежат ромашки с различными числовыми значениями в центре.
После выполнения задания, капитан каждой из команд берет со стола учителя новую ромашку с номером, соответствующим сумме, найденной в результате выполнения предыдущего задания.
2.
2 + 2,5 + 23 - 1 + 3 - 8 + 2 - 0,2 + 6 = 29,3
3.
В результате нахождения суммы ответов всех пяти заданий получили число -2,4.
-5 - 2 - 43 + 0,6 + 35 - 1 + 6 + 3 + 4 = -2,4.
Если в процессе решения уравнений кто-то из учеников допустил ошибки, то ромашку с нужным номером его группа найти не сможет.
Поэтому ребятам придется вернуться к исходным заданиям и совместными усилиями найти допущенную ошибку.
Так, этап за этапом, выполняя задания различной сложности, помогая друг другу, выполняя проверку, ученики приходят к своей последней ромашке, на обороте которой написано "Молодцы".
Группа учеников, закончившая работу первой, получает оценку "отлично", вторая группа - "хорошо".
5. Задание исследовательского характера
Ученикам предлагается продолжить работу в группах и выполнить задание исследовательского характера.
З А Д А Н И Е
При каких значениях параметра m уравнение х2+2mх-(m-20)=0 имеет один корень?
(Ответ: -5; 4).
Группа учащихся, закончившая работу первой, получает оценку "отлично" и объясняет свое решение у доски.
Пусть
6.Самостоятельная работа
Учащимся для выполнения предлагаются карточки с трехуровневыми заданиями по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета". Задания выбираются учащимися по желанию, в зависимости от уровня усвоения ими данной темы.
ЗАДАНИЕ № 2
Внимание, точность мышления.
Уровень А. Время 5 мин.
Тема: «Теорема Виета и ее следствия».
Фамилия________________________ Имя____________ Класс________________
Задание:
Внимательно посмотрите на уравнение, записанное в левой части таблицы. Среди чисел, записанных в правой части таблицы, выберите те, которые являются корнями данного квадратного уравнения.
В соответствующем столбце таблицы поставьте галочку напротив выбранного Вами варианта.
№ | Уравнение | Корни уравнения | ||
1 | х2 – 8х – 9 = 0 | -9 и 1 | ||
9 и 1 | ||||
9 и -1 | ||||
-9 и -1 | ||||
2 | х2 – 9х + 20 = 0 | -4 и 5 | ||
4 и -5 | ||||
-4 и -5 | ||||
4 и 5 | ||||
3 | х2 + 11х – 12 = 0 | -1 и 12 | ||
-12 и 1 | ||||
1 и 12 | ||||
-1 и -12 | ||||
4 | х2 + х – 56 = 0 | 7 и -8 | ||
-7 и 8 | ||||
-7 и -8 | ||||
7 и 8 | ||||
5 | х2 – 19х + 88 = 0 | -8 и -11 | ||
-8 и 11 | ||||
8 и -11 | ||||
8 и 11 | ||||
6 | х2 + 16х + 63 = 0 | -9 и 7 | ||
-9 и -7 | ||||
9 и -7 | ||||
7 и 9 | ||||
7 | х2 + 2х – 48 = 0 | -8 и -6 | ||
-6 и 8 | ||||
-8 и 6 | ||||
6 и 8 |
Итоговый балл __________
Фамилия, имя проверяющего___________________________________
ЗАДАНИЕ № 2
Внимание, точность мышления.
Уровень В. Время 5 мин.
Тема: «Теорема Виета и ее следствия».
Фамилия________________________ Имя____________ Класс________________
Задание:
Внимательно посмотрите на уравнение, записанное в левой части таблицы. Среди чисел, записанных в правой части таблицы, выберите те, которые являются корнями данного квадратного уравнения.
В соответствующем столбце таблицы поставьте галочку напротив выбранного Вами варианта.
№ | Уравнение | Корни уравнения | ||
1 | х2 – 5х + 6 = 0 | -2 и -3 | ||
2 и -3 | ||||
-2 и 3 | ||||
2 и 3 | ||||
2 | х2 - 17х + 42 = 0 | 3 и 14 | ||
-3 и 14 | ||||
-3 и -14 | ||||
3 и -14 | ||||
3 | х2 + 8х + 15 = 0 | 3 и 5 | ||
-5 и 3 | ||||
5 и -3 | ||||
-5 и -3 |
Задание.
Внимательно посмотрите на уравнение, записанное в левой части таблицы.
Найдите подбором корни этого уравнения.
В правом столбце таблицы запишите найденные Вами корни.
Если необходимо преобразовать исходное уравнение, сделайте это в левой части таблицы.
№ | Уравнение | Корни уравнения | |
4 | х2 – 8х – 9 = 0 | ||
5 | х2 – 3х – 10 = 0 | ||
6 | х2 - 11х – 80 = 0 | ||
7 | х2 - 8х + 20 = 0 |
Итоговый балл __________
Фамилия, имя проверяющего___________________________________
ЗАДАНИЕ № 2
Внимание, точность мышления.
Уровень С. Время 5 мин.
Тема: «Теорема Виета и ее следствия».
Фамилия________________________ Имя____________ Класс________________
Задание.
Внимательно посмотрите на уравнение, записанное в левой части таблицы.
Найдите подбором корни этого уравнения.
В правом столбце таблицы запишите найденные Вами корни.
Если необходимо преобразовать исходное уравнение, сделайте это в левой части таблицы.
№ | Уравнение | Корни уравнения | |
1 | х2 – 6х + 8 = 0 | ||
2 | х2 – 2х – 15 = 0 | ||
3 | х2 – 15х + 36 = 0 | ||
4 | х2 + 7х - 8 = 0 | ||
5 | 8х2 – 40х + 48 = 0 |
Задание.
Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа, записанные в левом столбце таблицы, и запишите его в правый столбец.
№ | Корни уравнения | Уравнение | |
1 | -3 и -2 | ||
2 | -3 и 13 | ||
3 | 3 и 18 |
Итоговый балл __________
Фамилия, имя проверяющего___________________________________
7. Контроль и проверка знаний
По окончании отведенного на выполнение заданий времени проводится проверка выполненных учениками решений.
При помощи мультимедийного проектора на экран высвечиваются ответы заданий и критерии оценки знаний.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ№ 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Уровень А | Уровень А | ||||||
№ | вариант ответа | кол-во выполненных заданий | оценка | ||||
1 | 9 и -1 | 7 | 4 | ||||
2 | 4 и 5 | 5-6 | 3 | ||||
3 | -12 и 1 | менее 5 | 2 | ||||
4 | 7 и -8 | ||||||
5 | 8 и 11 | ||||||
6 | -9 и -7 | ||||||
7 | -8 и 6 |
Уровень В | Уровень В | ||||||
№ | вариант ответа | кол-во выполненных заданий | оценка | ||||
1 | 2 и 3 | 7 | 5 | ||||
2 | 3 и 14 | 6 | 4 | ||||
3 | -5 и -3 | 4-5 | 3 | ||||
4 | 9 и -1 | менее 4 | 2 | ||||
5 | 5 и -2 | ||||||
6 | -5 и 16 | ||||||
7 | нет решений |
Уровень С | Уровень С | ||||||
№ | вариант ответа | кол-во выполненных заданий | оценка | ||||
№ | вариант ответа | 8 | 5 | ||||
1 | 2 и 4 | 6-7 | 4 | ||||
2 | -3 и 5 | 4-5 | 3 | ||||
3 | 3 и 12 | менее 4 | 2 | ||||
4 | -8 и 1 | ||||||
5 | 2 и 3 | ||||||
6 | х2 + 5х + 6 = 0 | ||||||
7 | х2 – 10х – 39 = 0 | ||||||
8 | х2 – 21х + 54 = 0 |
Рядом сидящие ученики, обменявшись своими карточками, сверяют решения с ответами на экране, выставляют оценку исходя из пятибалльной системы, и сообщают её учителю. По окончании проверки учитель собирает карточки с выполненными заданиями.
IV. Домашнее задание
№333(5), №335(2,7), №336(2)
V. Подведение итогов занятия
На данном этапе дается анализ и оценка успешности достижения целей урока исходя из результатов опроса и данных по самооценке и взаимооценке. По результатам урока каждому учащемуся выставляется оценка (или две оценки) в журнал. Намечаются перспективы последующей работы.
VI. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Урок
- привлек меня тем :
- показался интересным :
- заставил задуматься:
На доске прикреплены картинки:
Выходя из класса, поставьте, пожалуйста, точку под рисунком соответствующим вашему настроению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.
Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...
Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"
Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....