"Математический поезд"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
« МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД.»
( игра для 10-11 классов )
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Высказывание о математике .
-«Математика - это гимнастика ума.» М.И. Калинин.
-« Нельзя быть математиком , не будучи поэтом в душе .» К.Вейерштрасс.
-«В математике красота играет громадную роль.» Н.Г. Чеботарев.
-« В науке нет широкой столбовой дороги , и только тот может достигнуть ее сияющих вершин , кто, не страшась усталости ,карабкается по ее каменистым тропам .» К .Маркс.
2.Наглядный материал для демонстрации и раздачи.
3.Математические газеты.
4.Таблички с названиями «станций».
5.Табло для ведения счета конкурса ЭРУДИТОВ.
6.Маршрутные листы.
7. Задания для маршрутов.
8. Цветная бумага.
9.Призы для победителей.
УСЛОВИЯ (ПРАВИЛА) ИГРЫ.
1. В игре принимают участие команды 10-11 классов в составе 5 человек: 1- капитан,
4 - члены команды.
2. Каждая команда должна приготовить :
А) название ; Б) девиз ; В) эмблему.
3. Команда имеет в наличии : а) чистую бумагу для решения задач ; б) ручки , карандаши на каждого ;
4. Игра начинается с права приобрести билет на участие в игре. Для этого по очереди команды участвуют в конкурсе «БИЛЕТ».Каждой команде предлагаются экспресс-вопросы ,в количестве 10.Цена ответа – 1уе.
Если команда набирает от 5 до 10 уе , она получает право на приобретение «БИЛЕТА». Если же она не набирает необходимого числа уе , то ей предлагается «БРОНЬ», то есть серия дополнительных экспресс-вопросов. При успехе - команда участвует в игре , в противном случае - остается на «ПЕРРОНЕ».
5. Команда , приобретая «БИЛЕТ» , получает «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ», в котором указаны станции , на которых произойдут остановки .На станциях команды получают задания , ркшив которые , полцчают соответствующие отметки в «МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ» :
А) время прибытия на станцию ;
Б) время убытия со станции ;
В) оценка за выполненную работу в уе.
6. Следовать от станции к станции нужно строго в соответствии с «МАРШРУТНЫМ ЛИСТОМ».
Таблички с названиями станций прикреплены к разным учебным кабинетам , расположенных в разных местах учебного здания.
- Пройдя последнее испытание , «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ « предъявляется жюри.
- При подведении итогов учитываются :
А)наименьшее время движения по маршруту ; Б) наибольшее число уе за выполненные задания.
- Подведение итогов . Объявление и чествование победителей , вручение призов.
ЗАМЕЧАНИЯ:
10. При отбытии команд , « провожающие « , ожидая возвращения путешественников , стараясь прибавить своим «любимцам» дополнительно уе , участвуют в конкурсе «ЭРУДИТОВ»,
- По окончании игры - развлекательная программа , дискотека.
СТАНЦИЯ « АРИФМЕТИЧЕСКАЯ «.
№1.
( 7 - 6,35 ) : 6,5 + 9,9
___________________________ = ( 20 )
(1,2 : 36 + 1,2 : 0,25 -1) :
№2.
( 0,5 : 1,25 + :1 - ) * 3
_______________________________ = ( 32 )
( 1,5 + ) : 18
№3
2: 1,1 + 3 ( 2 + 4,5 ) * 0,375
____________ : - ___________________ = ( 5 )
2,5 – 0,4 *3 2,75 - 1
СТАНЦИЯ « ПЕРЕЛИВАНИЯ «
1. Можно ли , имея лишь два сосуда емкостью 3л и 5л , набрать из водопроводного крана 4л воды ?
( МОЖНО. Сначала нужно отлить 2л в 3л сосуд. Из 5л - в 3л, остается 2л в 5л сосуде. Вылить из 3л сосуда всю воду , перелить туда из 5л оставшиеся 2л., затем наполнить 5л сосуд , долить 3л до полного 1л ( 2л+1л). В 5л сосуде останется ровно 4л.)
2. Как имея два сосуда емкостью 5л и 9л , набрать из водоема ровно 3л воды?
( СНАЧАЛА набрать 8л в 9л сосуд)
3. Имеются 3 сосуда вместимостью 8л,5л,3л. Первый из них наполнен водой . Как разлить воду в два из этих сосудов так , чтобы в каждом было по 4л ?
( ДОБИТЬСЯ того, чтобы в одном из сосудов оказался 1л.)
СТАНЦИЯ «СМЕКАЙ-КА»
1. Есть две сковородки . На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится одну минуту. За какое время , наименьшее, это можно сделать ?
( За 3 минуты.)
2. В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы . Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку ?
( Этого не произойдет . Пароход поднимается вместе с водой .)
3. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад дует ветер , но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда ?
( Электропоезд бездымен.)
СТАНЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ КВАДРАТЫ»
№1.
Впишите в пустые клетки недостающие числа от 1 до 16 так чтобы в сумме по всем столбцам строкам и обеим диагоналям получилось число 34.
11 | 8 | 10 | 5 |
2 | 13 | 3 | 16 |
7 | 12 | 6 | 9 |
14 | 1 | 15 | 4 |
№2
Впишите в пустые клетки недостающие числа от 1 до 16 так , чтобы в сумме по всем столбцам , строкам и диагоналям получилось число 34.
3 | 16 | 10 | 5 |
2 | 13 | 11 | 8 |
15 | 4 | 6 | 9 |
14 | 1 | 7 | 12 |
№3
Впишите в пустые клетки недостающие числа от 1 до 16 так , чтобы в каждой строчке , столбце и по двум диагоналям в сумме получалось одно и то же число. ( 34 )
1 | 14 | 15 | 4 |
12 | 7 | 6 | 9 |
8 | 11 | 10 | 5 |
13 | 2 | 3 | 16 |
15 | 10 | 4 | 5 |
3 | 6 | 16 | 9 |
14 | 11 | 1 | 8 |
2 | 7 | 13 | 12 |
6 | 3 | 10 | 15 |
9 | 16 | 5 | 4 |
7 | 2 | 11 | 14 |
12 | 13 | 8 | 1 |
СТАНЦИЯ «АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ»
Решить уравнения :
№1
Х2 + 1 Х2 – 1
__________ _ ________ = 23 (Ответ: - ; 5 )
Х -4 Х + 3
№2
- 5
____ + ____ = 2
Х2+ 4 х2 + 5 ( Ответ : 0 )
№3
Х2 + 3х - 18 + 4( х2 + 3х – 6 )0,5 = 0 ( Ответ : -5 ; 2 )
СТАНЦИЯ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКАЯ»
№1.
1 –tg( n-2a) tga
_______________ = ( 0,5 tg 2a )
tg(1,5n –a) + tga
№ 2
Ctg2( a + 0,5n 0 cos2 (a -0,5n)
__________________________ = ( 1 )
Ctg2 (a – 0,5n ) – cos 2 ( a+ 0,5n )
№ 3
Sin2 ( 4a – 0,5 n )
______________________ = ( - 0,25 sin 8a )
Ctg ( 1,5n -2a )+ tg ( 1,5n + 2a)
СТАНЦИЯ «ШУТОЧНАЯ»
- ЦЕПОЧКА СЛОВ.
Первый называет одно слово. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий повторяет два первых слова и добавляет свое . И так далее.
Члены жюри следят за игрой , записывая слова по порядку . Чем больше слов названо , тем больше уе получено. Слова называть «математические «.
- «АУКЦИОН « пословиц и поговорок с числами .
Назвать , без повторений . как можно больше пословиц , поговорок с числами.
( одна голова - хорошо , а две - лучше! …..)
« БИЛЕТ»
Стоимость билета от 5 до 10 уе. Цена одного вопроса - 1уе.
1. Как называется знак корня? ( радикал )
2. Чему равен угол в квадрате ? ( 90 градусов )
3. Чему равна площадь круга с радиусом 1 ? ( П )
4. Автор книги «НАЧАЛА» ( Евклид )
5. Как называется вторая координата точки ? ( ордината )
6. Утверждение , принимаемое без доказательства ? ( аксиома )
7. Наука ,изучающая свойства фигур в пространстве ? ( стереометрия )
8. Прибор для построения окружности ? ( циркуль )
9. Что такое экер ? ( прибор для построения прямых углов на местности ? )
10. Разделите сто на половину ? ( 200 )
11. Чему равен один фунт ? ( 400гр.)
12. Может ли угол параллелограмма быть раным 200 градусам ? ( нет )
13. Найти произведение 7*8*125 = ( 7000 )
14. Чему равна длина окружности с радиусом 1 ? ( 2П )
15. Наука , изучающая свойства фигур на плоскости ? ( планиметрия )
16. Что такое астролябия ? ( прибор для измерения углов на местности )
17. Найти корень уравнения х2 = 64 ( корней нет )
18. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон многоугольника ? ( периметр )
19. Что собой представляет график функции у = кх + в ( прямая линия )
20. Отрезок , соединяющий две точки окружности называется ? ( хордой )
21. Зачем нужна рейсшина ? ( для построения параллельных прямых )
22. Часть прямой .состоящая из точек ,лежащих по одну сторону от данной точки ? ( луч )
23. Фигура , состоящая из всех точек плоскости , равноудаленных от одной точки ? ( окружность )
24. Чему равны длины сторон египетского треугольника ? ( 3,4,5 )
25. Что такое градус ? ( 1/180 часть развернутого угла )
26. Что такое абак ? ( счеты )
27. Решите уравнение : 1 х 1 = - 7. ( корней нет )
28. Что такое алгебра ? ( наука о решении уравнений )
29. Как называется первая координата точки ? ( абсцисса )
30. В каком городе есть улицы Пифагора , Архимеда , Ньютона , Коперника ? ( в Амстердаме )
«БРОНЬ»
1. Число разрядов в классе ? ( три )
2. Единица измерения скорости в море ? ( узел )
3. Третья буква греческого алфавита ? ( гамма-j )
4. Единица массы драгоценных камней ? ( карат )
5. Объем 1 кг воды ? ( 1литр )
6. Прибор для измерения углов ? ( транспортир )
7. Найдите 1 % от метра ? ( 1 см )
8. Специфическая единица измерения объема нефти ? ( баррель - 159 л )
9. Наименьшее натуральное число ? ( 1 )
10. Число , обращающее уравнение в верное равенство ? ( корень уравнения )
КОНКУРС «ЭРУДИТОВ»
1. Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. Математик , оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время , решил подстричься .В городке имелось лишь два мастера ( у каждого из них своя парикмахерская ). Заглянув к одному мастеру ,математик увидел , что в салоне грязно , сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто , а владелец его был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив , математик отправился стричься к первому парикмахеру. Уважаемые знатоки!Не можете ли вы объяснить причину столь странного , на первый взгляд ,решения математика ?
( ОТВЕТ. Поскольку в городке лишь два парикмахера , каждый мастер вынужден стричься у другого . Математик выбрал того . кто лучше подстриг своего конкурента .)
2. Сколько существует трехзначных чисел ? ( 999- 99 = 900 )
3. Шоколадка стоит рубль и еще полшоколадки . Сколько стоит шоколадка ? ( 2р.)
4. Полный бидон с молоком весит 30 кг., а наполненный наполовину – 15,5 кг. Сколько весит бидон ? ( 1 кг. )
5. Сколько диагоналей в правильном 7-угольнике ? ( 14 )
6. Замените звездочки числами так , чтобы сумма любых трех соседних чисел равнялась бы 20.
7 , *,*,*,*,*,*,9 ( 7,9,4,7,9,4,7,9 )
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
№ 1 | Наименование станции | Время прибытия | Время убытия | Оценка уе |
1. | Арифметическая |
2. | Волшебные квадраты |
3. | Алгебраическая |
4. | Смекай-ка! |
5. | Тригонометрическая |
6. | Шуточная |
7. | Переливания |
| ИТОГО: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общегородская игра общеобразовательных учреждений «Математический поезд»
Игра «Математический поезд» Цель:«Создание благоприятных условий для развития математической культуры среди учащихся». Задачи:1)Вовлечение учащихся пятых классов в математическое соревновани...
Математический поезд
Разработка внеклассного мероприятия по математике в 5 классе. Может использоваться при проведении предметной недели....
Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)
В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на повышении ...
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....
Игра "Математический поезд"
Прочитав в журнале «Математика в школе», книге «Игротека математического кружка» о вечере-игре для учащихся 5-6 классов «Математический поезд», вместе с кружковцами решили переработать эти статьи и ор...
Урок-игра "Математический поезд"
Урок-игра . 5 класс. Тема "Действия с десятичными дробями" Цель: проверить знание правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, умение применять их в действии (в примерах, задачах...
Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»
Используемые образовательные технологии: игровая технология Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихс...