Игра "Математический поезд"
методическая разработка (6 класс) по теме
Прочитав в журнале «Математика в школе», книге «Игротека математического кружка» о вечере-игре для учащихся 5-6 классов «Математический поезд», вместе с кружковцами решили переработать эти статьи и организовать такую игру в своей школе. Провели огромную работу по подготовке оформления, наглядностей, раздаточного материала учащиеся старших классов, которые выступали в качестве консультантов, проводников, кассиров. Проведение такого вечера – это праздник для ребят 5-6 классов и большая ответственность для старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_igry_mat.poezd_.doc | 481.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитав в журнале «Математика в школе», книге «Игротека математического кружка» о вечере-игре для учащихся 5-6 классов «Математический поезд», вместе с кружковцами решили переработать эти статьи и организовать такую игру в своей школе. Провели огромную работу по подготовке оформления, наглядностей, раздаточного материала учащиеся старших классов, которые выступали в качестве консультантов, проводников, кассиров. Проведение такого вечера – это праздник для ребят 5-6 классов и большая ответственность для старшеклассников.
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ :
Начальник поезда (учитель) – организатор игры, объявляет отправление поезда.
Работники справочного бюро ( 8 человек ) проверяют ответы задач, дают консультации по решению.
Кассиры ( 4 человека) проверяют правильность решения задач, выдают билеты.
Проводники ( 6 старшеклассников) проверяют билеты, проводят конкурсы во время «движения поезда» , рассказывают правила организации работы на «остановках».
Контролеры «приемного пункта» на станции «Рыболовная» ( 2 человека ) принимают «улов рыбы» (проверяют решение задач) и выдают поощрительные жетоны в виде медузы.
Продавцы рынка ( 6 человек ) и служащие зоопарка ( 6 человек ) предлагают задачи соответствующего содержания, проверяют их решение, выдают жетоны.
Компостатор ( учитель) выдает билеты в вагон более высокого класса или лотерейные билеты согласно предъявленным учащимися поощрительным жетонам.
Вывески, плакаты: мягкий вагон, плацкартный вагон, холодильник, станции «Зоопарк», «Рыболовная», «Рынок», «Призовая». Вывески: «Проверь свой глазомер!», «Проверь свою наблюдательность», правила получения билетов, цены справок, справочное бюро, компостатор. Макеты весов, гирь, фруктов для станции «Рынок», задачи на готовых чертежах для станции «Зоопарк» (по 3 экземпляра), колокол.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Для проведения вечера нужно подготовить три классных комнаты и коридор. Перед началом игры проводится организационная линейка, где начальник поезда рассказывает правила проведения вечера и желает счастливого пути пассажирам «Математического поезда».
Каждый ученик получает посадочный талон – конверт с тремя заданиями и шестью жетонами. Карточки составлены на 9 вариантов, в каждом содержится по две задачи на сообразительность и один вычислительный пример. На всю работу отводится 30 минут. В каждом классе находится учитель, два работника справочного бюро и один кассир. Если ученик не может решить какое-либо задание, то он имеет право обратиться за помощью в «справочное бюро» к работникам, но за справку он должен дать определенное количество жетонов.
Цены справок :
- проверка правильности решения задачи – бесплатно.
- просьба задать вопрос, помогающий найти путь решения задачи – 1 жетон.
- подсказка пути решения – 2 жетона.
- просьба решить задачу - 3 жетона.
По истечении отведенного на работу времени пассажиры «покупают» билеты в кассах.
Условия получения билета:
Мягкий вагон. Все задания решены верно, в кассу предъявлено 5-6 жетонов.
Плацкартный вагон. Правильное решение всех задач и наличие 3-4 жетонов.
Холодильник. Наличие двух или менее жетонов.
Ребята, выполнившие задания быстрее других, получают билет, выходят в коридор, где с ними старшеклассники проводят игры «Проверь свой глазомер!». «Веселый счет» и другие.
По селектору начальник поезда объявляет: «Уважаемые пассажиры! Просьба занять свои места в вагонах согласно купленным билетам. Красный билет – в «мягкий вагон», зеленый – в «плацкартный», синий – в «холодильник» (на классных комнатах указаны названия вагонов). Поезд отправляется. Счастливого пути!» (Звенит колокольчик).
Время движения «поезда» до следующей станции 10 минут. В это время проводники организуют игры, объясняют приемы решения задач, которые будут предложены на станции «Рынок».
А в это время в коридоре «продавцы» готовят три лотка с макетами весов, гирь, фруктов. Каждый лоток имеет цвет, соответствующий цвету билета. Кассир-компостатор занимает свое место.
Начальник поезда объявляет: «Внимание! «Математический поезд» прибывает на станцию «Рынок». Для пассажиров каждого вагона работает свой лоток. Верно решенная задача позволяет вам получить жетон в виде веточки винограда, которым вы можете воспользоваться для перекомпостирования билета в вагон более высокого класса или получения выигрышного лотерейного билета. Добро пожаловать на станцию «Рынок»! Соблюдайте правила поведения во время остановки поезда. Время стоянки – 10 минут».
Проводники сопровождают пассажиров, контролируют дисциплину, а продавцы предлагают товар: решить задачу. Учащиеся, получившие поощрительные жетоны, меняют билеты у компостатора в вагон более высокого класса.
Начальник поезда: «Через 1 минуту «математический поезд» отправляется в путь. К пассажирам просьба занять свои места. Проводники, будьте внимательны при осуществлении посадки».
По такой схеме проводится вся игра. Время движения поезда от станции к станции 10 минут, время стоянки 10 минут. Весь вечер рассчитан не более чем на два часа.
Станция «Зоопарк». Поощрительный жетон – «яйцо страуса».
Станция «Рыболовная». Из картона вырезаны фигуры различных рыбок, к которым приделаны небольшие петли из проволоки. К тыльной стороне прикрепляется задача. Для пассажиров каждого вагона отведено специальное место ловли рыбы. Рыба считается пойманной, если решена задача. Поощрительный жетон – медуза. Рыбалку организуют контролеры «приемного пункта» станции.
Станция «Призовая». Все классы выстраиваются в коридоре для подведения итогов. Начальник поезда благодарит всех за активное участие в вечере. Зачитывается розыгрышная таблица лотерейных билетов, вручаются призы. Тот, кто не смог заработать лотерейный билет получает утешительный приз. Старшеклассники получают «сладкий» приз за проведение вечера.
На протяжении всего вечера-игры каждый пассажир стремится попасть в «мягкий» вагон – компьютерный класс, где во время движения поезда можно играть в компьютерные игры, но для этого необходимо проявить смекалку.
Приложение.
Жетоны для покупки билета и билеты.
Поощрительные жетоны.
Задачи на станцию «Рыболовная»
300г. №11 350
Два рыбака поймали 40 окуней, причем первый на 6 штук больше второго. Сколько окуней поймал каждый? (17и23).
750г. №4 348
«Какой улов был у тебя вчера?» - спросил сосед соседа-рыбака. «Я поймал два крупных леща и щуку, общим весом 15 кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в 3 раза».сколько же весит щука?(9 кг)
1 кг №2 356
«Ну как клюет?» - спросил один рыбак второго. « да, 9 штук сорог и окуней! Причем сорог в два раза больше! А у тебя?» А у меня улов почти такой же, лишь окуней на два больше. Сколько Окуней у рыбаков? (8 окуней)
1.5кг №6 376
Щука вчетверо тяжелее окуня, но на 2 кг. легче судака. Если к весу всех троих прибавить вес корзины, в которой они лежат – 1 кг.250г., то получится 10 кг. Определите вес каждой рыбы в отдельности.( 750, 3, 5)
500г. №8 351
Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько ершей? (15 ершей)
500г №12 271
В корзине лежат лещи и караси, всего 36 штук, причем лещей в 5 раз больше, чем карасей. Сколько в корзине лещей и карасей (6 карасей, 30 лещей)
Примеры задач для станций «Рынок» и «Зоопарк»
- Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.
- За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения задачи, следует уплатить 1 жетон.
- Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона.
- Плата за решение задачи – 3 жетона.
Мягкий – 5-6 жетонов
Плацкарт – 3-4 жетона
Холодильник – 2 жетона
Задачи для самостоятельной работы (1-ый этап игры).
№ 1.
- У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня 4 сына, и у каждого сына есть родная сестра». Сколько же детей было у него?
- Вычислить 11043:27-398+302*99+92
- Напишите число 0 тремя пятерками, используя при этом знаки действий и скобки.
№ 2.
- Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку пять яиц?
- Решите пример 207*32:72-(21140:7-43*70):5
- Между цифрами 3, 4, 5, 6, 7 вставьте знаки действий (+, -, *, : ), чтобы в результате получилась единица.
№ 3.
- Самолет пролетает от города А до города В за 1 час 20 мин. Обратно – за 80 минут. Как это объяснить?
- Вычислить (9095:85+33) * (7344:36-144)
- Вставьте между цифрами 2, 3, 4, 5, 6 знаки ( +, _, *, : ), которые употребляются в арифметике, чтобы в результате получилось число 1.
№ 4.
- Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько летело уток?
- Вычислить 52* (16*17+45)-12* (167-67)+467*14
- При помощи любых арифметических действий составь число 100 из пяти пятерок.
№ 5.
- В семье семь братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько детей в семье?
- Вычислить 9222:174+25*(675-249)-2301:177
- Есть 5 обрывков цепи, в каждом из которых по 3 кольца. Как соединить их в цепь, расклепав и заклепав лишь три кольца.
№ 6.
- В комнате расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
- Вычислить (564:47+2592:72)*250-200
- Циферблат часов разделить на шесть частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова.
№ 7.
- Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?
- Вычислить 217-6*7+30:5*7-725:25
- Как рассадить 45 кроликов в 9 клеток так, чтобы во всех клетках было разное количество кроликов?
№ 8.
- В комнате расставить 10 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
- Вычислить (21000-308*29):4+14147:47
- В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.
№ 9.
- Птицелов поймал в клетку пять синиц, по дороге встретил пять учениц. Каждой подарил по синице и в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
- Вычислить (701*83-205*99-37888) : (4800:120+260)
- Расставьте в записи 7*9+12:3 - 2 скобки так, чтобы значение этого выражения было равно 23
И.Д. Шелягина, учитель математики,
МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общегородская игра общеобразовательных учреждений «Математический поезд»
Игра «Математический поезд» Цель:«Создание благоприятных условий для развития математической культуры среди учащихся». Задачи:1)Вовлечение учащихся пятых классов в математическое соревновани...
Презентация "Решение задачи о разъезде двух поездов"
В проекте представлено решение задачи о разъезде двух поездов, выполненного в мультимедийном приложении MSOfficePowerPointв виде анимационного ролика. Анимация движения реализована с помощью быс...
Математический поезд
Разработка внеклассного мероприятия по математике в 5 классе. Может использоваться при проведении предметной недели....
Внеклассное мероприятие "Путешествие на поезде Здоровья".
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов на тему "Путешествие на поезде Здоровья"....
Внеклассное мероприятие "Путешествие на поезде "Здоровья"
Представлен конспект внеклассного мероприятия по ЗОЖ "Путешествие на поезде "Здоровья"...
Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)
В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на повышении ...
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....