Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Используемые образовательные технологии: игровая технология

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихся с историческим материалом по данной теме.

Задачи:

  • Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
  • Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету, эрудиции, памяти, внимания, любознательности, грамотности математической речи, развивать умение работать в малой группе.
  • Воспитательная: воспитывать культуру математического мышления, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Десятичные дроби» Презентация разработана учителям математики Пятницкой С.Б.(ГБОУ СОШ №520 ) г. Санкт - Петербург 2012 г.

Слайд 2

«Знания имей отличные по теме : «Дроби десятичные»».

Слайд 3

Станция «Историческая» Правила вычислений с десятичными дробями описал в начале 15 века знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работающий в обсерватории недалеко от города Самарканда. Записал аль-Каши десятичные дроби также, как принято сейчас, но не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Слайд 4

В Европе распространение десятичных дробей началось в начале 17 века. В Англи и а качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США, Англии и других странах. Запятая вместо точки была предложена в 1616-1617 годах английским математиком Джоном Непером. Огромная заслуга в изучении десятичных дробей также принадлежит фламандскому инженеру Симону Стевину, который написал книгу «Децималь». В ней он описал десятичные дроби, их применение в денежной системе, в мерах весов и длин.

Слайд 5

В России учение о десятичных дробях впервые изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная». Широчайшее применение десятичные дроби получили в нашей стране в 19 веке после введения метрической системы мер и весов Д.И.Менделеевым. В сельском хозяйстве и промышленности нашей страны десятичные дроби применяются чаще, чем обыкновенные дроби.

Слайд 6

Выразите: 1)В метрах: 5м 18см 27см 23м 9дм 3м 4дм 6см 57см 8мм 2) В килограммах: 2кг 367г 34кг 500г 8кг 23г 916г 1кг 7г Станция «Менделеевская»

Слайд 7

Станция « Менделеевская» Ответы: Выразите: 1)В метрах: 5м 18см=5,18 м 27см=0,27м 23м 9дм=23,9м 3м 4дм 6см=3,46м 57см 8мм=0,578 м 2) В килограммах: 2кг 367г=2,367кг 34кг 500г=34,5кг 8кг 23г=8,023кг 916г=0,916кг 1кг 7г=1,007кг

Слайд 8

Восстановите цепочку вычислений при х=1,3: Станция «Дробная»

Слайд 9

Станция «Дробная» Ответ:

Слайд 10

Выполните действия и расшифруйте фамилию известного русского ученого: И. 2,7 10 Н. 9 0,2 Е. 1,5 6 Т. 0,5 6 Л. 0,6 0,12 Т. 16 0,12 Я. 1000 0,0012 . Станция «Магницкая» 1,92 9 0,072 1,2 3 27 1,8

Слайд 11

Станция «Магницкая» Ответ: 0,16 9 0,072 1,2 13 27 1,8 Т Е Л Я Т И Н

Слайд 12

Выполните вычисления и раскрасьте фигуру как указано: 15,3 : 3 - синий 15,3 : 5 - голубой 8,2 : 2 - сиреневый 8,2 : 4 - желтый 7,2 : 2 - красный 9 : 2 - оранжевый 0 : 5 - коричневый 5,1 : 3 - зеленый Станция «Художественная»

Слайд 13

Станция «Художественная»

Слайд 14

Станция «Спортивная» Длина математического поезда : 92,5м. Длина поезда «Экспресс»: 92,6м 92,4м 90,537м 100,8м 90,48м

Слайд 15

Станция «Цветочная» Вычислите. Зашифрованное слово цветок, названный так в честь известной французской вычислительницы. Во Францию этот цветок она привезла из Индии. И . 1,47+0,13 Т. 2+4,8 О. 9,8-5,9 Е. 0,2 50 Р. 1,25:0,5 З. 4,2+5,34 Г. 6-0,2 Н. 4,8 0,3 Я. 3:0,1 5,8 3,9 2,5 6,8 10 1,44 9,54 1,6 30

Слайд 16

Станция «Цветочная» Ответ: 5,8 3,9 2,5 6,8 10 1,44 9,54 1,6 30 Г О Р Т Е Н З И Я

Слайд 17

Станция «Аль-джебр» Решите уравнения: у -0,7=1,3 0,47-y=0,4 0 , 04 +у=1,4 3,6- b =1,4 1,3+а=1,31 b+1,2=1,7 0,4-х=0,36 3,2-х=0,8 2+ b=3,2 у+0,03=1

Слайд 18

Станция «Аль-джебр» Ответы:

Слайд 19

Станция «Итоговая» Станции I II III Историческая Менделеевская Дробная Магницкая Художественная Спортивная Цветочная Аль-джебр Итоговая

Слайд 20

1. Расставьте запятые так, чтобы равенства были верны: 2. Поставьте знаки действий так, чтобы равенства были верны : 0,84 ? 0,2 = 4,2 1,28 ? 0,98 =0,3 2,5 ? 0,4 =1 Багаж «Домашнее задание»

Слайд 23

Спасибо за урок, дети!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

ФИО учителя: Пятницкая С.Б. (ГБОУ СОШ №520, г. Санкт-Петербург)

Тема: «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»

Класс: 5

Предмет: математика

Тип урока: обобщающий

Используемые образовательные технологии: игровая технология

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихся с историческим материалом по данной теме.

Задачи:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету, эрудиции, памяти, внимания, любознательности, грамотности математической речи, развивать умение работать в малой группе.

Воспитательная: воспитывать культуру математического мышления, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность.

Формы организации учебной деятельности:

По типу управления: система малых групп

По организационным формам: индивидуальная и групповая

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По методу: развивающая

Информационно-обучающее обеспечение урока: компьютер, презентация «Десятичные дроби», таблица для подведения итогов, дидактические материалы.

Этапы урока:

Организационный этап – 5 мин.

Игровой этап – 27 мин.

Этап подведения итогов игры – 6 мин

Этап информации о домашнем задании – 3 мин

Этап рефлексии – 4 мин.

1. Организационный этап

Добрый день, ребята! Мы научились с вами выполнять действия с десятичными дробями и сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие на математическом поезде по стране « Десятичная дробь». Девиз нашего путешествия: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»». Для участия в путешествие класс разбивается на три команды. Каждой из них даются одни и те же задания. Выбираются капитаны, которые руководят действиями своих товарищей. Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри следит за соблюдением правил путешествия и подводит его итоги на каждой станции. Команды с капитанами расположились в трех вагонах, а жюри в четвертом. Управлять поездом будет учитель математики.

Внимание! Наш математический поезд отправляется в путь. Пока поезд идет до первой станции в тетрадях записываем число и тему урока.

2. Игровой этап

Внимание! Наш математический поезд прибывает на станцию «Историческая». На этой станции экскурсоводы каждой команды познакомят участников путешествия с историей возникновения десятичных дробей (слайды 3, 4, 5).

Внимание! Наш математический поезд прибывает на станцию «Менделеевская». Свое название эта станция получила в честь великого русского химика Д.И. Менделеева. С 1899 г. он вводил и распространял в России метрическую систему мер и весов. Дмитрий Иванович писал: «Число, выраженное десятичным знаком прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково».

Выполните задание (слайд 6).

Внимание! Наш математический поезд прибывает на станцию «Дробная».

Выполните задание (слайд 8).

Внимание! Наш математический поезд прибывает на станцию «Магницкая».
свое название эта станция получила в честь великого русского педагога-математика Леонтия Филипповича Магницкого, автора книги «Арифметика, сиречь наука числительная». М.И. Ломоносов назвал эту книгу «вратами учености».

На этой станции необходимо выполнить действия умножения и расшифровать фамилию известного ученого (слайд 10).

Какая существует связь между этими фамилиями?

Ответ: Настоящая фамилия Л.Ф. Магницкого была Телятина.
Незаурядным умственным развитием и обширными познаниями Л.Ф. Телятин произвел очень сильное впечатление на Петра I.
 « В сравнении того как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил мое внимание на себя, в знак почтения признания достоинств жалую ему фамилию Магницкий».

Внимание! Наш математический поезд прибывает на станцию
«Художественная».

Выполните знание (слайд 12).
Назовите геометрические фигуры на рисунке (слайд 13).

Внимание! Наш математический поезд прибыл на станцию «Спортивная». Дружно все встали и вышли из вагонов. Капитаны построили свои команды. Смотрим на экран. Навстречу нам идет поезд «Экспресс».

Задание: Сравните длину математического поезда и «Экспресса» (слайд 14).
Если длиннее наш поезд, то хлопаем в ладоши.
Если длиннее «Экспресс», то топаем ногами.
Поезд «Экспресс» проходит мимо нас. Помахали машинисту проезда правой рукой, а его пассажирам левой. Заходим в свои вагоны, продолжаем путешествие.

Внимание! Наш математический поезд прибыл на станцию «Цветочная».

Выполните задание (слайд 15).

Ответ: Гортензия Лепот, первая женщина – «компьютер», сделала расчет времени возвращения кометы Галлея.

Внимение! Наш математический поезд прибыл на станцию «Аль-джебр».
В трактате «Китаб аль-джебр валь-мукабала» хорезмский математик и астроном Мухаммед бен Мусса аль-Хорзми (787-850 г.) изложил приемы решения уравнений. Термином «аль-джебр», взятым из названия этой книго, стали называть науку о решении уравнений, то есть алгкбру.

Выполните задание (слайд 17).

3. Этап подведения итогов игры

Внимание! Наш математический поезд прибыл на станцию «Итоговая». Подведем итог нашего путешествия по стране «Десятичная дробь», заполним таблицу результатов (слайд 19). Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

4. Этап информации о домашнем задании

При выходе из вагонов не забудьте взять свой багаж (слайд 20).

Ваш багаж – это домашнее задание на следующий урок.

5. Этап рефлексии

Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?

Что понравилось больше всего на уроке?

Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению на начало и конец урока (слайды 21 и 22).

Наше путешествие по стране «Десятичная дробь» закончилось.

Спасибо за урок, дети! (слайд 23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Путешествие по Африке" (Повторение по теме "Десятичные дроби")

Повторение по теме "Десятичные дроби" в 6 классе представлено в виде урока-игры "Путешествие по Африке". Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся о десятичных дробях и действиях с ними. Кроме...

Урок-игра: "Путешествие в страну десятичных дробей"

закрепление материала "десятичные дроби" в форме игры...

Урок -экскурсия в 5 классе "В страну десятичных дробей"

урок -игра в 5 классе в виде экскурсии, урок обобщения и систематизации темы...

Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»

Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....

Разработка урока по математике Путешествие в страну Десятичных дробей

Урок изучения нового материала. В ходе актуализации материала обучающиеся повторяют сложение и вычитание десятичных дробей. Изучают правила умножения и деления десятичных дробей....

Урок-путешествие на тему: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»

Урок обобщения знаний по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».Путешествие в мир профессий....

Урок-игра "Военно-математические сборы в царстве десятичных дробей"

Нетрадиционные уроки математики повышают интерес учащихся к изучению предмета. Урок-игра приурочен к 23 февраля. Это командная игра, которая учит ребят 6 класса работать в команде,  сообща п...