Элективный курс по математике.
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Курс называется "Основные вопросы математики" для подготовки учащихся 9 класса к профильным классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по математике
9 класс
Основные
вопросы
математики
Учитель:
Овчинникова Е.П.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ
Пояснительная записка
Создание профильных классов становится объективной необходимостью, которая обусловлена развитием общества, системы общественных отношений, влияющих на образование и требующих от него быстрого и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны. Основной целью обучения в предпрофильной школе является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей, что в дальнейшем поможет сделать осознанный и правильный выбор профиля обучения в старшей школе.
Данная программа ориентирована на учащихся 9-х классов, которые в 10-11 классах выберут профиль, связанный с математикой. Она рассчитана на обучающихся, которые в 5-6-х классах занимались по учебнику Н. Я. Виленкина, а в 7-9 классах - по учебнику под редакцией С. А. Теляковского. Этот курс строится по программе повышенного уровня изучения данного предмета и помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ, где предъявляются более высокие требования к математической подготовке школьников. Для успешной сдачи выпускных и вступительных экзаменов в вуз необходимо уметь решать линейные и квадратные уравнения, линейные неравенства и неравенства второй степени с одной неизвестной, а также освоить метод интервалов решения неравенств, строить графики линейных и квадратичных функций.
Выбор материала обусловлен тем, что решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля или параметр, - лишь вскользь вспоминается на уроках в неспециализированных классах, а в программе упоминается на уровне определения модуля и решения простейших уравнений. Тем не менее, эта тема является благодатной с точки зрения освоения графических приемов решения поставленных задач как
равноправных с аналитическими методами, и она обладает при этом хорошей наглядностью. Кроме того, данная тема развивает математическую культуру, логическое и альтернативное мышление - учащимся приходится столкнуться с задачами, для решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов. При решении уравнений и неравенств с модулями приходится рассматривать случаи, когда выражения, стоящие под знаком модуля, положительны (или равны нулю) и когда они отрицательны. Только после проработки всех возможных вариантов и их исследования, находится нужное решение. Решение уравнений с параметром даются по увеличению сложности, рассмотрен алгоритм выполнения таких заданий.
Цели курса:
- формирование и развитие у учащихся оценки своего потен
циала с точки зрения образовательной перспективы; уточнение
готовности и способности осваивать математику на повышенном
уровне; - развитие интеллектуальных и практических умений в об
ласти решения уравнений, неравенств, построения графиков, со
держащих модуль; - выработка умения самостоятельно приобретать и приме
нять знания в различных ситуациях; - развитие творческих способностей;
- совершенствование коммуникативных навыков, которые
способствуют развитию умений работать в группе, аргументиро
вать и отстаивать свою точку зрения и уметь слушать другого.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- решать уравнения, содержащие один, два, три модуля;
- решать неравенства, содержащие модуль;
- строить графики функций, содержащих модуль;
- познакомить учащихся с видами уравнений с параметром;
- интерпретировать результаты своей деятельности;
- делать выводы;
- обсуждать результаты.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о модуле (определения, свойств модуля), о влиянии модуля на распо-
ложение графиков функций на координатной плоскости, влиянии модуля при решении уравнений и неравенств.
Темы «Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по теме «Модуль», необходимыми для дальнейшего изучения математики.
Содержание курса предполагает самостоятельную подготовку учащихся: работу с разными источниками информации (справочные пособия, учебная литература, Интернет, другие ресурсы). Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, групповую, коллективную) работу учащихся, что позволяет формировать навыки коллективной работы, работы в группах разного уровня, развивать коммуникативные способности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов |
1 | Понятие модуль. Решение уравнений, содержащих знак модуля. | 5 |
2 | Построение графиков функций, содержащих знак модуля. | 4 |
3 | Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. | 2 |
4 | Решение неравенств с модулем. | 3 |
5 | Линейные уравнения с параметром: | 4 |
А) без ветвления; |
Б) с легко угадываемым ветвлением |
В) с ограничениями их области определения |
6 | Квадратные уравнения с параметрами | 8 |
А) исследование квадратного трехчлена |
Б) теорема Виета |
В) теоремы о расположении корней квадратного трехчлена на координатной прямой |
7 | Графический способ решения уравнений с параметрами | 3 |
8 | Творческие работы | 2 |
9 | Итоговые занятия. | 2 |
10 | Резерв | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание курса
Тема 1 Понятие модуль. Решение уравнений, содержащих знак модуля (5 часов).
Понятие модуля, его геометрическая интерпретация. Решение уравнений со знаком модуля алгебраическим способом. Метод интервалов.
Основная цель - ознакомить учащихся со способами решения уравнений со знаком модуля, выработать умение решать уравнения, содержащие один, два, три модуля.
Данная тема является наиболее важной в указанном курсе. Формы занятий: установочная лекция, практические занятия, в завершении - практикум решения уравнений.
Практические занятия следует проводить, используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях надо рассматривать решения уравнений, начиная с простых и заканчивая уравнениями, содержащими несколько модулей, используя метод интервалов.
Самостоятельная работа позволит учителю проверить степень усвоения данной темы.
Занятия 1, 2, 3, 4,5.
1) Геометрический смысл модуля и его применение к решению уравнений.
Модуль числа а есть расстояние от нуля до точки а.
(
а, если > О - а, если < О
Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой (координатной) прямой, соответствующими этим числам. Так, а - b есть расстояние между точками а и b числовой прямой; а = а-0\ - расстояние между точками а и 0; \a + b\ = \a-(-b)\ - расстояние между точками а и -Ь числовой прямой.
Решить уравнение x-b\- a - значит, найти все точки х числовой оси, расстояние от каждой из которых до числа b равно а. Понятно, что
если <з > 0 , то х-Ь = ±а;
если а = 0, то х = b ;
если а < 0 , то решений нет.
Пример 1. Решить уравнение х — 7 =4.
Расстояние от точки х до точки 7 равно 4. Таких точек две: х = 11 и х = 3. Другими словами, так как 4>0, то х - 7 = ±4, т. е. Xj = 11 и
х2=3.
Ответ: х\ = 11 и х2 = 3.
Тема2. Построение графиков функций, содержащих знак модуля (4 часа)
Понятие графика функций, содержащих модуль. Виды графиков
функций: у = |/(х)|, у = /(|х|), j; = |/(|х|)|, \у\ = /(х), их свойства.
Основная цель - ознакомить учащихся с основными приёмами построения графиков функций, содержащих модуль, их свойствами. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности.
Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств. Рациональные способы их построения.
Занятия 6, 7,8,9.
Модуль - это целый мир геометрических образов, простых и понятных, часто очень красивых и запоминающихся.
Геометрическая интерпретация удобна и доступна для понимания подавляющего большинства учащихся, так как с её использованием алгебраическая задача перестает быть абстрактной и отвлеченной, а найденные решения в процессе их поиска становятся частью опыта учащихся. Геометрический образ откладывается в сознании учащихся и легко может быть актуализирован в аналогичной или даже незнакомой ситуации. Таким образом, формируется геометрическое мышление, т. е. развивается умение оперировать различными геометрическими объектами, интерпретировать алгебраические задачи геометрически.
Тема изучается в форме лекции и практических занятий.
Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют графики элементарных функций, а затем рассматривают влияние модуля на расположение графиков на координатной плоскости. Обращается внимание на необходимость этих графиков, их симметричность, красоту.
На практических занятиях рекомендуется работа в парах. Каждая пара получает набор карточек с функциями. Работая над построением графиков, каждая пара продумывает рациональные способы построения графиков, свойства каждого типа функции, делает выводы.
Завершающим этапом планируется практическая работа. Цель работы - построение графиков функций различных видов.
.
Тема 3. Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля (2 часа)
Решение уравнений со знаком модуля графическим способом.
Основная цель - ознакомить учащихся с графическим способом решения уравнений, сформировать умение интерпретировать с помощью графиков ответы на вопросы о количестве корней, приближенные значения корней.
Тема 4. Решение неравенств с модулем (3 часа)
Неравенства с модулем. Способы их решения.
Основная цель - сформировать умение решать неравенства, содержащие знак абсолютной величины, используя оба метода: алгебраический и геометрический.
Тема излагается без рассмотрения теоретического материала путём проведения практических занятий, решения конкретных неравенств, а затем делают выводы. В завершении – практикум решения различных видов неравенств.
Тема 5. Линейные уравнения с параметрами (4часа).
Прежде, чем ввести понятие «параметры», учащимся необходимо напомнить роль букв в алгебре, обратить внимание ребят на то, что за буквой скрывается число.
Предлагаем учащимся задания, в которых надо выразить одну переменную через другую. К этим заданиям надо возвращаться постоянно, особенно в 7-м классе, поскольку умение выражать одну переменную через другую очень пригодится при решении задач по физике, где требуется сначала составить буквенное выражение и только затем подставить численные значения.
Повторить на простых примерах, что такое уравнение.
Тема 6. Решение квадратных уравнений с параметрами (8часов).
Рис. 1.
2. В зависимости от величины дискриминанта D = Ь2-4ас) возможны различные случаи расположения параболы по отношению к оси абсцисс Ох:
• при D > О существуют две различные точки пересечения параболы с осью Ох (два различных действительных корня трехчлена);
X
б)
Рис. 2.
• при D = 0 эти точки совпадают (случай кратного корня);
• при D < 0 точек пересечения с осью Ох нет (действительных
корней нет);
• в последнем случае, если а > О, график параболы целиком лежит выше оси Ох (рис. 2а), а если а < О - целиком ниже оси Ох (рис. 26).
3. Координаты вершины параболы определяются формулами:
Тема 7. Графический способ решения уравнений с параметрами(3часа).
Графический способ определения числа корней уравнения в зависимости от входящего в него параметра является более удобным, чем аналитический.
Тема 8. Итоговое занятие (2 часа)
Контрольная работа - 1 час. Она представлена в восьми вариантах (различный уровень сложности) в конце программы с ответами. Оценка - «зачтено», «не зачтено».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Основные вопросы математики».
Защита проектов по теме «Модули».
Литература
Для учителя:
- Гайдуков И. И. Абсолютная величина. М.: Просвещение,
1968. - Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справоч
ное пособие / Ред. В. В. Вавилов, И. И. Мельников, С. Н. Олехник,
П. И. Пасиченко. М.: Наука, 1987. - Математика (газета). 2004. №№ 20, 25-26, 27-28, 33, 44.
- Ткачук В. В. Математика абитуриенту. М.: МЦНМО, 2003.
- Математика в школ». 2001. № 8; 2002. № 8.
Для учащихся:
- Практикум по решению математических задач / В. Н. Лит-
виненко, А. Г. Мордкович. М.: Просвещение, 1984. - Сборник задач по алгебре: 8-9 класс / Под ред. М. Л. Га-
лицкого. М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...