Рабочая программа по алгебре 9 класс ( учебник под. ред. Ю.Н. Макарычев)
рабочая программа (алгебра, 9 класс) по теме
Программа реализуется по учебному комплекту «Алгебра 9 класс», авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. (Москва, «Просвещение» 2009г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9makarychev.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Сущность программы.
Рабочая учебная программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана, примерной программы основного общего образования по алгебре, программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы, составитель Т. А. Бурмистрова. (Москва, «Просвещение», 2008г) и в соответствии с учебным планом школы. Рабочая программа соответствует содержанию предметных тем и распределению учебных часов по разделам курса авторской программы.
Программа реализуется по учебному комплекту «Алгебра 9 класс», авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. (Москва, «Просвещение» 2009г.).
В рабочей учебной программе прослеживается принцип крупных блоков, отсутствие тупиковых тем, принцип детерминированности, логической завершенности в пределах учебного года и приоритетность функционально-графической линии. Основная тема 9 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренные процессы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9 классах. Из них на алгебру 3 часа в неделю, 102 часа в год. Согласно методическим рекомендациям авторской программы, с целью выявления уровня подготовки учащихся в рабочей программе предусмотрено 9 контрольных работ, из них одна итоговая.
- Структура программы
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, ресурсное обеспечение предмета, календарно-тематическое планирование.
- Общая характеристика учебного предмета.
Алгебра играет важную роль в общей системе математического образования школьников.
Образовательный потенциал школьного курса алгебры состоит в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволяет ученику лучше ориентироваться в природе и обществе, способствует развитию речи не в меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Образовательные и воспитательные задачи обучения алгебре должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики алгебры как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.. Рабочая учебная порграмма предполагает использовать дифференцированный подход к учащимся при решении задач различного уровня сложности. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Цели обучения алгебре в школе:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,продолжения образования;
- развитие интеллектуальных способностей, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности, ясности и точности мысли, критического мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
-развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса
информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
-получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов
-формирование представления о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
-усилиление прикладного и практического значения алгебры в процессе изучения элементов логики, комбинаторики, статики и теории вероятностей;
-обогащение представления о современной картине мира и методов его исследования,
-формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать
информацию, представленную в различных формах, производить простейшие вероятностные вычисления.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса алгебры ученик должен
знать/понимать:
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
• решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
• строить графики изученных функций;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• интерпретации графиков зависимостей между величинами.
- Структура курса.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является: развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений; преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству; другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для: формирования функциональной грамотности; умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах: понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей; производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
- Основное содержание.
- Свойства функции. Квадратичная функция (22ч.)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bx+ с, её свойства и график. Степенная функция.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функции, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч.)
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых дробных рациональных уравнений с одной переменной,
сформировать умения решать неравенства ах2 +bx+с > О или ах2 +bx+с < О, где а ≠ О.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч.)
Уравнение с двумя переменными, и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
- Прогрессии (15ч.)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого типа.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятности (13ч.)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятием перестановки, размещения, сочетания и соответствующим формулам для подсчёта их числа;
ввести понятие относительной частоты и вероятности случайного события.
6. Повторение (21ч.)
Итоговое повторение.
Основная цель - подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Подготовку к итоговой аттестации следует проводить в ходе повторения курса алгебры за 7 — 9 классы. Отличительной особенностью нового подхода к итоговой аттестации является усиление дифференцирующих возможностей экзаменационной работы, создание условий для того, чтобы свои знания могли продемонстрировать учащиеся с разным уровнем подготовки. При работе со школьниками следует уделять основное внимание как заданиям обязательного уровня, ликвидации пробелов в подготовке, отработке умений решать основные задачи, так и созданию условий для подготовки учащихся на более высоком уровне.
- Специфика реализации данной программы в условиях МБОУ «ЛГ № 27»
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» развивается по направлению многопрофильной школы. В 9 классах реализуется программа работы с одарёнными детьми, осуществляется предпрофильная подготовка. В 10- 11 классах осуществляется профильное обучение, где предмет «Алгебра и начала анализа» изучается как на базовом, так и профильном уровнях.
Планирование учебного материала в 9 классе.
№ | Содержание материала | Кол-во часов |
Квадратичная функция | 22 |
1. | Функции и их свойства | 5 |
2. | Квадратный трехчлен. | 4 |
Контрольная работа №1 | 1 |
3. | Квадратная функция и ее график. | 8 |
4. | Степенная функция. Корень п-ой степени. | 3 |
Контрольная работа №2 | 1 |
Уравнения и неравенства с одной переменной. | 14 |
5. | Уравнения с одной переменной. | 8 |
6. | Неравенства с одной переменной. | 5 |
Контрольная работа №3 | 1 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 17 |
7. | Уравнения с двумя переменными и их системы | 12 |
8. | Неравенства с двумя переменными и их системы. | 4 |
Контрольная работа №4 | 1 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 15 |
9. | Арифметическая прогрессия | 7 |
Контрольная работа №5 | 1 |
10. | Геометрическая прогрессия | 6 |
Контрольная работа №6 | 1 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 13 |
11. | Элементы комбинаторики. | 9 |
12. | Начальные сведения из теории вероятностей. | 3 |
Контрольная работа №7 | 1 |
Повторение | 21 |
Итоговая контрольная работа. | 2 |
- Ресурсное обеспечение программы.
1. Алгебра: учебник для 9 кл./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,; под ред. С.А. Теляковского. — М.: Просвещение, 2009.
2. Ю.Н. Макарычев. Алгебра: элементы статистики и теории вероятности: учебное пособие для 7-9 кл./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение, 2005-2008.
3. Макарычев Ю.Н. Алгебра: Дидактические материалы для 9 кл. О.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ткачёв М.В. Элементы статистики и вероятности: учеб. пособие для 7-9 кл./ М.В. Ткачёв, Н.Е. Фёдорова. — М.: Просвещение, 2004-2008.
5. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных: учебник для 9 кл./ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бумирович и др. - М.: Просвещение, 2005-2008
Интернет - ресурсы.
1. «Портал информационной поддержки единого образовательного экзамена» http://ege.edu.ru
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru
3. «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru
4. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики http://www.math.ru
5. Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября" http://mat. lseptember.ru
6. Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www.exponenta.ru
7. Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
8. ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru
9. Математика для поступающих в вузы httр: // www.matematika.agava.ru
- Срок реализации данной программы – 2012-2013 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре к учебнику Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 7 кл
Рабочая программа...
Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра. 9 класс» Ю.Н. Макарычев,
Рабочая программа соответствует учебнику «Алгебра. 9 класс»/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010. Уровень обучения – базовый. Для более широк...
рабочая программа по алгебре по учебнику "Алгебра 8" авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов
рабочая программа по алгебре по учебнику "Алгебра 8" авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов, . М., «Мнемозина», 2009 ( 5 часов в неделю)...
Рабочая программа по алгебре к учебнику «АЛГЕБРА 9» Ю.Н.Макарычев 4 часа в неделю, всего 132 часа 2012-2-13 у.г. Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./ Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк–М.:...
Рабочая программа по алгебре к учебнику Алгебра 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский
Рабочая программа по алгебре разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего...
Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра 7», (базовый уровень)/[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского
Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра 7», (базовый уровень)/[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского Составитель: Возняк Све...
Рабочая программа по алгебре по учебнику Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. "Алгебра и начала математического анализа" 10-11 классы для детей, обучающихся на дому
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (обучение на дому) для 10 класса рассчитана на 1,5 часа в неделю. Рабочая программа разработана:...