Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Кузнецова Марина Николаевна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики Кузнецова Марина Николаевна Сложение и вычитание смешанных чисел

Слайд 2

Домашнее задание

Слайд 3

Астрид Линдгрен

Слайд 6

Устный счет 1 0

Слайд 7

На какие группы мы можем разделить данные дроби?

Слайд 8

На какие группы мы можем разделить данные дроби? Правильные дроби Неправильные дроби

Слайд 9

Найдите лишний пример:

Слайд 10

Сложение и вычитание смешанных чисел. Цель урока: Научится выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

Слайд 11

Справка 1. К целой части прибавить целую часть. К полученной целой части прибавить дробную часть. Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным. 2. К целой части прибавить целую часть. К дробной части прибавить дробную часть К полученной целой части прибавить полученную дробную часть. Сформулировать правило сложения смешанных чисел. 3. Из целой части вычесть целую часть. Из дробной части вычесть дробную часть К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть. Сформулировать правило вычитания смешанных чисел. 4. Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби. Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого. Вычитаем отдельно целые части и дробные части. К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть. Сформулировать правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.

Слайд 12

Чтобы сложить два смешанных числа, нужно сложить отдельно их целые и дробные части, сложить полученные результаты. Чтобы вычесть из смешанного числа смешанное число, нужно отдельно вычесть их целые и дробные части, сложить полученные результаты.

Слайд 13

= (3 + 2) + ( ) = 5 + = 5 – = (5 – 3) + ( )= 2 + = 2

Слайд 14

Физкультминутка Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 15

4 – В 7 – О 3 – У 4 – Е 5 – Х 4 – П 5 – С У С П Е В Х О

Слайд 16

Решение задач Стр. 175, № 1115 Стр. 175, № 1116

Слайд 18

Что такое смешанное число? Чему вы сегодня научились? Как сложить смешанные числа? Как вычесть смешанные числа?

Слайд 19

Домашнее задание: П. 29 (учить правила) Стр. 178, № 1136, 1137

Слайд 20

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Учитель математики Кузнецова М.Н.

Урок в 5 классе по теме:

 Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цели:

Учебные: 

  1. Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.
  2. Продолжить работу по развитию вычислительных  навыков.

Развивающие:

  1. Развитие умения решать задачи изученных видов.
  2. Создание условий для формирования мыслительных операций.

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство товарищества и  взаимовыручки.

Ход урока

I. Организационный момент.   

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

Дата, классная работа.

- Дома вы выполнили задание. Вы разгадали ребус. (Слайд 1)И какой же ответ?  (Астрид Линдгрен) (Слайд 2)

Д/з.

1. Выделить целую часть и расположить в порядке возрастания.

18  -И    7  -А    14  -Р     11  -Т    9  -С      21  -Д

 5           5           5             5           5            5

1 2/5  1 4/5  2 1/5   2 4/5   3 3/5  4 1/5

  А       С       Т         Р          И       Д

2. Запиши в виде неправильной дроби и расшифруй.

41/2-Д     2 3/7-Н   4 9/10-Р  32/5-И   14/6-Г   2 2/8-Е    3 ¾ -Л    5 1/6-Н


15

4

17

5

17

7

9

2

10

6

49

10

20

8

31

6

Л

И

Н

Д

Г

Р

Е

Н



- А кто такая Астрид Линдгрен? Какую сказку написала эта шведская писательница? («Малыш и Карлсон») (Слайд 3)

- Но к сожалению Карлсон улетел, но оставил письмо.

Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.)

- Ребята, давайте быстрее встретимся с другом, для этого выполним математические  задания. Если мы их выполним правильно, то  у нас к возвращению Карлсона - сладкоежки получится большой общий торт. И у каждого – свой маленький.

Первое задание.

III. Устный счет

1. Решение цепочек (стр. 175, № 1111).

2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7

5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9

2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)

9     5      8     10    24      15     7       12

8    12    11     6     13      16     7       25

- Какие дроби называются правильными?

- Какие дроби называются неправильными?

- Как по-другому представить неправильные дроби?

- Из чего состоит смешанное число?

(Кусок торта.)

IV. Актуализация  знаний.

Найдите лишний пример:

2/8 + 3/8     14/12 – 7/12     7/9 + 1/9     3 1/7 + 2 3/7       18/27 -5/27

- Попробуйте сформулировать тему урока  (Сложение смешанных чисел) (Слайд8)

- Сегодня на уроке мы научимся выполнять сложение и вычитание  смешанных чисел, для достижения этой цели сформулируем  правила.

V. Исследование

Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной  сложности. Все учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответственное правило.

Задание 1. Выполнение сложения 2 ½ + 3

Задание 2. Выполнение сложения 2 1/4 + 1 2/4

Задание 3. Выполнение вычитания 3 5/6 – 3/6

Задание 4. Выполнение вычитания 5 1/4 - 3 2/4

Справка

1.

  1. К целой части прибавить целую часть.
  2. К полученной целой части прибавить дробную часть.
  3. Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.

2.

  1. К целой части прибавить целую часть.
  2. К дробной части прибавить дробную часть
  3. К полученной целой части прибавить  полученную дробную часть.
  4. Сформулировать правило сложения смешанных чисел.

3.

  1. Из целой части вычесть  целую часть.
  2. Из дробной части   вычесть дробную часть
  3. К оставшейся целой части прибавить  оставшуюся дробную часть.
  4. Сформулировать правило вычитания смешанных чисел.

4.

  1. Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
  2. Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
  3. Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
  4. Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
  5. К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
  6. Сформулировать правило вычитания из смешанного числа  дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.

VI. Обмен информацией.

-Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел. Что общего у них? ( Действия выполняются сначала с целыми числами, затем с дробными частями.)

- Сформулируйте  правило сложения смешанных чисел. (Слайд 9)

- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. (Слайд 10)

Стр. 174 учебника, правило                                    

(Кусок торта.)

VII. Применение

- Вернемся  к примеру:

3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7

- Как убедиться, что сложение выполнено правильно?  (Вычитанием). Сделать проверку.

54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7

(Кусок торта.)

VIII. Физкультминутка (Слайд )

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IX. Закрепление изученного материала

1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим примеры и соотнесем их с ответами. (Слайд 11)

3 7/13 – 4/13=                              4     –  В

5 2/5+1/5=                                    7 4/6 – О

10 2/3-6=                                      3 3/13 – У

2 2/7+2 4/7=                                 4 6/7 – Е

8 5/9-3=                                        5 5/9 – Х

3/6+7 1/6 =                                   4 2/3 – П

7 4/5-3 4/5=                                  5 3/5 – С              

У

С

П

Е

Х

О

В

(Кусок торта.)

«Охота за пятерками»

2. Работа над задачами.

а)        Стр. 175, №1115.

  1. Прочитайте задачу.
  2. Сколько конфет в одной коробке?
  3. Сколько конфет в другой коробке?
  4. Как ответить на вопрос задачи?
  5. Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)

б)        Стр. 175, № 1116.

  1. Чему равна длина красной ленты?
  2. Что сказано про длину белой?
  3. Что значит на 2 1/5 м короче?
  4. Как будете решать эту задачу?

Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)

(Кусок торта.)

Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные, помогаете друг другу.

(прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и вернулся.   Мы дарим ему торт.

X. Итог урока (вопросы Карлосона).

  1. Что такое смешанное число?
  2. Чему вы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)
  3. Как сложить смешанные числа?
  4. Как вычесть смешанные числа?

Это вам поможет справиться  с домашним заданием.

XI. Домашнее задание: Стр. 178, № 1136,1137

XII. Рефлексия.

Соберите заработанные кусочки в тортик. (3-5 частей – «5»)

 Оцените свой успех на уроке. ( «Мордочки»).

Учитель оценивает работу учащихся. (Мордашка). (Слайд 13)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Технологическая карта урока. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел Класс: 5

УРОК  ПРОВЕДЁН  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  Л. Г. ПЕТЕРСОН , РАБОТА В КЛАССЕ ВЕЛАСЬ ПО ГРУППАМ, РЕЗУЛЬТАТ - СФОРМУЛИРОВАНЫ И СОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ СМЕ...

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ  Контрольная работа № 3 6 класс...