Открытый урок по математике . Тема: Действия с обыкновенными дробями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Войцеховская Вера Алексеевна

Открытый урок по математике.                       

5 класс.

 

 

                                                                                                  В. А. Войцеховская

 

Тема: Действия с обыкновенными дробями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цель: Обобщение знаний об обыкновенных дробях; закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел.

Оборудование: доска, карточки с тестом и ответы к нему.

Используемые технологии: педагогика сотрудничества; игровые технологии; групповая форма работы.

Ход урока.

Организация класса и сообщение темы урока.

Здравствуйте гости! Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания об обыкновенных дробях, а также закрепим навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Наш урок мы проведем в форме командной игры. Первая команда – ученики сидящие на 1 варианте, вторая команда – на 2 варианте. Каждый правильный ответ будет оцениваться баллами.

Для проверки домашнего задания вызываю 2 человек, они записывают дом задания на обратной стороне крыльев доски и садятся на свое место.

А я объявляю 1 гейм "Разминка".

Предлагаю отгадать кроссворд.

Задания для кроссворда.

По вертикали:

  1. число, записанное над чертой дроби. (Числитель). Попутно вопрос: что показывает числитель дроби?
  2. число, записанное под чертой дроби. (Знаменатель) Вопрос: что показывает знаменатель?

По горизонтали:

  1. 1 г это какая часть килограмма? (Тысячная)
  2. как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная).
  3. как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
  4. Вопрос: Что еще можно сказать о числителе неправильной дроби? И в этом случае чему равна дробь? (1)
  5. всякая правильная дробь _______ единицы. Назовите пропущенное число. (Меньше). Вопрос: сравните неправильную дробь с 1. Сравните правильную и неправильную дроби.
  6. как называется число, в записи которого ест целая и дробная части. (Смешанное).

Кроссворд объявляю отгаданным.

А теперь мы с вами попытаемся отгадать слово, зашифрованное на доске. А слово это – фамилия европейского ученого, который первым стал использовать и распространять современную запись дробей.

Прошу членов команды по очереди называть буквы.

Это слово – Фибоначчи.

Историческая справка.

На протяжении многих веков на языках разных народов дробь именовали ломаным числом. Оно ведет свое начало от арабов, и через Леонардо Пизанского (Фибоначчи) вошло в большинство европейских руководств по арифметике. В нашей стране это название существовало до 19 века. Между прочим, со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка "попасть в дроби", равнозначная нашей "попасть в переплет" – о трудном, а то и безвыходном положении.

2 гейм. Домашнее задание.

Учащиеся проверяют домашнее задание. Ученики, которые писали домашнее задание на доске, объясняют свою работу, получают оценки, а их команда - соответствующие баллы.

3 гейм. Устные упражнения.

1. Сравните дроби.

;              ;                     ;                   

2. Найдите пару.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

3. какое число лишнее?

а) .      Выделите из этой дроби целую часть.

б) .  Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.

4. а) а:7=      .   При делении какого числа а на 7 получается дробь . Вспомним, какое действие означает черта дроби?

5. При делении числа х на 9 получается . Найдите число х.

 

4 Гейм. "Темная лошадка".

Самостоятельная работа по карточкам на 10-15 минут.

Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работаем на листочках под копирку. Я раздаю вам карточку с заданием и карточку с вариантами ответов. Вы выполняете задание, находите в карточке с ответами ваш ответ и записываете соответствующую ему букву. После выполнения всех заданий у вас получиться слово.

Итак, приступайте

В результате самостоятельной работы по карточкам у учащихся должны появиться слова:

Барсук – 1 вариант.

Беркут – 2 вариант.

Справка.

Барсук: имеет интересный окрас, тело клинообразно сужается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определенных областях запрещена.

Беркут: крупная птица. Строит огромное до 3 метров в диаметре гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесена в Красную книгу.

Подвожу итоги самостоятельной работы.

А я объявляю последний 5 гейм. Он называется "Гонка за лидером".

Порешаем с вами уравнения:

а) у-=

б)

Резерв. в)

Подведение итогов игры. Поздравление команде-победительнице.

Итог урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторили, как сравнивать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем, с одинаковым числителем, с разными числителем и знаменателем. Закрепили правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, смешанных чисел, порешали уравнения, провели интересную самостоятельную работу, ознакомились с некоторыми историческими сведениями.

А еще раз свои знания по этой теме вы покажете при выполнении контрольной работы, которую мы проведем на втором уроке.

Вашему вниманию предлагается задача – шутка.

10 солдат строились в ряд

10 солдат шли на парад

было усатых

сколько там было безусых солдат?

Задача имеет два решения.

  1. было 10 солдат. 1 десятая – 1 солдат, 9 десятых – 9 солдат. 10-9=1 (без усов)
  2. было 20 солдат. 1 десятая – 2 солдата, 9 десятых – 18 солдат. 20-18=2 (без усов.)

Урок закончен. Всем спасибо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике.                 

5 класс.

                                                                                                  В. А. Войцеховская

Тема: Действия с обыкновенными дробями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цель: Обобщение знаний об обыкновенных дробях; закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел.

Оборудование: доска, карточки с тестом и ответы к нему.

Используемые технологии: педагогика сотрудничества; игровые технологии; групповая форма работы.

Ход урока.

Организация класса и сообщение темы урока.

Здравствуйте гости! Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания об обыкновенных дробях, а также закрепим навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Наш урок мы проведем в форме командной игры. Первая команда – ученики сидящие на 1 варианте, вторая команда – на 2 варианте. Каждый правильный ответ будет оцениваться баллами.

Для проверки домашнего задания вызываю 2 человек, они записывают дом задания на обратной стороне крыльев доски и садятся на свое место.

А я объявляю 1 гейм "Разминка".

Предлагаю отгадать кроссворд.

Задания для кроссворда.

По вертикали:

  1. число, записанное над чертой дроби. (Числитель). Попутно вопрос: что показывает числитель дроби?
  2. число, записанное под чертой дроби. (Знаменатель) Вопрос: что показывает знаменатель?

По горизонтали:

  1. 1 г это какая часть килограмма? (Тысячная)
  2. как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная).
  3. как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
  4. Вопрос: Что еще можно сказать о числителе неправильной дроби? И в этом случае чему равна дробь? (1)
  5. всякая правильная дробь _______ единицы. Назовите пропущенное число. (Меньше). Вопрос: сравните неправильную дробь с 1. Сравните правильную и неправильную дроби.
  6. как называется число, в записи которого ест целая и дробная части. (Смешанное).

Кроссворд объявляю отгаданным.

А теперь мы с вами попытаемся отгадать слово, зашифрованное на доске. А слово это – фамилия европейского ученого, который первым стал использовать и распространять современную запись дробей.

Прошу членов команды по очереди называть буквы.

Это слово – Фибоначчи.

Историческая справка.

На протяжении многих веков на языках разных народов дробь именовали ломаным числом. Оно ведет свое начало от арабов, и через Леонардо Пизанского (Фибоначчи) вошло в большинство европейских руководств по арифметике. В нашей стране это название существовало до 19 века. Между прочим, со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка "попасть в дроби", равнозначная нашей "попасть в переплет" – о трудном, а то и безвыходном положении.

2 гейм. Домашнее задание.

Учащиеся проверяют домашнее задание. Ученики, которые писали домашнее задание на доске, объясняют свою работу, получают оценки, а их команда - соответствующие баллы.

3 гейм. Устные упражнения.

1. Сравните дроби.

;                  ;                  ;                

2. Найдите пару.

3. какое число лишнее?

а) .         Выделите из этой дроби целую часть.

б) .        Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.

4. а) а:7=         .        При делении какого числа а на 7 получается дробь . Вспомним, какое действие означает черта дроби?

5. При делении числа х на 9 получается . Найдите число х.

4 Гейм. "Темная лошадка".

Самостоятельная работа по карточкам на 10-15 минут.

Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работаем на листочках под копирку. Я раздаю вам карточку с заданием и карточку с вариантами ответов. Вы выполняете задание, находите в карточке с ответами ваш ответ и записываете соответствующую ему букву. После выполнения всех заданий у вас получиться слово.

Итак, приступайте

В результате самостоятельной работы по карточкам у учащихся должны появиться слова:

Барсук – 1 вариант.

Беркут – 2 вариант.

Справка.

Барсук: имеет интересный окрас, тело клинообразно сужается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определенных областях запрещена.

Беркут: крупная птица. Строит огромное до 3 метров в диаметре гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесена в Красную книгу.

Подвожу итоги самостоятельной работы.

А я объявляю последний 5 гейм. Он называется "Гонка за лидером".

Порешаем с вами уравнения:

а) у-=

б)

Резерв. в)

Подведение итогов игры. Поздравление команде-победительнице.

Итог урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторили, как сравнивать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем, с одинаковым числителем, с разными числителем и знаменателем. Закрепили правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, смешанных чисел, порешали уравнения, провели интересную самостоятельную работу, ознакомились с некоторыми историческими сведениями.

А еще раз свои знания по этой теме вы покажете при выполнении контрольной работы, которую мы проведем на втором уроке.

Вашему вниманию предлагается задача – шутка.

10 солдат строились в ряд

10 солдат шли на парад

 было усатых

сколько там было безусых солдат?

Задача имеет два решения.

  1. было 10 солдат. 1 десятая – 1 солдат, 9 десятых – 9 солдат. 10-9=1 (без усов)
  2. было 20 солдат. 1 десятая – 2 солдата, 9 десятых – 18 солдат. 20-18=2 (без усов.)

Урок закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике. Тема: «Действия с десятичными дробями». 5 класс.

Урок - закрепления в форме сказки для учащихся 5 класса по теме "Действия с десятичными дробями". Учебник: Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин....

Урок- путешествие по теме "действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс

Конспект обобщающего  урока по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы. Урок разработан по учебнику Г.В. Муравина....

Урок-обобщение по теме "Действия с обыкновенными дробями"

Урок-обобщение по теме " Действия с обыкновенными дробями" разработан в соответствии  с  требованиями ФГОС. Разработана инструкционная карта с указанием УУД. В приложении имеется карта резул...

Контрольная работа по теме "Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"

Контрольная по математике в 5 классе по теме " Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Урок - сказка по математике для 5 класса по теме "Понятие смешанного числа. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"

Урок - сказка по математике для 5 класса. Учебник "Математика 5”. Автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие....

Урок - путешествие по теме:«Действия с обыкновенными дробями», 6 класс

План•Организационный момент, создание положительного эмоционального настроя.•Проверка домашнего задания и постановка проблемы•Устный счет•Экскурс в историю•Анализ наблюдений...

План- конспект открытого урока по математике. Тема: «Действия с десятичными дробями. Проценты».

Пояснительная запискаПредложенные задания разработаны мной для понимания обучающимися применения темы «Проценты» при совершении покупок в повседневной жизни. Использование таких заданий в ...