Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении
статья по алгебре (10 класс) по теме
В статье рассматриваются различные методы решения иррациональных уравнений. Использование нестандартных методов при решении уравнений, способствует активному участию ученика в образовательной деятельности, обеспечивает возможность саморазвития и самообразования в ходе получения и расширения школьных знаний, выявление и поддержку самобытности школьника, как основу применения личностно-ориентированной методики обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении
Смышляева Наталья Петровна, учитель математики
Важнейшим видом учебной деятельности в школе, в процессе которой усваивается содержание математического образования, является решение уравнений. Основные методы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной, использование свойств функций. Методы решения иррациональных уравнений подразделяются на стандартные (возведение в степень, использование свойств функций) и нестандартные (применение других разделов математики). Рассмотрим некоторые методы решения иррациональных уравнений.
Метод, основанный на применении области определения иррационального выражения
Пример 1. Решите уравнение = - 8.
Решение. Рассмотрим функцию f(х) = . По определению арифметического квадратного корня, её значения неотрицательны. Следовательно, равенство f(х) = - 8 невозможно ни при каких значениях х. Значит, уравнение не имеет корней.
Ответ: Ø.
Пример 2. Решите уравнение - =
Решение. Найдем область допустимых значений переменной. Для этого решим систему неравенств
Откуда, х = 3
Область допустимых значений этого уравнения состоит из одного числа. Проверка показывает, что оно является решением исходного уравнения.
Ответ: 3.
Метод, основанный на использовании ограниченности функций
Пример 3. Решите уравнение + = 0
Решение. Левая часть уравнения представляет собой сумму двух функций, каждая из которых принимает неотрицательные значения. Значит, равенство возможно, только если обе эти функции равны нулю одновременно. Таких значений х нет, следовательно, уравнение не имеет корней.
Ответ: Ø.
Метод, основанный на использовании монотонности функций
Пример 4. Решите уравнение + + = 9
Решение. Рассмотрим функцию f(х) = + +. Она возрастает на промежутке [0;∞), как сумма трех возрастающих функций. Значит, каждое свое значение принимает ровно один раз. Подбором находим, что х = 4 корень уравнения, и он единственный в силу монотонности функции.
Ответ: 4.
Тригонометрическая подстановка
При решении некоторых иррациональных уравнений применяют тригонометрическую подстановку, суть которой состоит в замене неизвестной переменной х тригонометрической функцией, например, х = cos ω или х = tg ω. При использовании данного метода решение исходного уравнения сводится к решению тригонометрического уравнения. Следует отметить, что тригонометрическое уравнение имеет, как правило, бесконечное множество решений, а исходное уравнение – конечное их число.
Пример 5. Решите уравнение
х + = (2 - 1).
Решение. Так как областью допустимых значений уравнения являются
- 1 ≤ х ≤ 1, то можно сделать замену х = cos ω, где
0 ≤ ω ≤ π.
+ = (2 - 1) (*)
Поскольку 0 ≤ ω ≤ π , то ≥ 0 и = . В этой связи из (*) получаем
+ = ,
+ = ( +)( - ),
( +)( + - 1) = 0.
Пусть + = 0, тогда tg ω = -1 и ω = - + πn, где n – целое число. Однако, 0 ≤ ω ≤ π , поэтому ω1 = .
Пусть ( + - 1) = 0. Тогда
- = - ,
- = - ,
= - ,
ω - = (-1)k + 1 + πk и тогда получаем
ω = + (-1)k + 1 + πk , где k – целое число.
Однако, 0 ≤ ω ≤ π , поэтому ω2 = . Но х = cos ω, следовательно, х1= cos = - ,
х2 = cos.
Ответ: - , cos.
Метод выделения полного квадрата
Пример 6. Решите уравнение
+ = 7
Решение. Попробуем отметить какие – либо особенности заданного уравнения, которые могли бы указать путь к решению. Такие особенности есть, а именно:
Найдем ОДЗ исходного уравнения
Решая первые два неравенства
получаем, что х принадлежит отрезку
На промежутке [-1;4] третье и четвертое неравенства системы истинны.
Значит, ОДЗ х Î [-1;4].
Перепишем заданное уравнение так:2+ 2= 7
Откуда | | + | | = 7 ,
но и , поэтому получаем:
+ = 7
или: = 3 -
В ОДЗ правая часть неравенства всегда положительна, поэтому возведем в квадрат обе части неравенства = 6 – х
решения этого уравнения х = 0, х = 3. Оба корня принадлежат ОДЗ.
Ответ: 0; 3.
Метод функциональных уравнений. Уравнения вида
= x (1) или f(g(x)) = f(h(x)), (2)
п раз
где f(x), g(x), h(x) -некоторые функции и п ≥ 2.
называются функциональными уравнениями.
Методы решения уравнений (1) и (2) основаны на четырех следующих утверждениях.
Утверждение 1. Если f(x) - строго монотонная функция на отрезке [а;в], то уравнение (1) равносильно уравнению f(x) = x для х, принадлежащих отрезку [а;в].
Утверждение 2. Если f(x) - строго монотонная функция, то уравнение (2) равносильно уравнению g(x) = h(x) на области допустимых значений уравнения (2).
Утверждение 3. Если f(x) - строго монотонная функция и при этом является четной, то уравнение (2) равносильно совокупности двух уравнений g(x) = h(x) и g(x) = - h(x) на области допустимых значений уравнения (2).
Утверждение 4. Если функция f(x) нечетная, то решение уравнения f(g(x)) + f(h(x)) = 0 сводится к решению уравнения f(g(x)) = f(-h(x)).
Анализ функции у = f(x) на строгую монотонность можно осуществлять с помощью производной, т.е. если f`(x) > 0 (f`(x) < 0) на отрезке [а;в], то функция у = f(x) является строго возрастающей (убывающей) для х, принадлежащих отрезку [а;в].
Пример 7. Решите уравнение
х = , (*)
где квадратный корень берется п раз (п ≥ 1).
Решение. Из условия задачи следует, что х > 0. Пусть f(x) = , тогда уравнение (*) примет вид = х (**).
п раз
Поскольку f`(x) = 0 при х > 0, то уравнение (**) равносильно уравнению
f(x) = х, т.е. = х, положительным корнем которого является
Ответ: .
Метод введения векторов, использование неравенства треугольника при решении иррациональных уравнений
Применение векторов для решения различных уравнений и неравенств в общеобразовательной школе практически не рассматривается. Однако освоение этого метода имеет большое значение, т.к. позволяет показать взаимосвязь тем при изучении математики, а при итоговом повторении перейти к теории развития числа.
Вектор в трехмерном пространстве характеризуется тремя координатами (а1,а2,а3) и модуль (длина) вектора вычисляется по формуле ||=(а12+а22+а32)1/2
Суммой (разностью) двух векторов (а1,а2,а3) и (в1,в2,в3) называется вектор (с1,с2,с3), координаты которого вычисляются как суммы (разности) соответствующих координат векторов и .
Скалярным произведением векторов и называют
= а1 в1 + а2 в2 + а3 в3 ,
Но с другой стороны, = || .
Два отличных от нуля вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. У коллинеарных векторов соответствующие координаты пропорциональны. Верно и обратное утверждение: если у двух векторов соответствующие координаты пропорциональны, то векторы коллинеарные.
Для векторов (а1,а2,а3) и (в1,в2,в3) имеет место неравенство
||+|| ≥ ||,
т.е. (а12+а22+а32)1/2 + (в12+в22+в32)1/2 ≥ (а1 ± в1)2+(а2 ± в2)2+(а3 ± в3)2)1/2 .
Данная формула обобщается на случай векторов, заданных в п-мерном пространстве, а также на случай суммы (или разности) более двух векторов. Геометрический смысл формулы состоит в том, что длина ломанной линии, соединяющей две точки в пространстве, больше или равна длине отрезка прямой, проведенной между этими точками. Следует особо помнить, что равенство достигается тогда и только тогда, когда векторы и коллинеарные. В частности, из равенства в формуле следует, что
= = .
Иначе эту формулу называют неравенством треугольника [16].
Рассмотрим пример, в котором при решении иррационального уравнения применяется понятие вектора.
Пример 8. Решите уравнение
(1)
Решение. Перепишем уравнение (1) в виде:
= 2+(х+2) (2)
Введем векторы (;1) и (х+2;2).
Найдем их модули
= , = , а косинус угла между векторами и
равен:
=
,
но согласно уравнению (2), числитель и знаменатель дроби равны, следовательно, = 1, откуда делаем вывод, что векторы и коллинеарные, а их соответствующие координаты пропорциональны
= , = ,
по свойству пропорции, при условии х ≠ -2, получаем 2 = х + 2,
Остается решить, используя метод возведения в соответствующую степень, х=±4.
Проверкой устанавливаем, что х = -4 – посторонний корень.
Ответ: 4 .
Метод решения симметрических систем
К симметрическим системам относятся системы вида
(1) и (2)
В ряде случаев в симметрических системах слагаемые или множители представлены в виде иррациональных выражений. Метод решения системы (1) состоит в сложении левых и правых частей уравнения. Тогда
(+,
затем из полученного уравнения поочередно вычитаются третье, второе и первое уравнения системы (1), в результате чего получаем систему
При решении системы (2) необходимо перемножить левые и правые части уравнений, получим и .
Здесь необходимо потребовать, чтобы выполнялось условие Если затем полученное уравнение поочередно на третье, второе, первое уравнения системы (2), то получаем две системы уравнений относительно вида и
Следует отметить, что данный метод обобщается на случай произвольного числа уравнений, содержащихся в симметрических системах.
Пример 9. Решите систему уравнений
(*)
Решение. После сложения уравнений системы (*) получаем Если из полученного уравнения поочередно вычесть уравнения системы (*), то получаем систему уравнений
Отсюда следует х + у + = 7 и
Ответ: (-2; 3; 6).
При изучении различных методов решения иррациональных уравнений происходит активное участие ученика в образовательной деятельности, обеспечивающее возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Использованная литература:
Марчевская Е.В, Марчевский И.К. Элементарная алгебра. Методы решения уравнений и неравенств: Учебное пособие. – Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007 г.
Супрун В.Н. Нестандартные методы решения задач по математике: - Минск: Полымя, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Методы решения иррациональных уравнений"
Цель урока: познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию у...
Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...
Методы решения иррациональных уравнений
Разработка урока по данной теме...
Методы решения иррациональных уравнений -11 класс
В данной статье рассматриваются методы решений иррациональных уравнений....
Методы решения иррациональных уравнений
Рассмотрены различные методы решения иррациональных уравнений и заданий с параметром...
Методические разработки к элективному курсу "Методы решений иррациональных уравнений"
Предлагаемый элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы и является предметно-ориентированным, направлен на расширение...
Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...