Методы решения иррациональных уравнений
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Методы решения иррациональных уравнений
Цель урока: Изучение различных способов решения иррациональных уравнений.
Задачи:
1. Изучить различные способы решения уравнений
2. Развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений.
3. Развивать самостоятельность, воспитывать грамотность речи
Тип урока: семинар
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; исследовательский
Формы организации урока: групповая
Педагогические приемы: обсуждение, упражнение.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, ПК.
План урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока
I. Организационный момент: сообщение темы урока, цели урока.
На предыдущем уроке мы рассмотрели решение иррациональных уравнений, содержащих квадратные корни, возведением их в квадрат. При этом мы получаем уравнение-следствие, что приводит иногда к появлению посторонних корней. И тогда обязательной частью решения уравнения является проверка корней. Также рассмотрели решение уравнений, используя определение квадратного корня. В этом случае проверку можно не делать. Однако при решении уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению алгоритмов решения уравнения. В заданиях Единого государственного экзамена имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. Поэтому необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений, с которыми мы сегодня и познакомимся. Предварительно класс был разделен на 8 творческих групп, и им было дано на конкретных примерах раскрыть суть того или иного метода. Слово даем им.
II. Изучение нового материала.
Из каждой группы 1 ученик объясняет ребятам способ решения иррациональных уравнений. Весь класс слушают и конспектируют их рассказ.
1 способ. Введение новой переменной.
Решить уравнение: (2х + 3)2 - 3
4х2 + 12х + 9 - 3
4х2 - 8х - 51 - 3
, t ≥0
х2 – 2х – 6 = t2;
4t2 – 3t – 27 = 0
t = 3, t = -4/9
х2 – 2х – 15 =0
х2 – 2х – 6 =9;
х = -3; х = 5
Ответ: -3; 5.
2 способ. Исследование ОДЗ.
Решить уравнение
ОДЗ: х = 2. Проверкой убеждаемся, что х = 2 является корнем уравнения.
3 способ. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.
+ (умножим обе части на - )
х + 3 – х – 8 = 5(-)
2=4, отсюда х=1. Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения.
4 способ. Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.
Решить уравнение
Пусть тогда
Получим систему:
Откуда b=1-a/ После подстановки в первое уравнение a2-a-1=0.
Далее получим
Возведем обе части последнего уравнения в куб:
8(х+2)=
Аналогично: 8(х+2)=
Ответ: х = .
5 способ. Выделение полного квадрата.
Решить уравнение
. Раскроем модули. Т.к. -1≤сos0,5x≤1, то -4≤сos0,5x-3≤-2, значит, . Аналогично,
Тогда получим уравнение
cos0,5x = 1
Z.x = 4πn, n
Z.Ответ: 4πn, n
6 способ. Метод оценки
Решить уравнение
ОДЗ: х3 - 2х2 - 4х + 8 ≥ 0, по определению правая часть -х3 + 2х2 + 4х - 8 ≥ 0
получим т.е. х3 - 2х2 - 4х + 8 = 0. Решив уравнение разложением на множители, получим х = 2, х = -2
7 способ: Использование свойств монотонности функций.
Решить уравнение . Функции строго возрастают. Сумма возрастающих функций есть возрастающая и данное уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим х = 1.
Ответ: 1.
8 способ. Использование векторов.
Решить уравнение . ОДЗ: -1≤х≤3.
Пусть вектор . Скалярное произведение векторов - есть левая часть. Найдем произведение их длин . Это есть правая часть. Получили , т.е. векторы а и в – коллинеарны. Отсюда . Возведем обе части в квадрат. Решив уравнение, получим х = 1 и х =.
Закрепление. (каждому ученику раздаются листы с заданиями)
Фронтальная устная работа
Найти идею решения уравнений (1-10)
1. (ОДЗ - )
2. (замена)
3. (замена)
4. (выделение полного квадрата)
5. (Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.)
6. (умножением на сопряженное выражение)
7. т.к. . То данное уравнение не имеет корней.
8. Т.к. каждое слагаемое неотрицательно, приравниваем их к нулю и решаем систему.
9. 3
10. Найдите корень уравнения (или произведение корней, если их несколько) уравнения.
Письменная самостоятельная работа с последующей проверкой
решить уравнения под номерами 11,13,17,19
Решить уравнения:
11.
12.
13.
14.
15.
16
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
IV. Итог урока:
1. Какие методы изучили?
- Введение новой переменной
- Исследование ОДЗ.
- Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.
- Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.
- Выделение полного квадрата.
- Метод оценки
- Использование свойств монотонности функций.
- Использование векторов.
- Какие из этих методов используются при решении уравнений других типов?
- Какой из этих методов вам понравился больше всего и почему?
- Домашнее задание: Решить оставшиеся уравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Методы решения иррациональных уравнений"
Цель урока: познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию у...
Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...
Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении
В статье рассматриваются различные методы решения иррациональных уравнений. Использование нестандартных методов при решении уравнений, способствует активному участию ученика в образовательной деятельн...
Методы решения иррациональных уравнений -11 класс
В данной статье рассматриваются методы решений иррациональных уравнений....
Методы решения иррациональных уравнений
Рассмотрены различные методы решения иррациональных уравнений и заданий с параметром...
Методические разработки к элективному курсу "Методы решений иррациональных уравнений"
Предлагаемый элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы и является предметно-ориентированным, направлен на расширение...
Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...