Примеры решения тригонометрических уравнений
методическая разработка (алгебра, 10 класс) на тему

Разработка урока по УМК под редакцией А.Н. Колмогорова в 10 классе и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Морозова Елена Николаевна

Место работы

МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

10 класс

Тема урока

Примеры решения тригонометрических уравнений

Номер урока в теме

7-8

Базовый учебник

Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И. Алгебра и начала математического анализа. 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 2011

Цель урока

Создать условия для формирования умений решать уравнения разных типов

Задачи урока

Обучающие:

-проверить умения находить значения аркфункций и решать простейшие тригонометрические уравнения;

-провести классификацию предложенных тригонометрических уравнений и найти способы их решения

Развивающие:

-создать условия для самореализации возможностей учащихся по формированию умений и навыков решения уравнений

Воспитательные:

-формирование у учащихся познавательных, информационных, коммуникативных компетенций, навыков самооценки

Тип урока

комбинированный

Формы работы учащихся

Фронтальная, в парах, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, карточки

1.  Организационный  момент.   (Презентация.  Слайды  1 – 2. )

Слайд 1.

Французский  писатель  Анатоль  Франс  (1844 – 1924)  однажды  заметил:  «Учиться  можно  только  весело…Чтобы  переваривать  знания,  надо  поглощать  их  с  аппетитом».  Так  вот,  давайте  сегодня  на  уроке  будем  следовать  этому  совету  писателя,  будем  активны,  внимательны,  будем  поглощать  знания  с  большим  желанием,  ведь  они  пригодятся  вам  в  вашей  дальнейшей  жизни.

     Сегодня  у  нас  урок  по  теме  «Примеры решения  тригонометрических  уравнений».

Давайте выясним, что мы уже знаем и умеем?

Предполагаемые ответы:

- знаем определения аркфункций

- умеем находить значения аркфункций

- умеем решать простейшие тригонометрические уравнения

Чему же будет посвящен сегодняшний урок?

1. проверим умения находить значения аркфункций

и умения решать простейшие тригонометрические уравнения

2. рассмотрим решения некоторых более сложных тригонометрических уравнений.

2.Проверочная работа и проверка результатов

 (Презентация.  Слайды  3, 4, 5.)

Индивидуальная работа  по выполению заданий. Уч-ся выдается карточка. В заданиях 1-6 найти значения аркфункций, в заданиях 7-15 решить уравнения и записать ответ

№ п/п

Задание

Ответ

1

arcsin 0

2

arccos (-√3/2)

3

arctg (-1/√3)

4

arcsin (-1/2)

5

arctg 1

6

arccos (-1)

7

sin x = √2/2

8

cos x = 0

9

tg x = -1

10

cos x = -1/2

11

sin x = -1

12

tg x = 2

13

sin 2x = 0

14

2cos 3x - √3 = 0

15

tg x/2 = 1

Слайд 3

Самопроверка результатов:

Слайд 4

Самооценка по критериям

Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл

14-15 баллов   «5»

12-13 баллов   «4»

 9-11 баллов     «3»

0-8    баллов      «2»

Слайд 5

3.Этап усвоения новых знаний

(Презентация.  Слайды 6-10 . )

Групповая работа

Учащимся предлагаются карточки, на каждой одно из 8 уравнений. Необходимо провести их классификацию, объяснив критерий отбора, привести принцип их решения (там, где это возможно)

2sin2x + sin x – 1= 0

sin2x - 3sin x cos x +2cos2 x =0

cos 5x – cos 3x = 0

6cos2x + cos x – 1 = 0

sin x - 2cos x = 0

sin x + √3cos x = 0

2sin2x -sin x cos x = cos2x

sin 5x – sin x = 0

Слайд 6

Предполагаемый результат:

№ группы

Уравнения

Критерий отбора

Способ решения

1

2sin2x + sin x – 1= 0

6cos2x + cos x – 1 = 0

Сводящиеся к квадратному

Введение новой переменной

2

sin 5x – sin x = 0

cos 5x – cos 3x = 0

Разность (сумма)

одноименных функций

Разложение на множители

3

sin x - 2cos x = 0

sin x + √3cos x = 0

Вида

Аsin x + Вcos x = 0

(Однородные 1 степ)

?

4

sin2x - 3sin x cos x +2cos2 x =0

2sin2x -sin x cos x = cos2x

Аsin2x +Вsin xcos x + +Сcos2x=0 (однородные 2 степени)

?

Слайд7

 Вы не смогли предложить способы решения уравнений 3 и 4 групп. Попробуем найти их в учебнике (Работа с текстом п.11 учебника)

Предполагаемый результат: уч-ся  делают ссылку на примеры 4-5 для решения уравнений 4 группы (в таблицу вносится запись)

№ группы

Уравнения

Критерий отбора

Способ решения

1

2sin2x + sin x – 1= 0

6cos2x + cos x – 1 = 0

Сводящиеся к квадратному

Введение новой переменной

2

sin 5x – sin x = 0

cos 5x – cos 3x = 0

Разность (сумма)

одноименных функций

Разложение на множители

3

sin x - 2cos x = 0

sin x + √3cos x = 0

Вида

Аsin x + Вcos x = 0

(Однородные 1 степ)

?

4

sin2x - 3sin x cos x +2cos2 x =0

2sin2x -sin x cos x = cos2x

Аsin2x +Вsin xcos x + +Сcos2x=0 (однородные 2 степени)

Обе части уравнения делим на cos2 x, получаем уравнение вида

Аtg2x +Вtg x + +С=0

Слайд 8

Давайте подумаем: нельзя ли этот прием применить к решению ур-ий 3 группы?

(в таблицу вносится запись)

№ группы

Уравнения

Критерий отбора

Способ решения

1

2sin2x + sin x – 1= 0

6cos2x + cos x – 1 = 0

Сводящиеся к квадратному

Введение новой переменной

2

sin 5x – sin x = 0

cos 5x – cos 3x = 0

Разность (сумма) одноименных функций

Разложение на множители

3

sin x - 2cos x = 0

sin x + √3cos x = 0

Вида

Аsin x + Вcos x = 0

(Однородные 1 степ)

Обе части уравнения делим на cos x, получаем уравнение вида

Аtgx +В=0

4

sin2x - 3sin x cos x +2cos2 x =0

2sin2x -sin x cos x = cos2x

Аsin2x +Вsin xcos x + +Сcos2x=0 (однородные 2 степени)

Обе части уравнения делим на cos2 x, получаем уравнение вида

Аtg2x +Вtg x + +С=0

Слайд 9

Всем учащимся выдается полученная таблица в качестве справочной

К какой группе вы отнесете следующие уравнения:

5sin2x +6cosx  – 6= 0

cos 2x + cos2x + sin x cos x = 0

cos x = sin x

Слайд 10

4. Этап закрепления

Учащимся предлагается решить уравнения из таблицы (Слайд 10). При этом они работают в парах. Каждая пара решает по 1 уравнению из каждой группы, 1 ученик – одно, второй – другое, договариваясь между собой кто какое будет решать, возможна взаимопомощь.

5. Подведение итогов

Подведем итоги. Какой багаж знаний вы унесете с собой с сегодняшнего урока? Дайте самооценку своей деятельности и достигнутых результатов на уроке.

(Выставляются оценки в журнал)

6. Домашнее задание (Слайд 11)

п.11, №166(а), 170(а,б),173(а), подобрать уравнения других типов

Структура и ход урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Какие компетенции формируются

Организационный

Слайды 1-2

Комментарии к слайдам

Р.Д.:Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности

Проверочная работа и проверка результатов

Слайд 3-5

-выполнение работы

-самопроверка

-самооценка

Хронометраж времени

Р.Д.: объективное оценивание своих учебных достижений

Этап усвоения новых знаний

Слайды 6-10

-Проводят классификацию предложенных уравнений

- ищут способы их решения

Направляет действия учащихся

П.Д.:самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

И-К.Д.:Поиск и извлечение необходимой информации в источниках различного типа

Этап закрепления

Слайд 9

Самостоятельно решают предложенные уравнения

Проверяет работы учащихся в режиме он-лайн, при необходимости оказывает помощь

П.Д.: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность; самостоятельное создание алгоритмов для решения поставленных задач

Подведение итогов

-

Отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы

Р.Д.: Формулирование полученных результатов, объективное оценивание своих учебных достижений, учет мнения других людей при самооценке

Домашнее задание

Слайд11

Записывают в дневник

Комментирует задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Примеры решения тригонометрических уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме....

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул

конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Разработка урока по теме: «Примеры решения тригонометрических уравнений».

Урок направлен на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по теме, на развитие быстроты мышления, памяти, внимания, умения анализировать и оценивать работу. Обучающие закрепляют знания по ...

Примеры решения тригонометрических уравнений

В конспекте рассмотрены примеры решения тригонометрических уравнений 1. Методом замены переменной2.Решены однородные тригонометрические уравнения3.С помощью универсальной тригонометрической подст...