" Примеры решения тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Лимонова Лидия Афанасьевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass_trig_ur.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме:

 «Примеры решения тригонометрических уравнений».

Учитель математики ГБОУ СОШ № 1908 г.Москвы Лимонова Лидия Афанасьевна.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить и закрепить навыки решения тригонометрических уравнений различными методами.

Задачи: 1. Закрепить знания  и умения учащихся по решению тригонометрических уравнений; развивать навыки контроля и самоконтроля.

2. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать аккуратность, формировать интерес к предмету.

3. Развивать мышление, речь, внимание, память.

Формы организации учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

Методы: словесные, наглядные, информационно – коммуникативные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Решение простейших тригонометрических уравнений», листы контроля, дидактическая игра «Лото».

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Примеры решения тригонометрических уравнений». На уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученные виды и типы уравнений, а также методы их решения.

Ваша задача показать полученные знания и умения по теме. Свою работу вы будете оценивать сами, используя лист контроля, который лежит перед вами.

ФИО

Домашнее задание

Игра «Лото»

Работа в группе

Самостоятельная проверочная работа

Итог

  1. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка осуществляется  по готовым решениям, которые проектируются на экран. Оценки выставляются в лист контроля в графу домашнее задание.

  1. Актуализация знаний:

1). Фронтальный опрос:

-Какое уравнение называется тригонометрическим?

-Какие тригонометрические уравнения называются простейшими?

-Какие способы решения тригонометрических уравнений мы изучили?

-Каков алгоритм решения тригонометрических уравнений?

-В каком случае и какие тригонометрические уравнения не имеют решения?

-Какие частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений вы помните?

2) Устные упражнения:

1. Вычислить: а) 2sin 15⁰cos 15⁰;       б) cos2π4-sin2π4 ;        в)arcsin22;  

 г)arctg13;      д) arccos-12;       е)  arcctg-3 ;

2. Решить уравнения: а) sin x=0;   б) cos x=-1; в) sin x = 32 ; г) tg x =1.

3) Дидактическая игра «Лото» (индивидуальная проверка частных решений простейших тригонометрических уравнений и знания значений обратных тригонометрических функций).

Карточка №1

Cos x = 1

Sin x = 0

-π3

5π6

Cos x = - 1

Sin x = 1

Sin x = - 1

π3

 

Cos x = 0

Карточка для разрезания

Arcsin -32

X= πn, n∈Z

X= 2 πn, n∈Z

X=π2+ 2πn, n∈Z

X= π + 2πn, n∈Z

Arcos (-32)

X=π2+ πn, n∈Z

Arcos 12

X=- π2+ 2πn, n∈Z

 Лишние ответы

X= π 2+ πn, n∈Z

X=-π2+ πn, n∈Z

Arcos (- 12)

В файлах ребята получают карточку №1  и разрезанные ответы. (Ответов должно быть больше, чем на карточке для разрезания). Карточка для разрезания оформляется с двух сторон. На одной стороне записываются ответы на карточку №1, а на другой стороне – картинка. Ребята получают карточку №1 и разрезанную карточку с лишними ответами. Задание: найти ответ и накрыть им соответствующую ячейку на карточке №1. В результате правильного выполнения задания получится сложенная картинка, а лишние ответы останутся.

Результаты выполнения задания заносятся в лист контроля.

9верных ответов – «5»

7-8верных ответов – «4»

5-6 верных ответов – «3»

Меньше 5 верных ответов – «2».

  1. Работа в группах.

Задание: Решить одно и то же уравнение sinx + cosx =1  различными методами.

1 группа – методом преобразования суммы в произведение;

2 группа – методом введения вспомогательного угла;

3 группа -  методом разложения на множители;

4 группа -  методом приведения к однородному уравнению.

Решение 1 группы: sinx+cosx=1,

sinx+sin(π2-x)=1,  2sinπ4cos⁡(x-π4)=1,  cos(x-π4)=12,

x-π4=π4+2πn,n∈Z,или x-π4=-π4+2πk,k∈Z

x=π2+2πn, n∈Z, x=2πn, n∈Z.

Решение 2 группы: sinx+cosx=1,   2 (sinx·12+cosx·12)=1,  sin(x+π4)= 12 и т.д.

Решение 3 группы: sinx+cosx=1,   2sinx2 cosx2- 2sin2x2=0, 2sinx2 (cosx2- sinx2)=0,и т.д.

Решение 4 группы: sinx+cosx=1, 2sinx2 cosx2 +cos2x2 - sin2x2=sin2x2+ cos2x2 ,

2sinx2 cosx2-2sin2x2 =0,  2sinx2(cosx2-sinx2) =0,

sinx2=0 или cosx2-sinx2=0

                    1+tgx2=0 т.д.

После выполнения работы ученики афишируют свои решения.

  1. Систематизация знаний. Задание: найдите третье лишнее уравнение, обоснуйте свой выбор  и представьте план решения. Карточки раздаются всем учащимся.

1.Sinx=2cosx (однородное)

2.2sin23x+3cos23x=5sin3xcos3x (однородное )

3.Sin2x=cosx (лишнее, вынесение общего множителя за скобки)

1.1+sinxcosx=sinx+cosx(разложение на множители)

2.2sinxcosx-cos2x=0(разложение на множители)

3.Arcsinx=-π3 (лишнее)

1.Sinx+3cosx=1(введение вспомогательного угла)

2. 3sinx+cosx=1(--)

3.3sinx+4cosx=5(лишнее, метод оценки двух частей уравнения)

6.Самостоятельная проверочная работа.

Вариант 1.

  1. 3cos2x+sin2x=0,
  2. 2sin3x-cos2x-sinx=0,
  3. sin2x-2sinx-3=0

Вариант 2.

  1. 3sin3x+cos3x=0,
  2. 5sin2x-2sinx=0,
  3. 2cos2x+3sin2x+2cosx=0

7.Подведение итогов урока. Сбор контрольных листов и самостоятельных работ.

8. Задание на дом: пункт 11, повторить пункты 8-10, решить уравнения из карточек(5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры решения тригонометрических уравнений

Разработка урока по УМК под редакцией А.Н. Колмогорова в 10 классе и презентация к уроку...

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул

конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Разработка урока по теме: «Примеры решения тригонометрических уравнений».

Урок направлен на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по теме, на развитие быстроты мышления, памяти, внимания, умения анализировать и оценивать работу. Обучающие закрепляют знания по ...

Примеры решения тригонометрических уравнений

В конспекте рассмотрены примеры решения тригонометрических уравнений 1. Методом замены переменной2.Решены однородные тригонометрические уравнения3.С помощью универсальной тригонометрической подст...