" Примеры решения тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass_trig_ur.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме:
«Примеры решения тригонометрических уравнений».
Учитель математики ГБОУ СОШ № 1908 г.Москвы Лимонова Лидия Афанасьевна.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Обобщить и закрепить навыки решения тригонометрических уравнений различными методами.
Задачи: 1. Закрепить знания и умения учащихся по решению тригонометрических уравнений; развивать навыки контроля и самоконтроля.
2. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать аккуратность, формировать интерес к предмету.
3. Развивать мышление, речь, внимание, память.
Формы организации учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Методы: словесные, наглядные, информационно – коммуникативные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Решение простейших тригонометрических уравнений», листы контроля, дидактическая игра «Лото».
Конспект урока.
- Организационный момент.
Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Примеры решения тригонометрических уравнений». На уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученные виды и типы уравнений, а также методы их решения.
Ваша задача показать полученные знания и умения по теме. Свою работу вы будете оценивать сами, используя лист контроля, который лежит перед вами.
ФИО | Домашнее задание | Игра «Лото» | Работа в группе | Самостоятельная проверочная работа | Итог |
- Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка осуществляется по готовым решениям, которые проектируются на экран. Оценки выставляются в лист контроля в графу домашнее задание.
- Актуализация знаний:
1). Фронтальный опрос:
-Какое уравнение называется тригонометрическим?
-Какие тригонометрические уравнения называются простейшими?
-Какие способы решения тригонометрических уравнений мы изучили?
-Каков алгоритм решения тригонометрических уравнений?
-В каком случае и какие тригонометрические уравнения не имеют решения?
-Какие частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений вы помните?
2) Устные упражнения:
1. Вычислить: а) 2sin 15⁰cos 15⁰; б) cos2π4-sin2π4 ; в)arcsin22;
г)arctg13; д) arccos-12; е) arcctg-3 ;
2. Решить уравнения: а) sin x=0; б) cos x=-1; в) sin x = 32 ; г) tg x =1.
3) Дидактическая игра «Лото» (индивидуальная проверка частных решений простейших тригонометрических уравнений и знания значений обратных тригонометрических функций).
Карточка №1
Cos x = 1 | Sin x = 0 | -π3 |
5π6 | Cos x = - 1 | Sin x = 1 |
Sin x = - 1 | π3 |
Cos x = 0 |
Карточка для разрезания
Arcsin -32 | X= πn, n∈Z | X= 2 πn, n∈Z |
X=π2+ 2πn, n∈Z | X= π + 2πn, n∈Z | Arcos (-32) |
X=π2+ πn, n∈Z | Arcos 12 | X=- π2+ 2πn, n∈Z |
Лишние ответы
X= π 2+ πn, n∈Z | X=-π2+ πn, n∈Z | Arcos (- 12) |
В файлах ребята получают карточку №1 и разрезанные ответы. (Ответов должно быть больше, чем на карточке для разрезания). Карточка для разрезания оформляется с двух сторон. На одной стороне записываются ответы на карточку №1, а на другой стороне – картинка. Ребята получают карточку №1 и разрезанную карточку с лишними ответами. Задание: найти ответ и накрыть им соответствующую ячейку на карточке №1. В результате правильного выполнения задания получится сложенная картинка, а лишние ответы останутся.
Результаты выполнения задания заносятся в лист контроля.
9верных ответов – «5»
7-8верных ответов – «4»
5-6 верных ответов – «3»
Меньше 5 верных ответов – «2».
- Работа в группах.
Задание: Решить одно и то же уравнение sinx + cosx =1 различными методами.
1 группа – методом преобразования суммы в произведение;
2 группа – методом введения вспомогательного угла;
3 группа - методом разложения на множители;
4 группа - методом приведения к однородному уравнению.
Решение 1 группы: sinx+cosx=1,
sinx+sin(π2-x)=1, 2sinπ4cos(x-π4)=1, cos(x-π4)=12,
x-π4=π4+2πn,n∈Z,или x-π4=-π4+2πk,k∈Z
x=π2+2πn, n∈Z, x=2πn, n∈Z.
Решение 2 группы: sinx+cosx=1, 2 (sinx·12+cosx·12)=1, sin(x+π4)= 12 и т.д.
Решение 3 группы: sinx+cosx=1, 2sinx2 cosx2- 2sin2x2=0, 2sinx2 (cosx2- sinx2)=0,и т.д.
Решение 4 группы: sinx+cosx=1, 2sinx2 cosx2 +cos2x2 - sin2x2=sin2x2+ cos2x2 ,
2sinx2 cosx2-2sin2x2 =0, 2sinx2(cosx2-sinx2) =0,
sinx2=0 или cosx2-sinx2=0
1+tgx2=0 т.д.
После выполнения работы ученики афишируют свои решения.
- Систематизация знаний. Задание: найдите третье лишнее уравнение, обоснуйте свой выбор и представьте план решения. Карточки раздаются всем учащимся.
1.Sinx=2cosx (однородное) 2.2sin23x+3cos23x=5sin3xcos3x (однородное ) 3.Sin2x=cosx (лишнее, вынесение общего множителя за скобки) | 1.1+sinxcosx=sinx+cosx(разложение на множители) 2.2sinxcosx-cos2x=0(разложение на множители) 3.Arcsinx=-π3 (лишнее) | 1.Sinx+3cosx=1(введение вспомогательного угла) 2. 3sinx+cosx=1(--) 3.3sinx+4cosx=5(лишнее, метод оценки двух частей уравнения) |
6.Самостоятельная проверочная работа.
Вариант 1.
| Вариант 2.
|
7.Подведение итогов урока. Сбор контрольных листов и самостоятельных работ.
8. Задание на дом: пункт 11, повторить пункты 8-10, решить уравнения из карточек(5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры решения тригонометрических уравнений
Разработка урока по УМК под редакцией А.Н. Колмогорова в 10 классе и презентация к уроку...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Организация дифференцированного обучения математике в старшей школе на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений с параметром»
решение тригонометрических уравнений в старшей школе...
Разработка урока по теме: «Примеры решения тригонометрических уравнений».
Урок направлен на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по теме, на развитие быстроты мышления, памяти, внимания, умения анализировать и оценивать работу. Обучающие закрепляют знания по ...
Примеры решения тригонометрических уравнений
В конспекте рассмотрены примеры решения тригонометрических уравнений 1. Методом замены переменной2.Решены однородные тригонометрические уравнения3.С помощью универсальной тригонометрической подст...