Рабочая программа по математике в 6 классе по Виленкину
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме
рабочая программа по новым требованиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_6_klass_po_vilenkinu_5ch_v_nedelyu.docx | 50.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и на основе учебника «Математика 6 класс» Виленкина Н.А. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная.
Рабочая программа является основным документом («Закон Российской Федерации об образовании» ст. 32 п. 27). Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи предмета:
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Формирование языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Изучение математики в 6 классе направлено на формирование следующих компетенций:
учебно-познавательной;
ценностно-ориентационной;
рефлексивной;
коммуникативной;
информационной;
социально-трудовой.
Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и за рубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).
Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, КСО, проблемное обучение, ЛОО, технология развивающего обучения, тестирование, технология критического мышления, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в математическом образовании и поможет подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Общая характеристика предмета «Математика» в 6 классе
Основные задачи реализации содержания
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; освоение языка математики в устной и письменной формах; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления; понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира; формирование способностей выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению.
Содержание математического образования применительно к 6 классу представлено в виде содержательного раздела арифметика.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Место предмета «Математика – 6 класс» в Базисном учебном (образовательном) плане
Согласно действующему в школе Базисному учебному (образовательному) плану и с учетом направленности класса на изучение математики в 6 классе отводится 5 учебных часов в неделю, всего170 уроков.
Предмет «Математика» в 6 классе включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса «Математика – 6 класс»
Изучение математики в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
- в направлении личностного развития
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- в метапредметном направлении
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
овладение геометрическим языком;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета
Делимость чисел (20 часов). Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа). Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час). Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Отношения и пропорции (19 часов). Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа (13 часов). Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение рациональных чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов). Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов). Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Решение уравнений (15 часов). Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Координаты на плоскости (13 часов). Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Повторение (14 часов).
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Новые понятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | дата | Кор-ка | примечания |
1. Делимость чисел (20часов). | ||||||
1 2 3 | Делители и кратные. Делители и кратные. Делители и кратные. | Делитель натурального числа и кратное натурального числа. | Формулировать определение делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (чётные и нечётные, по остаткам от деления на 3 и т. п.) Анализировать и осмысливать текст задачи переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Исследовать простейшие числовые закономерности, проверять числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора и компьютера). | |||
4 5 6 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | Признак делимости на 10, признак делимости на 5, признак делимости на 2. | ||||
7 | Признак делимости на 9. | Признак делимости на 9. | ||||
8 | Признак делимости на 3. | Признак делимости на 3. | ||||
9 10 | Простые и составные числа. Простые и составные числа. | Простое число, составное число, разложение на множители. | ||||
11 12 | Разложение на простые множители. Разложение на простые множители. | Разложение на простые множители. | ||||
13 14 15 | Наибольший общий делитель. Взаимно-простые числа. Наибольший общий делитель. Взаимно-простые числа. Наибольший общий делитель. Взаимно-простые числа. | Наибольший общий делитель. Взаимно-простые числа. Правило нахождения НОД. | ||||
16 17 18 19 | Наименьшее общее кратное. Наименьшее общее кратное. Наименьшее общее кратное. Наименьшее общее кратное. | Наименьшее общее кратное. Правило нахождения НОК. | ||||
20 | Контрольная работа №1 «Делимость чисел». | |||||
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа) | ||||||
21 22 | Основное свойство дроби. Основное свойство дроби. | Основное свойство дроби. | Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Формулировать и записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действий с обыкновенными дробями. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с обыкновенными дробями. Использовать эквивалентные преставления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. | |||
23 24 25 | Сокращение дробей. Сокращение дробей. Сокращение дробей. | Сокращение дробей, несократимая дробь. | ||||
26 27 28 | Приведение дробей к общему знаменателю. Приведение дробей к общему знаменателю. Приведение дробей к общему знаменателю. | Приведение дробей к общему знаменателю, дополнительный множитель. Правило приведения дробей к общему знаменателю. | ||||
29 30 31 32 33 34 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. | ||||
35 | Контрольная работа №2 «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». . | |||||
36 37 38 39 40 41 | Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. | Правила сложения и вычитания смешанных чисел. | ||||
42 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание смешанных чисел». | |||||
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час) | ||||||
43 44 45 46 47 | Умножение дробей. Умножение дробей. Умножение дробей. Умножение дробей. Умножение дробей. | Умножение дроби на натуральное число, умножение дроби на дробь, умножение смешанных чисел. | ||||
48 49 50 51 | Нахождение дроби от числа. Нахождение дроби от числа. Нахождение дроби от числа. Нахождение дроби от числа. | Нахождение дроби от числа, задачи на нахождение дроби от числа. | Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). | |||
52 53 54 55 56 | Применение распределительного свойства умножения. Применение распределительного свойства умножения. Применение распределительного свойства умножения. Применение распределительного свойства умножения. Применение распределительного свойства умножения. | Применение распределительного свойства умножения, умножение смешанного числа на натуральное число. | ||||
57 | Контрольная работа № 4 «Умножение обыкновенных дробей». | |||||
58 59 | Взаимно обратные числа. Взаимно обратные числа. | Взаимно обратные числа. | ||||
60 61 62 63 64 | Деление дробей. Деление дробей. Деление дробей. Деление дробей. Деление дробей. | Деление дроби на дробь. | Выполнять вычисления с обыкновенными дробями. | |||
65 | Контрольная работа № 5 «Деление обыкновенных дробей». | |||||
66 67 68 69 70 | Нахождение числа по его дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение числа по его дроби. | Нахождение числа по его дроби. | Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). | |||
71 72 | Дробные выражения. Дробные выражения. | Дробные выражения, числитель и знаменатель дробного выражения. | ||||
73 | Контрольная работа №6 «Дробные выражения». | |||||
4. Отношения и пропорции (19 часов) | ||||||
74 75 76 | Отношения. Отношения. Отношения. | Отношение чисел, взаимно обратные отношения. | Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. Анализировать и осмысливать текст задачи переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Исследовать простейшие числовые закономерности, проверять числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора и компьютера). | |||
77 78 79 80 | Пропорции. Пропорции. Пропорции. Пропорции. | Пропорция, средние и крайние члены пропорции, основное свойство пропорции. | ||||
81 | Повторение. Решение задач. | |||||
82 83 84 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. | ||||
85 86 | Масштаб. Масштаб. | Масштаб. | ||||
87 | Контрольная работа №7 «Отношения и пропорции». | |||||
88 89 | Длина окружности и площадь круга. Длина окружности и площадь круга. | Формулы длины окружности площади круга. | ||||
90 91 | Шар. Шар. | Шар, радиус шара, диаметр шара, сфера. | ||||
92 | Контрольная работа №8 «Длина окружности, площадь круга, шар». | |||||
5. Положительные и отрицательные числа (13 часов) | ||||||
93 94 95 | Координаты на прямой. Координаты на прямой. Координаты на прямой. | Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, координата точки. | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выше-ниже уровня моря и т. п.). Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Характеризовать множество целых чисел, множество рациональных чисел. | |||
96 97 | Противоположные числа. Противоположные числа. | Противоположные числа, целые числа. | ||||
98 99 | Модуль числа. Модуль числа. | Модуль числа. | ||||
100 101 102 | Сравнение чисел. Сравнение чисел. Сравнение чисел. | Сравнение отрицательных и положительных чисел. | ||||
103 104 | Изменение величин. Изменение величин. | Изменение величин. | ||||
105 | Контрольная работа №9 «Положительные и отрицательные числа». | |||||
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов) | ||||||
106 107 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение чисел с помощью координатной прямой. | Сложение чисел с помощью координатной прямой, сумма двух противоположных чисел. | Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять их преобразования числовых выражений. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами. | |||
108 109 | Сложение отрицательных чисел. Сложение отрицательных чисел. | Правило сложения двух отрицательных чисел. | ||||
110 111 112 | Сложение чисел с разными знаками. Сложение чисел с разными знаками. Сложение чисел с разными знаками. | Правило сложения двух чисел с разными знаками. | ||||
113 114 115 | Вычитание. Вычитание. Вычитание. | Правило вычитания положительных и отрицательных чисел. | ||||
116 | Контрольная работа № 10 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | |||||
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов) | ||||||
117 118 119 | Умножение. Умножение. Умножение. | Правило умножения двух чисел с разными знаками. | Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять их преобразования числовых выражений. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами. | |||
120 121 122 | Деление. Деление. Деление. | Деление отрицательного числа на отрицательное, деление чисел с разными знаками. | ||||
123 124 | Рациональные числа. Рациональные числа. | Рациональное число, периодическая дробь, конечная и бесконечная десятичная дробь. | ||||
125 126 127 | Свойства действий с рациональными числами. Свойства действий с рациональными числами. Свойства действий с рациональными числами. | Свойства сложения и умножения рациональных чисел. | ||||
128 | Контрольная работа № 11 «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | |||||
8. Решение уравнений (15 часов) | ||||||
129 130 | Раскрытие скобок. Раскрытие скобок. | Раскрытие скобок, правила раскрытия скобок. | ||||
131 132 | Раскрытие скобок. Раскрытие скобок. | Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. | ||||
133 134 | Коэффициент. Коэффициент. | Коэффициент. | ||||
135 136 137 | Подобные слагаемые. Подобные слагаемые. Подобные слагаемые. | Раскрытие скобок, подобные слагаемые, правило приведения подобных слагаемых. | ||||
138 | Контрольная работа №12 «Раскрытие скобок, Подобные слагаемые». | |||||
139 140 141 142 | Решение уравнений. Решение уравнений. Решение уравнений Решение уравнений. | Корень уравнения, правило перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую, линейное уравнение. | Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. | |||
143 | Контрольная работа №13 «Решение уравнений». | |||||
9. Координаты на плоскости (13 часов) | ||||||
144 145 | Перпендикулярные прямые. Перпендикулярные прямые. | Перпендикулярные прямые. | ||||
146 147 | Параллельные прямые. Параллельные прямые. | Параллельные прямые. | ||||
148 149 150 | Координатная плоскость. Координатная плоскость. Координатная плоскость. | Система координат на плоскости, начало координат, координатная плоскость, координаты точки, абсцисса, ордината. | Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек. | |||
151 152 | Столбчатые диаграммы. Столбчатые диаграммы. | Столбчатая диаграмма. | Извлекать информацию из таблиц, диаграмм. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц, диаграмм, в том числе и с помощью компьютерных программ. | |||
153 154 155 | Графики. Графики. Графики. | График, график движения. | ||||
156 | Контрольная работа №14 «Координаты на плоскости». | |||||
10. Повторение (14 часов) | ||||||
157 | Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей. | |||||
158 | Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей. | |||||
159 160 | Совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями. | |||||
161 | Сложение и вычитание рациональных чисел. | |||||
162 | Умножение и деление рациональных чисел. | |||||
163 | Совместные действия над рациональными числами. | |||||
164 | Решение задач на дроби и проценты. | |||||
165 | Отношения и пропорции. | |||||
166 | Модуль числа. | |||||
167 | Координатная плоскость. | |||||
168 | Решение задач на «движение». | |||||
169 | Решение задач на «бассейны» и «совместную работу» | |||||
170 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. |
Список учебной литературы
Основная литература
Виленкин Н.Я и др. «Математика 6 класс», Мнемозина, 2009.
Дополнительная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 5 класс, учебник Виленкин Н.Я.
Рабочая программа по математике, 5 класс. Рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). Автор учебника: Виленкин Н. Я....
Рабочая программа по математике 5 класс. УМК Виленкин Н. Я.,
Курс математики 5-го класса - важное звено математического образования и развития школьников. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет ...
Рабочая программа по математике 5 класс учебник Виленкин Н.Я.
Рабочая программа по математике 5 класс учебник Виленкин Н.Я....
Рабочая программа по математике 5 класс ( учебник Виленкин Н.Я.)
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по математике для общеобразовательных учреждени...
Рабочая программа по математике 6 класс ( учебник Виленкин Н.Я.)
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по математике для общеобразовательных учреждени...
Рабочая программа по математике 5 класс.Автор Виленкин Н.Я и др
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 204 часа (6 уроков в неделю)...
Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкина М.Я и др.
Виленкин Н.Я. 6 класс. Рабочая программа по математике...